Ведь всем известно, что неспособных детей нет. Что же надо сделать, чтобы ребенок смог реализовать свои способности? История - наука сложная, многогранная. Она не ограничивается повествовательным описанием тех или иных событий, нужно знать даты, факты, обладать терминологическим словарем. Пятикласснику, пришедшему из начальной школы, трудно справиться со всеобъемлющими требованиями новой для него науки. Поэтому с первых дней я стараюсь вовлекать детей во всевозможные игровые ситуации, которые создают атмосферу раскованности, вводят дух соревнования, заставляют их не просто механически припоминать известное уже, а думать, сопоставлять, оценивать. Игра не только позволяет проявить способности детей, но и помогает их совершенствовать.

Так, на уроках истории древнего мира в 5-м классе, посвященных изучению темы «Возникновение искусства и религиозных верований первобытных людей», мы с ребятами пытаемся представить, как магические обряды первобытных людей соотносятся с современными, модными сегодня танцами.

Прямо на уроке, под импровизированный аккомпанемент, состоящий из хлопков ладонями по столам, ученики пытаются воспроизвести первобытный танец, повторяя действия охотников. Для наглядности они используют сделанные ими же на предыдущих уроках орудия охоты.

Через год, уже в 6-м классе, мы с детьми танцуем вновь, на уроках истории средних веков. Но это уже другие танцы, движения их просты и легко запоминаются, но все же сложнее, чем у первобытного человека, требуют они более сложного музыкального оформления, которое в данном случае готовится заранее. Чаще всего ученики заучивают минуэт, сарабанду, бранль. Почти половина детей школы посещает еще и музыкальную. Конечно, в кабинете истории нет рояля, но я приношу синтезатор, а иногда на нем играю и сама, пока дети танцуют. Танцуют же они и средневековые танцы - шествия феодальной знати и веселые, живые танцы простого народа, так как часть детей выступает в качестве гостей рыцарского замка, а другая - в качестве деревенского праздника, проводимого в мае в честь любимого героя народных баллад - Робин Гуда. На этом же уроке инсценируются и эпизоды из баллад о нем, восхваляющие его смелость, мужество и народную смекалку. Другие участники театрализованной игры переносят нас в средневековый замок, где феодальная знать над народом смеется.

Примерно так проходит урок изучения средневековой культуры периода зарождения феодального общества. Он запоминается, вызывает интерес, а следовательно, способствует в конечном итоге активизации учебного процесса. А главное - позволяет раскрыться всем. Не каждому ученику дано быстро и точно запоминать ту или иную дату, но мало кто не любит петь, танцевать, читать стихи. Такие уроки позволяют отличиться не только сильному ученику-отличнику, но и тому, для которого каждая пятерка - интеллектуальная победа.

Использование элементов игры позволяет достичь высокой степени усвоения учебного материала, а при использовании театрализованных игр происходит эмоциональное воздействие на чувства детей, а это способствует более прочному запоминанию. Поэтому элементы театрализованных игр я ввожу постоянно, но особенно активно в младших классах.

Так, при изучении темы «Установление сеньориально-вассальных отношений в средние века» процедуру оммажа мы инсценируем, когда переданная из рук «сеньора» в руки «вассала» перчатка становится символом передачи земли в вассальное владение, а при показе сценки, изображающей посвящение в рыцари на уроке «В феодальном замке», дети лучше запоминают обязанности рыцаря по «Кодексу рыцарской чести». Изучая культуру, мы разыгрываем сцену заключения брачного договора. Для введения на занятии этих игр предварительная подготовка не нужна, а процент усвоения увеличивается. При этом используются наглядные пособия, постоянно хранящиеся в кабинете истории. Изготовлены они самими детьми. Это рисунки, орудия труда, орудия охоты, схемы, карты, таблицы, карточки и т.д. Такой вид деятельности также развивает творческий потенциал ребенка.

Переходя с ребятами из класса в класс, мы усложняем и виды творческой деятельности, когда от простых форм театрализованных игр, в которых ученики получают роли с уже готовым текстом и просто показывают представление, переходим к более сложным, в которых они должны исполнить роль, вживаясь в образ и действуя как бы от своего имени.

Рабочие тетради мои ученики ведут с 5-го класса. В них они составляют опорные конспекты, пишут планы, заносят основные даты, ведут понятийный словарь, рисуют схемы, составляют таблицы, пишут исторические сочинения, иллюстрируя их рисунками. В старших классах ребята записывают лекции, выполняют практические работы, делают задания по индивидуальным карточкам. Хранятся они в кабинете и активно используются, позволяя во время опроса охватить достаточно большое количество учеников. Этой же цели служат и тесты. Они дают возможность определить, насколько прочно ученики усвоили основной исторический материал. Но нельзя при опросе использовать только письменные формы, так как лишь устная речь ученика позволяет развивать творческое мышление. Я стараюсь учить своих детей говорить правильно, образно, на хорошем литературном языке. Широко использую художественную литературу в качестве дополнительного средства эмоционального воздействия на ребят. Это позволяет создавать исторические образы, которые затем надолго остаются в памяти. С этой же целью мною организовывается внеклассное чтение по предмету с последующим обсуждением прочитанного в классе на уроках или на дополнительных, факультативных занятиях.

Создавать определенный эмоциональный настрой на уроках мне помогает использование музыкального фона в виде прослушивания классических произведений, произведений, созданных в изучаемую эпоху (например, Стихиры Ивана Грозного при рассмотрении темы «Опричнина»). А при изучении вопросов культуры невозможно обойтись без музыкального оформления урока. Иногда сами дети играют те или иные произведения (для этого мы переходим в музыкальный класс), иногда слушаем пластинки или магнитофонные записи. Просматриваем слайды, диафильмы, картины. Есть у меня видеотека. Просмотр исторических фильмов в классе или дома дает возможность в деталях, более целостно представить изучаемый период истории.

Все перечисленные средства можно использовать и при проведении игровых форм урока. Именно игра предоставляет ребенку возможность проявить все свои способности, раскрыться всесторонне.

Во время учебных игр происходит многократное повторение учебного материала в его различных сочетаниях и формах, что как нельзя лучше подходит для запоминания основных дат, имен, терминов. Например, для запоминания дат, терминов в 5-м классе можно использовать игру в мяч. Кидая его ученику, учитель называет событие, а ученик, поймав мяч, произносит дату, когда это событие произошло. С этой же целью можно использовать игру «Кто больше?». За определенное время команды должны написать на листке бумаги как можно большее количество дат или имен исторических деятелей. Для повышения познавательного интереса школьников можно использовать также игру «Дальше, дальше, дальше...». Учитель задает вопросы, а ученики должны дать правильный и быстрый ответ. Выигрывают те, кто за одну минуту даст больше правильных ответов.

Для лучшего запоминания дат можно использовать в качестве домашнего задания составление логической цепочки дат, в которой последняя цифра предыдущей даты должна быть цифрой последующей даты. При опросе дат можно использовать игру «Поймай дату». Ученик ищет в историческом аквариуме дату, а она пишется на карточке в форме рыбки, затем ученик объясняет ее. Он «варит хронологическую уху» на оценку.

Для запоминания имен исторических деятелей можно применять игру «Знаешь ли ты их имена?». Ученик по описанию должен узнать историческую личность или определить по высказыванию, кому оно принадлежит.

Можно использовать и различного рода исторические цепочки, когда ученикам на основе логического умозаключения предлагается составить ряд имен, дат, терминов или, наоборот, вычеркнуть лишнее слово. Живой интерес у детей вызывает и разгадывание кроссвордов. Но важно и детям давать задания самим их составлять.

В ходе итоговых уроков, при повторении изученного материала беру игру «Что, где, когда?». Вопросы помогают подбирать ученики. Затем выбираются наиболее трудные из них. Таким образом ребята вовлекаются в чтение дополнительной литературы, художественной, научно-популярной, документальных источников.

В ходе обобщения изученного ученики, как показывает опыт работы, с удовольствием принимают такую форму урока, как урок-КВН, когда вводятся всевозможного рода игровые ситуации. Они позволяют показать ребенку даже те свои способности, о которых он, возможно, даже сам не знал. Поэтому так отрадно иногда учителю получать в подарок строки признания в любви к своему предмету. И пусть они звучат нескладно, но как они трогают сердце.

Мои ученики нередко, уходя из школы, не хотят расставаться с историей. Они поступают в вузы на исторические и юридические факультеты. А это подтверждает, что выбранные мною формы организации учебно-познавательной работы на уроках истории приносят свои положительные плоды.

Елена ПЕРВАКОВА, учитель истории, Карачаево-Черкесская Республика