Предлагаемый вариант урока предполагает постановку следующих целей: способствовать максимальному развитию правовой и политической культуры школьников - граждан РФ; формированию ключевой компетенции личности в сфере гражданско-правовой деятельности, чувства сопричастности к жизни своей страны; воспитанию уважения к государственной власти, законам, Конституции РФ как основному закону государства.

Задачи:

Знакомство учащихся с принципами организации демократической государственной власти, признаками правового государства.

Знакомство с устройством государственной власти в РФ, функциями органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, полномочиями Президента РФ.

Получение новых знаний путем рассмотрения проблемы с разных точек зрения, выбора оптимальных путей ее решения.

Совершенствование навыков анализа законов и получения из них необходимой информации.

Развитие умения вести дискуссию, иметь свое независимое суждение, аргументировать его.

Ход урока

Создание проблемной ситуации

Кто в доме хозяин? Конечно, парламент, то есть Федеральное Собрание, не задумываясь, ответит каждый. Но читаем Конституцию дальше. А вот и наделение полномочиями президента, который официально становится главой государства (ст. 80) и в то же время сохраняет за собой право представительствовать на заседаниях Правительства РФ, то есть руководить его работой (ст. 83 п. «б»). А чтобы руководить было легче, он же сам назначает всех федеральных министров (ст. 83 п. «д»). Это ничего, что кандидатуры ему предлагает председатель правительства. Самого председателя правительства ведь тоже назначает президент. И он же осуществляет помилование (ст. 89 п. «в»), равно как и назначает судей федеральных судов (ст. 83 п. «е»).

А как же быть со ст. 1 той же Конституции, которая утверждает, что Российская Федерация есть правовое государство, и ст. 10: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Попробуем разобраться.

Можно использовать один из приемов, обеспечивающих принятие проблемы (например, «яркое пятно» - сообщение, интригующий материал).

Двум художникам было предложено написать портрет короля, который был мал ростом, горбат, хромал на левую ногу и в придачу был кривым на левый глаз. Один живописец изобразил короля двухметровым статным гигантом, со здоровыми ногами и некривым. А второй, не погрешив против истины, создал поистине шедевр.

Предложите ваши варианты: какой выход нашел этот художник?

(Ответ: он нарисовал его верхом на коне в доспехах, вид справа.)

Учитель предлагает, не погрешив против истины, попробовать разобраться. Сообщается тема занятия (урока).

Осуществляется деление класса на группы, три из которых исследуют одну из сторон взаимодействия Президента РФ с ветвями власти:

1. Президент и законодательная власть.

2. Президент и исполнительная власть.

3. Президент и судебная власть.

Четвертая группа - это спецгруппа, созданная по распоряжению Президента РФ для координации действий ветвей власти, в составе помощника президента по работе с Федеральным Собранием, помощника президента по работе с правительством, помощника президента по взаимодействию с судебной ветвью власти и помощника-социолога.

Организуется работа. На столах - тексты Конституции РФ и дополнительный материал (см. Приложение 1). Учитель при подготовке к уроку тщательно изучает текст Конституции РФ и составляет для себя сводную справку (см. Приложение 2).

Каждый ученик получает памятку «Я участвую в дискуссии»:

Я должен:

1. Прислушиваться к суждениям оппонента.

2. Находить в них близкие позиции мысли.

3. Уточнять и развивать собственную позицию.

4. Уметь обосновать ее фактами.

5. Ясно видеть суть наших разногласий.

Я не могу:

1. Переходить на личность оппонента.

2. Пытаться перекричать его.

3. Бездоказательно отвергать его взгляды.

4. Использовать непроверенные или недостоверные факты.

Пока учащиеся работают в группах, остальным присутствующим предлагается тест «Мои политические взгляды». Социологи сразу обрабатывают результаты.

Тест «Мои политические взгляды»

Внимательно прочитайте вопросы. Выбрав тот или иной ответ, зачеркните поставленную рядом с ним букву.

1. Считаете ли вы, что и законодательной, и исполнительной властью в стране должен обладать парламент? (Да -А, нет - Б.)

2. Во главе государства должен находиться президент с широкими полномочиями и сильной реальной властью? (Да - В, нет - Г.)

3. Надеетесь ли вы на успешный ход экономической реформы? (Да - Д, нет - 3.)

4. Верите ли вы, что Россия может стать ведущей державой мира? (Да - Ж, нет-3.)

5. Верите ли вы в жизнеспособность СНГ? (Да - И, нет - К.)

6. Являетесь ли вы сторонником жесткой политической цензуры? (Да - л, нет - О.)

7. Согласны ли вы с утверждением, что писать и говорить можно все, если это не запрещено законом? (Да - Н, нет - О.)

8. Часто ли вы смотрите телепередачи на политические темы? (Да - П, нет - Р.)

9. Интересуетесь ли вы ходом обсуждения законопроектов? (Да - С, нет - Т.)

10. Часто ли вы вступаете в спор на политические темы со своими товарищами? (Да - У, нет - Ф.)

11. Отстаиваете ли вы в споре свое мнение? (Да - X, нет - Ц.)

12. В каком году был избран первый Президент России? (1990 г. - Ю, 1991 г. - И, 1989 г. - Я.)

Продуктивное воспроизведение и применение нового знания

Социологи озвучивают результаты тестирования, проведенного среди учителей и учащихся накануне и среди присутствующих на данном занятии.

Члены группы (их руководители) сообщают о результатах проделанной работы.

Организуется дискуссия, цели которой - разобраться во всех сложных моментах, выяснить позиции учащихся по наиболее проблемным местам материала, постараться прийти к единому мнению по ключевому вопросу урока (занятия): можно ли считать наше государство правовым, нет ли доли истины (исходя из положений Конституции РФ) в мнении многих западных специалистов-политологов в том, что Россия теряет демократические позиции и идет к авторитарному режиму правления?

Итог занятия (урока)

Каждый участник работы получает листок-заготовку «Обращение к Президенту РФ» и заполняет его исходя из знаний, полученных на занятии, и жизненного опыта.

Уважаемый Президент РФ!

Я,________________________________________________

Обращаю Ваше внимание на __________

_________________________________________________

Призываю Вас ________________________

__________________________________________________

Что же предложить учащимся в качестве домашнего задания?

1. Подумать и предложить «5 советов другу» (мои пожелания президенту).

Вопросы уже задавали (кстати, это намного проще), а теперь нужно попробовать дать ему добрые человеческие советы.

2. Поискать, а найдя, прочитать и рассказать, как принцип разделения властей осуществляется в других государствах.

3. Посмотреть информационные блоки разных телеканалов, понаблюдать за работой парламента, правительства и Конституционного суда, проанализировать, реализуется ли на практике принцип взаимодействия властей.

Обратить внимание учащихся, что учитель не настаивает на выполнении всех заданий, а будет искренне рад, если каждый из учащихся поработает над любой из предложенных тем и посчитает возможным поделиться своими мыслями, наблюдениями, открытиями на следующих занятиях (уроках).

Приложение 1

Осуществление государственной власти в Российской Федерации

Президент Российской Федерации, его полномочия. ПРЕЗИДЕНТ - выборный глава государства в большинстве современных государств с республиканской формой правления.

В нашей стране институт президентской власти достаточно нов. Впервые институт президентской власти был введен еще в СССР в период так называемой перестройки. Далее наступила очередь республик, входивших в СССР. Первый Президент Российской Федерации был всенародно избран в 1991 г.

По Конституции Российской Федерации Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики, представляет Россию внутри страны и за границей.

Конституция РФ наделяет Президента РФ очень большими полномочиями. В течение четырех лет - срока своего пребывания на посту - президент участвует в формировании Правительства РФ, состава Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов РФ, предлагает кандидатуру Генерального прокурора РФ, формирует, возглавляет Совет безопасности РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ, назначает и отзывает послов. Он назначает выборы в Государственную Думу, может распустить ее в случаях, предусмотренных Конституцией, назначает референдумы, вносит законопроекты, подписывает и обнародует федеральные законы, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране. Президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ, может ввести в стране чрезвычайное положение.

Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении тяжкого преступления.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации. ПАРЛАМЕНТ - высший выборный представительный орган государственной власти. Парламентом России ныне является Федеральное Собрание, пришедшее на смену Верховному Совету РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Палаты заседают раздельно. Предметы их ведения различны.

Совет Федерации, например, утверждает изменения границ между субъектами РФ, назначает выборы Президента РФ, назначает на должность судей Конституционного суда РФ, Генерального прокурора РФ и др.

Государственная Дума дает согласие президенту на назначение Председателя Правительства РФ, решает вопрос о доверии Правительству РФ, назначает на должность председателя Центрального банка РФ, председателя Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека, объявляет амнистию и др.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Затем они передаются на рассмотрение и одобрение Совету Федерации. Закон вступает в действие после его подписания президентом.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ; по одному - от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Она избирается сроком на четыре года. Депутатом Государственной Думы может быть избран имеющий право участвовать в выборах гражданин РФ, достигший 21 года.

Правительство РФ. Высшим органом исполнительной власти в Российской Федерации является Правительство РФ. Оно состоит из председателя правительства, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. После назначения на должность председатель правительства представляет президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (министерствах, госкомитетах и т.д.).

Правительство разрабатывает и представляет Госдуме для утверждения федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, управляет федеральной собственностью, принимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и др.

Судебная власть. Правосудие в Российской Федерации осуществляется, только судом. Подавляющее большинство дел рассматривается районными, городскими, областными судами. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьи несменяемы, неприкосновенны, независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дела во всех судах открытое. В судопроизводстве осуществляются принципы сознательности и равноправия сторон. Предусмотрено участие присяжных заседателей в судопроизводстве.

В систему судебной власти Российской Федерации входят: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный Суд РФ, республиканский суд, областной суд, краевой суд, городской суд, районный суд.

Главная компетенция Конституционного суда РФ - рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, конституций республик, уставов и иных нормативных актов субъектов РФ; договоров между центром и субъектами РФ, а также договоров между субъектами РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ.

Верховный суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высшей компетенцией в разрешении экономических споров и иных дел обладает Высший арбитражный суд РФ.

Приложение 2

Президент - законодательная власть

Ст. 81.4 - Порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом.

Ст. 84 а - Президент назначает выборы в Госдуму, но в соответствии с конституцией и федеральным законом.

Ст. 84 б - Распускает Госдуму только в случаях и в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Ст. 84 г - Вносит в Госдуму законопроекты (не законы!).

Ст. 87. 2,3 - Вводит военное положение на территории РФ или в отдельных ее местностях, но с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Госдуме.

Ст. 88 - Аналогично и чрезвычайное положение.

Ст. 90.3 - Указы и распоряжения президента не должны противоречить конституции и федеральным законам.

Ст. 92.3 - Обязанности и.о. президента (много ограничений по сравнению с президентом).

Ст. 93 - Отрешение от должности президента.

Ст. 98 - Члены Совета Федерации и депутаты Госдумы неприкосновенны в течение всего срока их полномочий (в том числе и от произвола президента).

Ст. 102 - Ведение Совета Федерации.

Ст. 103 - Ведение Госдумы.

Ст. 104 - Законопроекты вносятся в Госдуму.

Ст. 105 - Порядок принятия законов.

Ст. 107.3 - Что будет, если президент не подпишет закон.

Ст. 108.2 - Порядок подписания законов президентом.

Президент - исполнительная власть

Ст. 83 а, 111 а - Председатель правительства назначается президентом с согласия Госдумы.

Ст. 83 г - Центробанк кандидатуру на должность представляет Госдуме. Также и ставит вопрос об освобождении.

Ст. 83 д, 112.2 - Назначает и освобождает от должности зам. председателя правительства, федеральных министров, но по предложению председателя правительства.

Ст. 83 м - Назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях, но после консультации с Советом Федерации (его соответствующими комитетами или комиссиями).

Ст. 112.1 - Председатель Правительства РФ представляет президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

Ст. 11З - Председатель правительства организует работу правительства, во-первых, в соответствии с конституцией, во-вторых, с федеральными законами и, только (!!) в-третьих, с указаниями президента.

Ст. 114.2 - Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Ст. 117.3, 117.4 - Госдума может выразить недоверие Правительству РФ.

Президент - судебная власть

Ст. 83 е - Президент представляет кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного суда, Верховного суда, Арбитражного суда, Генерального прокурора - Совету Федерации, равно как и предложения об освобождении от должности Генерального прокурора РФ.

Ст. 85.1 - В случае недостижения согласия в разрешении споров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ президент передает разрешение споров на рассмотрение суда.

Ст. 85.2 - Президент имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ, но только до решения этого вопроса соответствующим судом.

Ст. 93.1 - Порядок отрешения президента от должности. Роль Верховного суда РФ и заключение Конституционного суда (т.е. последнее слово за судебными органами).

Ст. 118.1 - Правосудие в РФ осуществляется только судом.

Ст. 120 - Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Ст. 121 - Судьи несменяемы.

Ст. 122 - Судьи неприкосновенны.

Ст. 125 - Все, что касается Конституционного суда.

Ст. 128 - Судьи назначаются по представлению Президента РФ, но только Советом Федерации.

Ст. 128.2 - В ряде судов судьи назначаются президентом, но только в порядке, установленном федеральным законом.

Вера КОПЫЛОВА, учитель истории и обществознания, Саранск