- Надо сказать, что духовно-нравственное образование в настоящий момент выделено как самостоятельная образовательная наука. Это уже было сформулировано в оповещении Общественной палаты и это уже сложилось в науке. В настоящий момент есть методологические основания, выработанные основными ведущими учеными, педагогами и психологами, которые позволяют говорить о том, что человек, будь то педагог или ребенок, - существо духовное, и мы, вне всякого сомнения, согласимся с тем, что нравственность - внешняя культура, а духовность - культура, те высшие смыслы и ценности, которые составляют суть человеческой жизни. Но пространство личности современного человека остается для молодых людей незаполненным, а если и заполнено, то случайно и несистемно. Поэтому, понимая, что особенность педагогического вуза заключается в том, чтобы готовить специалистов области именно нравственного, духовно-нравственного образования и воспитания, мы считаем, что наши выпускники должны быть более зрелыми, особыми личностями.

Но действительно, в течение очень большого периода времени в советской педагогике эта целостность личности не обеспечивалась, поскольку духовно-культурный пласт учебных предметов не содержал курс по объективным причинам и, конечно, с нашими педагогами не говорили о духовно-практической сфере. Между тем есть замечательный опыт некоторых педагогических вузов, который позволяет проводить специальные мастерские, помимо того, что там есть и культурологический, и психолого-педагогический блок дисциплин.

Два года мы проводили мониторинг студентов, участвующих в работе мастерских, студентов разных мировоззрений, ориентированных на разные конфессии. В ходе мониторинга получены разные показатели, но суть заключается в том, что когда мы оценивали расположенность студентов к изучению традиционно отечественной культуры, то выяснили, что практически нет негативных, отрицательных, неприемлющих отношений, что есть очень большой процент активно желающих изучать этот предмет. Когда мы оценили, сколько таких студентов среди опрошенных, то оказалось, что их 80%. То есть разные конфессии не повлияли на ориентировку молодых людей на изучение отечественной духовной культуры. Это обстоятельство подвигло нас еще к тому, что, конечно, необходимо включить в этот социокультурный блок еще и подготовку педагогов. Тогда мы пошли не по пути преподавания непосредственно «Основ православной культуры», а по опыту коллег из педагогических вузов, введения всех направлений психолого-педагогической работы, включающих изучение трудов профессора педагогики и психологии, юриста, принявшего священнический сан, Василия Янковского, святителя Тихона Задонского, Владимира Богоявленских и других замечательных авторов.

Из всех моментов работы со студентами тревогу вызвал лишь один. 20% московских студентов, как правило, характеризует увлечение какими-то иными системами - тоталитарными сектами и так далее. Что ужасно: они транслируют свое мировоззрение на воспитанников. Мы знаем примеры, когда столичный педагог, исповедующий учение Муна, вовлек своих учеников в эту секту. То есть этот момент безопасности образовательного пространства очень важен.

Мониторинг показал, что многоконфессиональность студентов не страшна, это хорошо, что они придерживаются отечественных традиций. Определяющим оказалась их направленность на педагогическую деятельность. Если мы расширим содержание профессиональной подготовки, то наши студенты будут готовы к педагогической деятельности. Эта динамика после проведения курсов и мастерских была положительной. Мы не стали давать те темы, которые меняли мировоззрение, а обогатили программы, ввели их в культурную традицию. Такие мастерские, как показал опыт, хорошо работают не только со студентами, но и с молодыми специалистами, и с профессионалами-педагогами.

В системе Департамента образования есть самая обширная экспериментальная площадка - 50 школ, в которых апробируется программа «Духовно-нравственное образование» со всем учебно-методическим комплексом, начиная с методических рекомендаций и кончая книгами для чтения и рабочих тетрадей для учеников, и педагогической академической науке очень интересно сотрудничать с этими школами.