Самое опасное место - это центр салона, переполненного людьми. Туда потоки свежего воздуха почти не доходят, поэтому вероятность заражения максимальна. Даже в метро, где окна практически бесполезны, лучше всего стоять ближе к выходу или к стене. В таком случае человека обступают не со всех сторон, а только с трех. Тогда можно повернуть голову в свободную сторону, где наименьшее число микробов.

Необходимо перед путешествием «вооружиться». Оксолиновая мазь убивает вирусы, снижая риск заражения, если ею регулярно смазывать не только слизистую носа, но и кожу под ноздрями. Так можно делать утром, перед поездкой в транспорте. Правда, мазь дает небольшой блеск, который женщины тут же пытаются запудрить, и эффективность препарата снижается. Помните - лекарство нужно наносить поверх макияжа. Хорошее профилактическое средство - крем «Виферон». Он содержит вещества, убивающие вирусы и усиливающие местный иммунитет, не имеет противопоказаний и не дает осложнений. Использовать его следует так же, как и оксолинку. Во время эпидемии схему надо усилить - применять «Виферон» дважды в день в течение двух недель, затем 2-3 раза в неделю. Можно использовать и природные средства, например прополис. Жуйте его в метро вместо жвачки - в прополисе содержатся соединения, убивающие бактерии и вирусы. Полезно «поточить зубы» о корень солодки. Заходя в транспорт, положите в рот маленький кусочек и наслаждайтесь поездкой.

Транспорт таит в себе и другие опасности. Например, трудно, но реально подцепить чесоточного клеща. Мимолетное прикосновение не приводит к заражению - слишком мало времени для того, чтобы этот «зверь» смог переползти с руки на руку. Но когда люди стоят, прижавшись друг к другу несколько остановок, заражение становится вполне реальным. Через поручни заболевание передается редко - только если человек взялся за ручку сразу вслед за больным, да еще и крепко. Не стоит садиться на место пассажира, вызывающего подозрение. И непременно надо мыть руки после поездки.

Разные температурные режимы в метро и на улице - еще одна неприятность. В транспорте надо обязательно снять шапку, шарф, расстегнуть куртку, иначе организм перегреется. А разгоряченный человек очень восприимчив к инфекции - дышит чаще и глубже, что увеличивает риск подцепить заболевания, передающиеся по воздуху. На влажной коже оседает максимум микробов. Опаснее всего выход из метро на свежий воздух, когда происходит резкий перепад температур. Это приводит к переохлаждению, так как влажная кожа лучше всего отдает тепло. Так что учитесь вовремя раздеваться - это бывает очень полезно.

Кроме того, теснота и давка сильно действуют на впечатлительного человека. Метро к тому же еще и находится под землей. Не каждому приятно. Душевный дискомфорт проявляется в физическом недомогании - появляется ощущение нехватки воздуха, сердцебиение и головокружение. Надо постараться себя отвлечь: посчитать, сколько в вагоне старушек или детей, определить количество лет соседки, устроить «переглядки» с симпатичным соседом. Если не работать над собой, то может развиться страх метро, который, между прочим, занимает одно из лидирующих мест среди фобий. По статистике, почти 20 процентов взрослого населения боится «подземки» и избегает ею пользоваться. Но с начальными стадиями человек в состоянии справиться сам, нужно только вовремя переключиться с внутренних восприятий на внешние. Если не работать над собой, то, лишь добравшись на работу, будете чувствовать себя, как после разгрузки вагонов. Конечно, стук колес и скрип тормозов, вибрация и электромагнитное излучение, запыленность и скученность не самым лучшим образом сказываются на человеке. Но можно совмещать неприятное с полезным - читать интересную книгу или разгадывать кроссворд. Вибрация меньше всего ощущается в середине салона, а приглушить шум поможет плеер с наушниками. Так можно избежать синдрома транспортной усталости.

Валерий ВЫСОГОРСКИЙ, доктор медицинских наук, профессор