Поэтому раз уж разговор зашел про соответствие урока номинации (и наоборот), то давайте в который раз зададимся вопросом: реально ли человеку «со стороны» отличить урок, данный, скажем, в контексте «Вдохновения и педагогического артистизма», от аналогичного мероприятия в «Традициях в образовании»?

Помочь увидеть разницу между номинациями призваны четко прописанные критерии, знакомые, естественно, не только членам жюри, но и конкурсантам. Однако наберется ли кто-нибудь смелости сказать, что такой критерий как «соединение академических целей образования с социально значимыми для достижения успешной социализации учащихся» можно отождествить лишь с «практико-ориентированным образованием»?

Это вовсе не очередная претензия к тем, кто придумал сами номинации и обосновал необходимость их существования. Просто порой получается так, что учителя дают отличные открытые уроки, а потом вместе с членами жюри пытаются найти как можно больше связей с номинацией, в которой они заявлены. Но самое интересное, что это, может быть, вовсе и не так плохо - было бы гораздо хуже, если бы все 30 минут педагог старался каждое слово и движение - как свое, так и учеников - направить на подтверждение какого-нибудь тезиса типа «развитие в детях стремления к самоопределению и самообразованию». Тем более что он в любом случае, так или иначе, прямо или косвенно, коснется этого.

Каким образом это выглядело в нашем случае?

...Биолог Ольга СМИРНОВА из Коми-Пермяцкого автономного округа решила связать тему «Строение и функции головного мозга» со здоровьем человека. Кроме многочисленных экспериментов по измерению частоты пульса и сокращения сердца Ольга Леонидовна провела с детьми «зарядку для ленивых». Как оказалось, чтобы развить отделы головного мозга, отвечающие за работу различных частей тела, можно всего лишь поочередно сгибать и разгибать пальцы рук. И чтобы узнать о состоянии различных органов, нужно всего лишь оценить степень подвижности пальцев.

Физики Алексей СЕЛИВАНОВ из Карачаево-Черкесии и Елена ХАЛИУЛИНА из Иркутской области дали несколько сходные темы - оба изучали с детьми механическое движение. Алексей Иванович основной упор сделал на его относительности, рассмотрев многочисленные примеры и показав, насколько нам порой бывает жизненно важно знать это свойство движения. А Елена Владимировна подвела детей к понятию траектории криволинейного движения. Работая в группах, ребята попытались изобрести курвиметр и найти ему применение в быту. Правда, это получилось лишь при участии учителя.

Взяв за основу тему «Строение вещества. Повторение и обобщение материала», физик Наталья БОЧКАРЕВА применила интересный прием: поменялась ролями с детьми. После чего они стали объяснять ей характеристики твердых, жидких и газообразных веществ, а она, как прилежная ученица, записывала на доске. Но потом Наталья Алексеевна вдруг заявила, что не верит сказанному. И попросила своих учителей доказать перечисленные свойства с помощью опытов.

Преподаватели немецкого языка Ольга ГАУН из Республики Коми и Ольга АЛИЕВА из Белгородской области в самом начале занятия задались вопросом: что читают наши дети? Но вопрос этот был лишь затравкой к обсуждению совершенно разных тем. Ольга Фридриховна акцентировала внимание на проблеме взаимопонимания взрослых и детей, так часто поднимаемой в молодежных журналах. А урок Ольги Васильевны был посвящен значению книг в нашей жизни. И в том, и в другом случае обсуждение этих проблем позволяет в дальнейшем легко найти общий язык с иностранцами, если таковые попадутся. Не в реальной ситуации - так в виртуальной реальности.

Несколько близкая по духу тема - «Как мы ладим друг с другом» - помогла Танзиле ВАЛЕЕВОЙ, учительнице английского из Самарской области, моментально наладить контакт с аудиторией, которая не могла остаться равнодушной к обаятельному педагогу, рассказывающему о таких важных вещах. А вот Зоя МИХАЛИНА, преподаватель из Ставрополья, заинтриговала всех темой «Деньги». Впрочем, оказалось, что наши дети даже после того, как научились заполнять чеки на английском языке, сохранили твердое убеждение: money - далеко не главное, что нужно для счастья в жизни.

На мой взгляд, труднее всего пришлось Елене ЖИРКОВОЙ, преподавателю из Приморского края. Посудите сами, как можно дать урок на тему «Чертеж, требования и значение в практической деятельности человека» для детей, у которых предмет «Черчение» не ведется вообще, а «Технология» ограничена рамками общественно полезного труда? Но все же Елена Витальевна с честью справилась с этой задачей. В процессе обсуждения ребята самостоятельно выработали единые требования к чертежу, выполнив свою первую пробную работу и разобрав совершенные при этом ошибки.

...Как бы прекрасны ни были конкурсные уроки, всему наступает конец. Всему, кроме Обучения, ориентированного на Практику. Иначе зачем тогда вообще чему-либо учить? И главное - возможно ли?..