...Зимний сад с опытной лабораторией

В старорусском центре развития ребенка №15 «Теремок» девять групп, в которых занимаются 196 детей. Четыре группы из девяти - коррекционные, для детей с ослабленным зрением. Принимают в детский сад всех желающих. Так что никаких льготных условий у коллектива «Теремка» не было и нет, кроме одного. Это потворствование заведующей детским садом Нины Федоровой своим коллегам вести экспериментальную творческую деятельность, что они успешно и делают уже много лет. Чтобы увидеть результаты этой деятельности, в Старую Руссу регулярно приезжают педагоги не только из городов России, но и из Норвегии и Великобритании.

То, что они видят, обычно поражает даже не испытывающих финансовой нужды в своих образовательных учреждениях иноземных коллег. Общая территория этого детского сада занимает один гектар (!) земли. На площадках вокруг садика, отведенных каждой из девяти групп отдельно, произрастают все виды деревьев, встречающиеся в Новгородской области, в том числе каштаны, бук, вяз, сосны, голубые ели, тополя серебристые и шаровидные. В теплице летом растут, а точнее, выращиваются детьми огурцы, помидоры, сладкий перец, зелень, кабачки. В здании детского сада в зимнем саду круглый год радуют глаз экзотические цветы. Все это великолепие цветет и пахнет для вполне практических нужд: ребята вместе с педагогами прослеживают рост растений и ставят опыты в небольшой лаборатории. Зимний сад, кстати, собрал представителей не только флоры, но и фауны: его обитателями являются ручной заяц, орел и черепаха - последнее существо родом не из Старой Руссы, но уже вполне по-старорусски доброжелательное и общительное, а потому постоянно кочующее из одной группы в другую...

На территории одного детского сада расположены сразу несколько природных зон. Гуляя по старорусскому детсаду №15, можно попасть в импровизированную зону пустыни с колючими кактусами, затем пройти мимо нижнего яруса тропического леса с экзотическими растениями и оказаться у среднерусского прудика со стоящей на одной ножке унылой цаплей (пруд сделан из старой ванны, цветы на этот раз искусственные, а вот цапля... Нет, как ни странно, цапля на этот раз тоже муляж...). В каждой детсадовской группе также есть уголок экологии с аквариумами, цветами, собранием экологические игр и поделок из природных материалов. Но самое экзотичное на территории садика, на мой взгляд, - это экологическая библиотека. В отличие от первой детсадовской библиотеки, обыкновенной (хотя и обыкновенная не в каждом детском саду бывает), эта вторая библиотека собрала богатый материал по экологическим играм и мероприятиям для детей дошкольного возраста, специальную литературу о природе...

Малыши обожают свой «Теремок», но за его пределами им еще интересней. Такого девиза придерживается штатный эколог детского сада Ирина Федорова и выводит своих воспитанников для начала на малую экологическую тропу.

На этой тропе на детсадовской территории растут все виды деревьев Новгородской области, а еще там устроен муравейник, не такой, как в одной из природных зон в детском саду, где муравейник с тряпичными муравьишками, а самый настоящий. В теплое время года муравейник живет хлопотливой жизнью, и его обитатели не подозревают, что за ними каждый день наблюдают десятки пар любопытных глаз. Не подозревают, потому что все ребята знают: трогать муравейник нельзя. Вторая экологическая тропа регулярно уводит детсадовцев гораздо дальше от родного «Теремка», на территорию городского курорта с его знаменитым фонтаном, тремя маленькими озерами с названиями Верхнее, Среднее и Нижнее и Питьевой галереей. Помимо того что ребятишки дышат там целебным воздухом, экскурсии помогают ставить маленькие опыты. Например, взяв немного воды из соленого курортного озера, ребята в детсадовской лаборатории выпаривают ее и получают соль.

Развивающее обучение

Однако не интересное экологическое направление, не внешний вид детского сада и даже не то, что 86 процентов его выпускников имеют самые высокие показатели при поступлении в школу, повлияли на то, что старорусский «Теремок» признан федеральной экспериментальной образовательной площадкой.

Идеи развивающего обучения, широко применяющиеся в России на уровне начального звена общеобразовательной школы (известные системы Занкова и Эльконина-Давыдова), к сожалению, мало используются у нас в дошкольных образовательных учреждениях. Детский сад «Теремок» работает по системе развивающего обучения уже десять лет. Именно этот факт притягивает в Старую Руссу «зараженных» идеей развивающего обучения педагогов - соотечественников и иностранцев. На Западе идея развивающего обучения, разработанная еще в прошлом веке советским ученым Львом Выготским, сейчас необычайно популярна. Благодаря содействию новгородского ученого Ильи Каплуновича, ученика академика Давыдова, областные и российские педагогические конференции в старорусском детском саду стали обычной практикой. Одна из них, недавно прошедшая, позволила педагогам нескольких районов Новгородской области еще раз посетить учебные занятия в «Теремке». Описание одного из этих занятий, предложенное ниже, показывает, какой самостоятельности мышления могут достигнуть дети даже на дошкольном этапе обучения при применении методики развивающего обучения. Основное отличие этой методики от традиционной в том, что педагог не ведет занятие сам, а позволяет детям самостоятельно вести обсуждение темы, лишь иногда направляя беседу в нужное русло.

Рыбаки и рыбки

Тема урока - «Понятие рыбы» или, как записано на доске, «Кто такие рыбы?». Но эколог Ирина Федорова и психолог Светлана Никифорова (это занятие интегрированное, его ведут два педагога) не торопятся рассказывать детям о биологических признаках рыб. Они... ждут ответа от самих ребят.

Светлана Никифорова временно перевоплощается в любимого героя ребят - Деда Чепухаря. Чепухарь, чего и следует ожидать от человека с такой фамилией, начинает нести чепуху...

- Ой, какая тут у вас рыбка красивая! - восклицает Чепухарь, гладя по крыльям ласточку, нарисованную на плакате.

- Что ты, Чепухарь, это не рыбка! Это птичка! - обучают неразумного дети. Как же научить Деда Чепухаря отличать рыбку от прочих живых существ?

Дети рассуждают и приходят к выводу, что рыбка не летает и живет в воде.

- Но бывают летающие рыбы, я видел по телевизору! - опровергает общее мнение один из ребят.

Ему возражают: «Но ведь эта рыбка не навсегда летит по воздуху, она только выскакивает!»

Итак, первый вывод ребятами сделан без всякой видимой помощи со стороны педагога. Первый признак рыбы - она должна жить в воде. Эколог Ирина Федорова, кажется, совсем не вмешивается в ход общего рассуждения, она только умело наводит ребят на «подводные камни» в плавно текущем разговоре. Например, она заранее повесила на доску среди рисунков рыб изображения дельфина, кита, акулы, морского котика. Естественно, что в ходе рассуждения дети задались вопросом, а эти существа, живущие в воде, являются ли рыбами?

- Когда мама чистит рыбу, от нее что-то отлетает такое, - заявляет один из маленьких мыслителей. Остальные вспоминают, что это «что-то такое» называется чешуей. «И у взрослых, и у деток вся одежда из монеток», - приводит симпатичную загадку про чешую Ирина Федорова - она на равных участвует в общем разговоре.

Кроме вывода о том, что у рыбы должна быть чешуя, ребята вспомнили, что рыба может долго находиться в воде, потому что дышит жабрами.

- Я видел дельфинов в дельфинар... или как там... В общем, мы ездили в Питер, и я видел там дельфинов, - поделился своими наблюдениями один из ребят . - И они все время выпрыгивали из воды подышать. Значит, дельфины - не рыбы.

По причине отсутствия чешуи «забраковали» и кита, и морского котика. А вот за акулу вступилась Ирина Федорова, она читала, что у акулы есть чешуя, только не похожая на обычную рыбью. Чтобы доказать свое мнение, Ирина Владимировна показала сомневающимся картинку из энциклопедии. Поверили. Беседу продолжили.

- Думаю я, что рыбы живут среди водорослей, - заявил один задумчивый мальчуган. - Я на рыбалку ездил, леска в них запуталась.

Другой, имеющий солидный житейский опыт, опроверг оппонента: «А я ездил с мамой и папой на море и там нырял с маской, и видел рыб на дне, где водорослей нет!»

Таким образом, научная гипотеза о водорослях была объявлена ложной. И в конечном итоге группа пришла к выводу, что рыбы - это живые существа, обитающие в воде, имеющие обтекаемую форму тела, покрытые чешуей, имеющие жабры. Что «живые существа» - это, конечно, специально для Деда Чепухаря было сказано, тот увидел рисунок подводной лодки и решил, глупенький, что это рыба!

Один живой обитатель подводного мира остался ни рыбой, ни мясом - морской конек. Кто он - рыба или нет - это Ирина Федорова предложила ребятам узнать дома и рассказать на следующем занятии в классе. Такое творческое домашнее задание здесь - обычная практика. А затем все участники завершенного научного спора снова вспомнили о том, что они в детском саду и пора бы уже поиграть. Что и сделали незамедлительно, организовав динамическую игру «Рыбаки и рыбки», с такими примерно словами: «Что плетете? - Невод! - Что ловить будете? - Рыбу! - Какую? - Окуня!» И все превращались в окушков. Когда все знакомые названия рыб были исчерпаны, Дед Чепухарь предложил детям снова превратиться в «рыбок» - лечь на ковер и под расслабляющую музыку представить, что «рыбки» лежат на морском дне и отдыхают. Релаксация под музыку - тоже обычный прием на занятиях в этом детском саду, снимающий излишнее напряжение. На тихом часе здесь тоже, кстати, используют предварительную релаксацию и тихую классическую музыку... Занятие по экологии кончилось. Ребята поделились фантазиями с педагогом: кто-то, оказывается, представлял, что лежит на дне морском щучкой, а кто-то - дельфином: «Он не рыба, но дружит с рыбками!» И малыш хитро прищурился. Дети есть дети, а фантазии настоящей науке не мешают...

Старая Русса, Новгородская область