А вот восьмиклассники омской школы №4 прекрасно знают не только об этом уникальном явлении, но и о многих других - например, о том, что на территории Омской области обнаружены залежи циркония, торфа, угля, газа и других полезных ископаемых. Они могут рассказать, когда в Сибири случились неожиданная почти недельная метель и еще более нежданный тропический ураган. Потому что учатся ребята по учебнику, который разработала учитель географии Людмила Щербак. Точнее, это учебно-методические материалы к изучению регионального компонента в курсе «География России» в соответствии с федеральной программой, созданной авторским коллективом географического факультета МПГУ.

- Краеведческий материал позволяет создать зримую, целостную картину мира, дать представление о взаимосвязях природы и общества, - считает Людмила Николаевна. - Сейчас в образовании отказываются от методики, ориентированной главным образом на объем информации, сообщение сведений. Краеведение же исходит из установки на живое впечатление, без которого невозможно сформировать личностно-ориентированное отношение подрастающего поколения к окружающему миру. Научно-поисковое творчество как важный элемент современного образования наиболее полно реализуется в системе краеведческих знаний.

Учебник Щербак помогает школьникам создать целостное представление о своей малой родине, раскрывает своеобразие не только ее природных условий и ресурсов, но и истории. Он знакомит с основными этапами освоения Омского Прииртышья, условиями жизни и деятельности населения, с изменениями окружающей природы под воздействием антропогенного фактора. Учебник состоит из двух разделов. Первый, познавательный, дает представление об особенностях и экологии Омской области. Второй, основной, раздел - «Итоговый контроль знаний» - представлен краеведческим практикумом, системой тестовых заданий, вопросами для географических олимпиад и научно-исследовательской деятельности школьников. «Анализируем, сопоставляем, доказываем» - его главная часть. Вопросы и задания разнообразны по содержанию, форме, уровню познавательной самостоятельности школьников. Они позволяют усовершенствовать приемы самостоятельной работы с разными источниками информации: картами, справочной литературой, научно-популярными тестами. Задания ориентированы на формирование географических понятий и представлений, развитие картографических умений, воспитание бережного отношения к природе.

Выполняя практические работы, дети учатся называть и показывать различные географические объекты, описывать и характеризовать явления, территории, взаимосвязи между компонентами, измерять расстояния, наблюдать за процессами, явлениями на местности, объяснять и оценивать взаимосвязи между компонентами природы, различные географические, экологические ситуации.

Другая часть второго раздела - «Это вы можете» - состоит из творческих заданий. Они включают в себя элементы исследовательской работы, при выполнении надо использовать и собственные наблюдения, и научно-популярные тексты, и картографический материал.

- Творческая работа может быть обязательной для выполнения учащимися всего класса, а может быть добровольной - истинное творчество носит свободу выбора, - объясняет Людмила Николаевна. - Творческая работа положительно влияет не только на формирование практических приемов и умений, но и на развитие общих мыслительных способностей учащихся.

Одна из таких творческих работ - сайт, созданный одиннадцатиклассниками школы №4 Антоном Шерешиком, Александром Деминым, Ильей Кабановым. Учебник Людмилы Николаевны Щербак, созданный для восьмиклашек, оказался интересен и старшим ребятам - именно в качестве дополнительного материала к нему они и разработали свой сайт. Здесь представлены фотографии природы и архитектуры, стихи омских авторов, а также компьютерная игра «Путешествие вверх по Иртышу». Игрок-путешественник должен иметь в запасе хорошее настроение, сытную еду, теплую одежду и деньги, а следовательно, как утверждает Илья Кабанов, автор игры, образование и работу. «Джентльменский» набор радует - география, оказывается, способна воспитывать. Чтобы проехаться по городам и весям Омской области - Усть-Ишиму, Тевризу, Таре, Большеречью, надо по очереди побывать в роли фермера, нефтяника, лесника, банкира, компьютерщика, а также грибника и охотника. Причем если грибы можно собирать сколько угодно, то за каждую «подстреленную» зверушку придется платить сытной жизнью.

Другая часть «контрольного» раздела - «Проверь свои знания» - состоит из тестов. Для текущего контроля предлагаются тесты в основном закрытого типа: «Выбери правильный ответ», «Укажи соответствие», «Дополни фразу». Тесты открытого типа выявляют не только знания о влиянии человеческого фактора на природу, но и отношение школьников к экологическим последствиям деятельности людей. Заключительная часть внутритемного построения - «Советуем, прочти» - своеобразная мини-хрестоматия, позволяющая учителю и ученикам оживить урок фрагментами дополнительного текста по каждой теме. Дополнительные тексты конкретны, коротки, занимательны. Тут предложены малоизвестные факты, данные об ученых-исследователях, внесших большой вклад в изучение Прииртышья, научно-популярные тексты о природе Омской области.

Автор предприняла попытку представить задания для восьмиклассников не только на региональном, но и локальном уровне: изучение микрорельефа, микроклимата, климата города, почвенных разрезов, местных водоемов. Ведь именно на конкретных примерах учащиеся должны учиться наблюдать, описывать, измерять, анкетировать - словом, формировать свои представления, чувственные образы. Надо надеяться, природные богатства Омской области - теперь в надежных руках восьмиклассников школы №4.

Омск