Официальное обращение

Уважаемые руководители общеобразовательных учреждений!

Сегодня я хочу обратиться к вам в связи с громким делом Александра Поносова - директора средней школы села Сепыч Пермского края, взбудоражившим учительское сообщество, не оставив никого равнодушным. Напомню, что в результате прокурорской проверки был выявлен факт установки на школьные компьютеры нелицензионного программного обеспечения, что явилось поводом для возбуждения уголовного дела за нарушение авторских прав.

Необходимо отметить, что предустановка лицензионного программного обеспечения должна быть необходимым условием закупки компьютерного оборудования вне зависимости от того, кто его приобретает: федерация, регион, муниципалитет или само образовательное учреждение.

Сегодня основной поставщик программного продукта - компания Microsoft - предоставляет большие скидки на лицензионные программы, закупаемые для образовательных учреждений. Но, к сожалению, я вынужден констатировать, что недобросовестные поставщики компьютерной техники подчас наживаются на школах, пользуясь недостаточной технической подготовкой ответственных лиц, устанавливая нелицензионные версии программ. В тех же случаях, когда техника поставляется без программного обеспечения, некоторые директора идут на заведомо противоправные действия.

Принципиальная позиция Минобрнауки России заключается в том, что школа должна прививать детям уважение к интеллектуальной собственности. Нельзя использовать «пиратские», попросту говоря, украденные продукты даже в самых благих целях. Мы все должны действовать в рамках существующих законов и нести ответственность за свои поступки.

Настоятельно рекомендую вам провести тщательную внеплановую проверку программных продуктов, установленных на школьных компьютерах.

Мною направлены рекомендации органам управления образованием субъектов Российской Федерации организовать работу по повышению компетентности руководителей школ в области закупок программно-аппаратного оборудования.

Уверен, что совместными усилиями нам удастся добиться того, чтобы любой школьник из самого удаленного уголка России имел доступ к современным образовательным ресурсам с помощью компьютера с лицензионным программным обеспечением.

Министр образования и науки Российской Федерации Андрей ФУРСЕНКО

Николай ЛАПШИН, директор нижегородской школы №135: Уверен, что Поносова оправдают

Те, кто предъявляет к директору сельской школы претензии, просто, как сейчас принято выражаться, «пиарятся», хотят повысить свой рейтинг за счет этого процесса. Для чего устроили эту показательную акцию на всю страну? Понятно же, что директор не виновен. Судить надо тех, кто продавал эти нелицензионные компьютерные программы.

Думаю, такая ситуация может сложиться в любой школе, где директор, скажем так, немолодого возраста. Мы компьютер не знаем совсем или знаем его плохо, поэтому не только учителям, но и директорам хорошо бы поучиться на курсах, освоить компьютерную грамотность под руководством профессионалов. Хотя надо сказать, большинство директоров нижегородских школ владеют ПК, но ввиду недостаточного финансирования диски с программами приобретаем где придется. Нас же государство не снабжает ими централизованно. Вот и директор из Пермского края приобрел, видимо, эти программные продукты так же - хотел получше да подешевле. Мы ведь, когда покупаем те же CD в магазине, надеемся на слово продавца, но сами-то не знаем - лицензионные эти программы или нет, потому что никто нас не обучал, не предупреждал. Хотя могли бы проконсультировать или прокуратура по роду своей деятельности, или областной и городской департаменты, или федеральное Министерство образования могло прислать какое-то инструктивное письмо.

Думаю, что обеспечение такого рода материалами должна проводить компетентная фирма, которая работала бы напрямую с общеобразовательными школами. Вот у нас все средние школы Нижнего Новгорода подключены к интернету. Это же большой прогресс! И уже просто необходимо «завязываться» на определенных специалистах, которые будут ответственны перед органами управления образованием, перед образовательными учреждениями. А так мы действительно будем покупать где-нибудь подешевле, потому что лицензионные компьютерные программы очень дороги для школьного бюджета.

Сергей КАЛИЕВСКИЙ, директор ноябрьской школы №3, ЯНАО: Где кроется парадокс?

Удивительная у нас страна! Гражданско-правовые институты, которые должны защищать граждан России, обеспокоены защитой Билла Гейтса, который, наверное, даже не знает о существовании Пермского края, не говоря уже о директоре школы Александре Поносове.

А если говорить более серьезно, то надо отметить у наших правоохранительных органов большой опыт в нахождении «виновных». Директор стал заложником несовершенного законодательства, которое не защитило его от поставщиков контрафактной продукции. Ведь наверняка ни в прайс-листе, ни в накладной о получении компьютеров не было написано, что установленное программное обеспечение не является лицензионным. Но судят не того, кто поставил в компьютер для школы пиратскую программу, а того, кто купил, не подозревая об этом.

Но это лишь одна сторона вопроса. Директора поставлены в такие условия, когда надо экономить каждую копейку, когда покупка не то что компьютера, а обычного телевизора или магнитофона становится для школы радостным событием. В этих условиях они готовы сэкономить на чем угодно, чтобы школа хоть чуть-чуть улучшила свою материальную базу. И вот тут-то директора и оказываются заложниками системы. Думая и заботясь о своих учениках и учителях, о том, чтобы школа шла в ногу со временем, они подставляют себя, приносят себя в жертву делу, которому служат.

Вот здесь и кроется парадокс. Чтобы в рамках приоритетного национального проекта получить грант президента, надо показать хорошие результаты, надо доказать, что твоя школа очень хорошая, а с получением гранта будет просто замечательная. Но чтобы добиться результатов, с которыми выйдешь на получение гранта, надо иметь хорошую базу, надо, чтобы ученики твои имели компьютеры и все необходимое оборудование для проведения уроков на новом, современном уровне. А как это сделать без полноценного финансирования? Никак. Вот и получается, что, поставив нелицензионное программное обеспечение, директор сэкономил денег на покупку еще одного компьютера. Он украл деньги из кармана Билла Гейтса и отдал их российским детям. Ситуация до смешного напоминает фильм про Юрия Деточкина. Не смешно только Александру Поносову, которого сделали стрелочником.

Вопрос надо рассматривать глубже. Если мы говорим о верховенстве закона в нашем правовом государстве, пусть закон будет обязателен и для тех, кто поставляет пиратскую продукцию. А когда речь идет о государственной школе, пусть государство еще и еще раз задумается о ее положении.

Комментарий программиста

Константин СОРОКИН, учитель информатики московской школы №297:

- Проблема, связанная с выявлением нелицензионного программного обеспечения в Сепычевской школе, - это проблема не одной школы, а проблема всей системы образования, проблема информатизации школ и общества в целом.

Должен ли конечный пользователь отвечать за легальность имеющегося у него программного обеспечения? Вероятнее всего, нет. Известно, что программное обеспечение продается повсеместно, а выявить уровень его легальности не всегда по силам даже профессионалам, что же говорить о конечных пользователях. Думаю, что решение вопроса должно оставаться за государственными службами, которые в первую очередь призваны оградить пользователя от нелегального программного обеспечения, а самим фирмам-производителям надо вводить гибкую систему ценообразования, чтобы их программное обеспечение было доступно организациям разного уровня, с разным бюджетом.

Что же делать школам, как достойно выйти из создавшейся ситуации?

Во-первых, думаю, необходимо часть выделяемых средств на информатизацию образования срочно перераспределить на закупку лицензионного программного обеспечения. Причем желательно дать школам и образовательным учреждениям самостоятельный выбор требуемого с учетом местной специфики.

Хочу обратить внимание на то, что в министерских рекомендациях школам (http://mon.gov.ru/news/announce/3443/) по прибретению компьютерной техники предлагается покупать ее с предустановленным программным обеспечением. Но это не совсем верно: среди предустановленного программного обеспечения может оказаться нелицензионное, а проверить легальность сразу без наличия интернета и специалиста не представляется возможным. Кроме того, установленное ПО через определенное время может потребовать переустановки (после заражения компьютерными вирусами, например). Поэтому школам надо иметь не предустановленное ПО, а лицензию и диски с соответствующими программами.

Другой путь, возможно, временный - это использование открытого бесплатного программного обеспечения. Я в своей школе задумался о легальности программного обеспечения еще 5 лет назад, когда мы получили первый компьютерный класс (правда, операционная система MS Windows 2000 и офисный пакет MS Office входили в поставку). И не мог я обучать школьников, рассказывать им об информационной культуре, когда на компьютерах стоят нелегальные программы! Вот здесь на помощь и приходит открытое программное обеспечение.

Что такое открытое программное обеспечение? Это множество разнообразных программ, сделанных программистами-энтузиастами и находящихся в открытом доступе, которые можно получить через интернет, пройдя незначительную регистрацию или просто скачать с сайтов-производителей. Среди таких программ можно найти все, необходимое для обучения учеников (от текстовых и графических редакторов до систем управления базами данных и языков программирования), обеспечить функционирование любого компьютера и защиту его от компьютерных вирусов. Так, существуют операционные системы (первая программа, которая ставится на любой компьютер и обеспечивает его функционирование), альтернативные операционным системам фирмы Microsoft, например, Linux и его разновидности, которые обеспечивают на сегодняшний момент работу почти всего интернета, обладают графическим интерфейсом, сходным с Windows, и поддерживают огромное разнообразие открытого программного обеспечения. А для тех, кто все же хочет работать на проверенной временем операционной системе Windows, Microsoft предлагает доступные по стоимости версии для образовательных учреждений с гибкой системой лицензирования (http://www.microsoft.com/rus/education/default.mspx).

Надеюсь, что серьезная проблема, вскрытая в процессе информатизации образования, найдет свое единственно верное и положительное решение. Тем более возможности для этого у нас имеются.

Комментарий юриста

Евгений КУЗНЕЦОВ, директор Центра образовательного права, Омск:

- Программное обеспечение (на русском разговорном - софт) попадает в сферу регулирования сразу двух законов: об авторском праве и смежных правах и о правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Сами авторы программ закон соблюдают не всегда. Он, к примеру, гласит, что лицо, правомерно владеющее копией программы, вправе создать себе копию программы и декомпилировать программу. Однако многие правообладатели программ создают их таким образом, чтобы нельзя было сделать копию. Хотя их понять можно - большинство «продвинутых» русских пользователей при небольшой сноровке обеспечивают программой всех своих знакомых.

Силы в борьбу с пиратством теперь вкладываются немалые - это одно из приоритетных направлений, как указал соответствующим органам Владимир Путин. Результата, правда, не видно. Понятно стремление России стать правовым государством с цивилизованной политикой развития высоких технологий. Непонятно, при чем тут директор сельской школы?

Как юрист я должен осудить Александра Поносова. Закон он нарушил. Но как человек я этого сделать не могу. Нелицензионное программное обеспечение многим и теперь помогает «держаться на плаву». Стоимость комплекта лицензионного ПО Microsoft WindowsХP и Microsoft Office, рассчитанного на одного пользователя, в Омске, например, составляет около 300 долларов. Комплект пиратского стоит 100 рублей. Причем по условиям лицензионного соглашения при смене компьютера нужно покупать новую операционную систему, если говорить об условиях покупки продуктов Microsoft. Ситуация абсурдная. Книги тоже объект интеллектуальной собственности, но, если вы решили приобрести новый шкаф, вам не нужно менять всю библиотеку. А с программным обеспечением получается так.

Кто виноват, что у директора сельской школы нет финансовой возможности приобрести лицензионные программы? Давно доказано, что уровень законности зависит от уровня обеспеченности.