Интернет-аспект встречи ведущая «круглого стола», руководитель службы научно-информационного обеспечения ПИ РАО Тамара МАЛЫХ определила четко: «Мы хотим понять, каким образом доставить каждому молодому человеку хорошее музыкальное наследие. И как дать учителю в каждой школе возможность с помощью новых технологий увлечь ребенка народным, классическим, современным музыкальным наследием, проявить себя в музыкальном творчестве». Из всех прозвучавших выступлений по теме особенно запомнились три.

Минор

Голос священника против интернета и музыки, переведенной в электронный формат, неожиданностью назвать нельзя. Известно, что православная церковь к Сети относится неоднозначно, несмотря на то что одно время активно обсуждалась кандидатура святого покровителя Всемирной паутины. В частности, диакон Андрей Кураев предлагал на этот пост Иоанна Богослова и говорил о том, что интернет сродни монашеской обители. Но вот мнение совершенно противоположное. На «круглом столе» его высказал референт архиепископа Амвросия Михаил ВАВИЛОВ: «Мы видим, что, казалось бы, абсолютно не опасные технологии - педагогические, музыкальные - становятся при введении их в киберпространство опасными. Они получают гипнотическое воздействие, приводят человека к стремительной деградации. Я провел экспресс-опрос музыкальных аналитиков и музыковедов. Они говорят, что бездушная электронная музыка убивает душу ребенка. Поэтому, работая над проблемой «Музыка и информационные технологии», мы должны ставить на первое место духовное здоровье наше и наших детей. Не нужно восторгаться новыми возможностями, необходимо серьезное отрезвление».

Михаил Вавилов знает, что Сеть - это особое пространство, в нем все формализовано, и многим людям удобно существовать в этой логике. Хорошо ли это? Нет, такой комфорт человеку не нужен, уверен он. Чтобы это понять, надо проанализировать духовную природу кибертехнологий.

Михаил Константинович считает, что проблема «Музыка в киберпространстве» состоит из трех аспектов: «Первое - мы должны говорить о звуковой дегенеративности, то есть почему аудиосреда превращается в среду быстрой деградации личности. Мы создаем кибернетический наркотик. Музыка, введенная в киберсреду, токсична для души.

Во-вторых, нет определения музыки. Как только вы входите в формальную среду киберпространства, которая требует жесткой понятийной и терминологической базы, гуманитарии-музыканты начинают «плавать», так же как и художники.

Третье - говоря вообще о технологиях, об информационных в частности, мы абсолютно игнорируем высокогуманистические технологии, как будто их нет.

Еще один момент: механическая музыка обладает диссонирующей ритмикой, не совпадающей с внутренними процессами. Мерцающий эпителий человека от желудка до гортани гаснет при диссонирующих ритмах. Поэтому мы не вводим орган и музыку в церковное пение. А пение наше - это молитва».

Мажор

Яркое выступление референта архиепископа Амвросия с интересом выслушали все, согласились с ним, думаю, немногие, а вот возражения нашлись только у одного участника «круглого стола» - знаменитого создателя виртуальной библиотеки lib.ru Максима МОШКОВА: «По религиозной теме был вопрос, не могу удержаться. Интернет - средство связи, точно такое же, как телефон, телеграф и почта. Обвинять инструмент в том, что он плох или хорош, - непродуктивно. От этого инструмента никто никогда не откажется. Поэтому остается одно - пользоваться им в лучших целях». Михаил Вавилов поинтересовался: «Вы уверены, что это вы им пользуетесь, а не он вами?» Максим Евгеньевич уверенно ответил: «Абсолютно уверен. У нас есть телевизор, он гораздо более страшен. Интернет оттягивает от телевизора людей. Соглашусь, что интернет - не самое лучшее в мире изобретение, но оно гораздо лучше, чем телевизор.

Давайте встанем на точку зрения потребителя, слушателя. Слушателю нужна музыка. Музыку он получает, купив в магазине компакт-диск, включив радио или телевизор. Интернет как источник разительно отличается от других. Это место, откуда ты можешь скачать именно ту песню, которая тебе нужна. Это идеальная среда для выбора. Я за то, чтобы был выбор».

Сам Максим Мошков свой вклад в создание аудиосреды в интернете сделал четыре года назад, когда создал музыкальный сайт music.lib.ru. Несколько слов о том, как этот сайт организован: «Приходит человек, который хочет, чтобы его музыкальные произведения были доступны в интернете, регистрируется, создает свой раздел, закачивает туда текст песни. Без текста музыкальный файл закачать нельзя, такое правило. Потом к этому тексту прицепляет mp3 со своей музыкой. Сейчас на сайте 15 тысяч музыкантов, 100 тысяч музыкальных треков. 60 процентов произведений в жанрах рэп и хип-хоп, они самые популярные, есть музыкальные треки, которые прослушивают по 50 тысяч раз. Остальное - современный рок, авторская песня, внежанровые произведения, многое другое. Есть коллекция русского фольклора. Там можно найти все что угодно. В первую очередь авторов, которые хотят донести свое творчество до людей, но других точек доступа у них нет». Сам Максим Мошков из ста тысяч произведений «просеял» 300 лично для себя и слушает их почти ежедневно.

Контрапункт

«Круглый стол», конечно, не успокоил спорщиков, а его участники не нашли решения всех проблем. Но адреса интересного опыта прозвучали. Так, старший научный сотрудник отдела контентной поддержки интернет-проектов Государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций Елена ЯКИВЧУК рассказала о «Музыкальной коллекции» (http://music.edu.ru/), созданной на Российском образовательном портале. Коллекция хороша тем, что сделана профессионалами. С одной стороны, над техническим обеспечением трудились специалисты по информационным технологиям, создатели федерального образовательного портала. С другой стороны, подбор произведений, программы всей коллекции - дело рук проректора Российской академии музыки им. Гнесиных, профессора, доктора искусствоведения Дины КИРНАРСКОЙ. Она же писала авторские комментарии к каждому шедевру. Право, это увлекательное чтение!

Елена Евгеньевна объяснила: «Рубрикаторы позволяют искать по автору, по периоду времени (с VI по XXI век), по стилю, эпохе, направлению, жанру. И есть разбиение на русскую и западноевропейскую музыку. Коллекция рассчитана на основную школу, подростков, хотя к нам заглядывают и младшие школьники.

Мы не можем поместить целиком произведение, ведь существуют авторские права, в основном даем небольшие отрывки. У нас два вида хранения записей. Один в формате mpeg, чтобы можно было сохранить, и другой формат - wma для моментального воспроизведения файлов».

Кроме музыки, здесь есть небольшой, но очень полезный словарь музыкальных терминов. Вспоминая обсуждение на «круглом столе», я нашла подходящее слово именно здесь. «Контрапункт - искусство соединения двух и более самостоятельных мелодических линий». Музыка, которая облагораживает интернет, Сеть, которая доносит фугу Баха до школьника, увлеченного исключительно хип-хопом... Возможно, благодаря объединению музыки и Всемирной паутины смогут найти общий язык разные поколения, учителя и ученики. А это - немало.