Подготовка

1. Учащиеся выполняют следующее задание. В течение 2-3 дней они записывают фразы, с которыми к ним обращались родители. Затем все их записки заклеиваются в большой конверт.

2. На классном часе проводится анкетирование учащихся с целью изучения отношений «ребенок - родитель» с использованием метода незаконченных предложений. Например:

Мои родители...

Я думаю, что мои близкие...

Мне кажется, что наша семья...

Я люблю своих родителей, но...

Большинство известных мне семей...

Моя семья обращается со мной...

3. Родители выполняют следующее задание. В течение

2-3 дней они записывают свои слова и фразы, обращенные к детям. Затем эти записки классный руководитель тоже заклеивает в отдельный конверт.

Оформление, оборудование и инвентарь. В классе подготовлены места для работы родителей в группах.

Ход собрания

I. Вступление классного руководителя.

Сложное социально-экономическое положение в стране, вытекающая отсюда всеобщая нервозность, а иногда и озлобленность приводят к многочисленным конфликтам. В том числе между родителями и детьми.

Детям хочется тепла, ласки, понимания, а родители, пытаясь заработать на хлеб насущный, домой приходят поздно и на общение часто уже не способны. Растет стена непонимания, возникают конфликты.

Как следствие, обращение к психологу, к сожалению, уже в момент кризиса, когда налицо развал отношений.

II. Выступление психолога о проблемах взаимоотношений между родителями и детьми.

Сегодня у подростков больше проблем, чем 10-15 лет назад. Мудрые родители должны уделять ребенку максимум внимания. А по данным социального опроса, установлено, что за сутки родители уделяют своему ребенку всего 18 минут. Это ли не парадокс!

Мудрость родителей заключается в том, чтобы сказать себе: «Мой ребенок не виноват в моих жизненных трудностях!» Какие бы времена ни были, какие бы события ни происходили, ребенок - это самая большая ценность. Общение с ним как раз и есть та самая отдушина, та радость, которой так мало в нашей повседневной жизни.

Далее психолог предлагает родителям некоторые размышления по итогам проведенного исследования.

III. Работа родителей с конвертом, содержащим их собственные записки.

Классный руководитель предлагает родителям поразмышлять над тем, как, по каким вопросам, проблемам и в каком тоне происходит их общение с детьми. Для этого из конверта с заранее вложенными в него записками слов и фраз, обращенных родителями к детям, поочередно вынимаются записки. Родители должны определить особенности стиля, тона, цели общения.

Фразы родителей могут отражать следующие аспекты общения:

1) что надо сделать (указание);

2) обмен информацией;

3) обмен эмоциями;

4) поощрение, психологическая поддержка;

5) угроза наказания.

В результате работы родители приходят к выводу, что среди фраз, обращенных ими к детям, преобладают фразы, содержащие указания, угрозу наказания и обмен информацией.

Классный руководитель обращает внимание на то, что полноценное общение предполагает равномерное соотношение различных видов общения адекватно ситуации.

IV. Работа родителей с конвертом, содержащим записки их детей.

Классный руководитель предлагает обратиться к тому, что услышали от своих родителей дети в течение 2-3 дней. Классный руководитель достает из конверта и зачитывает записки детей. При необходимости и наличии у родителей желания высказаться им предоставляется такая возможность.

V. Работа по проектированию оптимальных вариантов общения родителей с детьми.

Классный руководитель сообщает родителям информацию о том, что полноценное общение предполагает наличие невербальных проявлений. Около 60 процентов информации человек получает невербально. Очень важно, чтобы речевое высказывание сопровождалось соответствующим невербальным подкреплением.

1. К доске приглашаются 6 желающих из числа родителей. Каждый из них получает карточку, на которой написано слово, обозначающее одно из эмоциональных состояний человека. Они должны это чувство выразить невербально:

- изумление;

- тревога;

- злость;

- радость;

- огорчение;

- интерес.

Остальным присутствующим предлагается отгадать, какое чувство выражается.

2. С помощью разноцветных карточек присутствующие разбиваются на 4 группы. Каждая из групп через 5 минут должна внести свой вклад в «банк общения», предложив перечень возможных поощрений и наказаний, которые можно использовать в семейной практике.

В результате этой работы после обобщения мнений четырех групп формируется следующий «банк общения»:

VI. Подведение итогов собрания-практикума классным руководителем и принятие решения.

Итак, на сегодняшнем собрании мы задумались о необходимости полноценного общения родителей с детьми, ответственного подхода к воспитанию. Воспитательные действия, общение должны быть наполнены любовью, тогда они будут результативными. Залогом воспитательного успеха будут также знания, основанные на бесконечной родительской любви, заботе о ребенке, о его настоящем и будущем. Давайте же учиться быть хорошими родителями.

Решение родительского собрания

1. Рекомендовать родителям проводить больше времени с детьми, найти совместные увлечения.

2. Обратить внимание родителей на стиль общения с ребенком и невербальные (неречевые) проявления чувств по отношению к нему.

3. Напомнить о многообразии возможных форм поощрения ребенка, а также о недопустимости телесных наказаний.

Псковская область

Из книги «Калейдоскоп родительских собраний». Методические разработки. Выпуск 2