Мероприятие, на которое меня пригласили, оказалось неожиданным: на заседание клуба юных филологов собрались не только гимназисты старших гуманитарных, но и социально-экономических классов. За клубными столами тремя рядами, поставленными в актовом зале, сидели представители девятых, десятых и одиннадцатых классов. Зрительские места вокруг тоже были заполнены ребятами, среди которых оказалось немало математиков из параллельных математических классов. Специально к этому заседанию юные словесники провели среди поклонников «царицы наук» опрос на тему «Нужно ли математикам быть филологами»? Выяснилось, что 73 процента опрошенных однозначно считают, что и математики должны изучать филологические науки. Для чего? 49 процентов из них думают, что это помогает стать человеку всесторонне развитым, 24 процента полагают, что гуманитарные науки необходимы для повседневной жизни, 20 процентам это просто интересно, еще семи процентам они нужны для поступления в вузы, а оставшиеся с ответом не определились.

Учитывая, что наступивший 2007 год Президент России назвал Годом русского языка, заседание гимназического клуба юных филологов показалось мне очень актуальным, к тому же проходило оно в интересной форме.

В самом деле, для чего человеку нужно знать филологию? И важна ли она в современной жизни? На эти и другие вопросы ребята постарались ответить наиболее полно и интересно, находя доказательства в работах и в биографии Дмитрия Сергеевича Лихачева. Ведь это заседание клуба явилось еще и своеобразным итогом большой творческой работы, организованной учащимися и педагогическим коллективом гимназии под руководством директора Татьяны Гаула.

Рассказывает заместитель директора Нина Булгакова:

- Глобальные направления в работе нашей гимназии - это гуманизация и гуманитаризация образования. Поэтому 2006 год, объявленный Президентом России Годом Дмитрия Сергеевича Лихачева, стал для нас годом гуманитарных наук. Мы в течение всего первого полугодия с удовольствием изучали биографию и духовное наследие Дмитрия Лихачева.

С начала сентября мы провели более 30 открытых мероприятий для педагогов города, жителей района и учащихся воронежских школ. Более 1000 из 1400 наших гимназистов соприкоснулись с духовным наследием Лихачева через уроки и классные часы. Общая тема всей нашей работы звучит так: «Возможности культурного развития». В начальной школе программа мероприятий проходила под девизом «Твори добро!», в среднем звене изучали экологию культуры, а старшие классы, говоря словами Лихачева, старались, преодолев хаос, постичь гармонию.

Наследие великого гуманиста двадцатого века не прошло мимо детей, не оставив следа в их душах. Как жить, как относиться к себе и к людям, понимать степень самосовершенствования? Чтобы получить ответы на эти вопросы, достаточно было почитать заповеди Лихачева, внимательно вчитаться в его работы и письма. Среди открытых уроков, проведенных в рамках этого проекта, стоит отметить основные темы. В начальной школе дети обсуждали проблемы добра и зла, патриотизма, любви к Родине и семье. Этому были посвящены и уроки, и экспозиции декоративно-прикладного творчества, выполненные ребятами. Гармонию окружающего мира ученики второго класса познавали через интегрированный урок музыки, чтения и зодчества.

А в среднем звене оттолкнулись от библейской истины: сначала было слово. Им старательно овладевали, а потом доказывали свое мастерство в творческих сочинениях. Обсуждались проблемы человечества, причины страданий и радости, взаимосвязь нравственного здоровья общества и отдельной личности, культура общения людей. Неожиданно известный афоризм «в здоровом теле - здоровый дух» стал для ребят предметом спора. Что на самом деле первично? Ведь именно духовность есть основа физического здоровья...

Юным филологам предстояло ответить на эти непростые вопросы, поэтому заседание клуба во многом носило исследовательский характер. А ведущие - учителя русского языка и литературы Оксана Перелехова и Татьяна Воробьева задавали тон беседе и направление спорам.

Что означает слово «филология»? По словарю Ожегова - это совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. А какие науки называются филологическими? А что означает в переводе с греческого это слово? Ведь Дмитрий Сергеевич в своей статье об искусстве слова и филологии акцентирует свое внимание именно на этом значении... В итоге вывод: филология - это любовь к слову. Замечательно! А какова ее роль как науки? Говорите, она сближает разные культуры не путем стирания различий, а через их осознание?.. Хорошо, а как понять выражение «Филология сближает человечество и человеческие культуры»?

Готовясь к заседанию клуба, юные словесники провели опрос, на тему, почему свою будущую профессию они решили связать с филологическими науками?

70 процентов опрошенных обосновали свой выбор глубоким интересом к гуманитарным наукам, которые «учат нас владеть искусством слова, уважать человека и быть интеллигентным». 20 процентов считают, что гуманитарные науки обогащают внутренний мир человека, 6 процентов выбрали гуманитарный класс по настоянию родителей, 2 - поступили без экзаменов по результатам олимпиады, и еще 2 процента выбрали гуманитарный из-за того, что «здесь много красивых девочек»! Последнее очень понравилось всем филологиням, тем более что мальчишек в «гумклассе» мало, и комплименты приходится слышать нечасто.

После компьютерной презентации, показанной для всего зала на мультимедийном экране и рассказавшей об основных этапах в жизни Дмитрия Лихачева, старшеклассники снова переходят к обсуждению. Теперь главные вопросы - что обозначает слово «интеллигенция», откуда оно появилось в нашем языке и почему в английском достаточно часто встречается сочетание «русская интеллигенция»? В поисках ответа ребята обращаются к латинскому, французскому, немецкому и английскому языкам, к творчеству писателя Петра Боборыкина и современных исследователей. Итоговый вывод такой: в русском понимании слово «интеллигенция» хотя и предполагает некоторую образованность, но и означает определенный тип мышления и чувствований, ставивший на первое место интересы униженных и угнетенных, враждебные сословным привилегиям и произволу властей. В этом значении русское слово вошло в другие языки.

Учителя подсказывают, что именно русский человек одухотворил это слово. И в творчестве Лихачева этому много подтверждений. А какие ассоциации возникают у вас, ребята, при словах «интеллигенция» и «интеллигент»?

Старшеклассники составляют ассоциативный ряд, и оказывается, что лучше всего с исследуемыми словами сочетаются следующие понятия: «интеллект», «образованность», «честь», «совесть», «патриотизм», «нравственность». Почему? Ребята комментируют, и выясняется, что лишних слов нет. Потому что понятие «интеллигенция» в России очень емкое, и на одном из первых мест в его характеристике стоит нравственность. Интеллигент должен быть нравственным.

Ну и, конечно, образованным. В зале появляется Владимир Иванович Даль (его играет один из старшеклассников) и начинает загадывать загадки. Ребятам надо продолжить известные пословицы:

- Ешь пироги с грибами, а язык держи...

- За зубами!

- Правильно. Аркан ценится длиною, а слово...

- Красотою!

- Нет. Краткостью! А следующую угадаете: аз, буки, веди устрашат и...

- Медведя!

Самых бурных эмоций и аплодисментов удостоились пословицы на свадебную тему: женился - как на льду обломился; жених что лошадь - товар темный; не найдешь паренька - выйдешь за пенька.

Вот такое получилось открытое заседание гимназического клуба юных филологов. Открытое - это значит для всех. Как и Год русского языка. Он ведь тоже для всех нас. Год, когда о привычных и, казалось бы, знакомых каждому понятиях можно сказать по-новому и, конечно, с юмором.

Воронеж