Ну, а те чувства, с которыми принимали выступления ансамбля местные жители, трудно передать словами. Впрочем, не только они. Везде, где бывали флотские артисты, их выступления проходили на ура.

С творчеством ансамбля тихоокеанцев мне впервые довелось познакомиться летом 1992 г. В зрительном зале Дома офицеров флота, где проходил концерт, буквально яблоку упасть было некуда - так много людей хотели посмотреть выступление флотских артистов. И концерт тот выдался на славу. Эффектное шоу, красивые костюмы, бесподобные танцы, просто замечательное зрелище - так можно охарактеризовать происходившее тогда на сцене. Сразу же после концерта довелось услышать добрые слова в адрес артистов ансамбля и его художественного руководителя, заслуженного артиста России капитана 2 ранга Анатолия Калекина не только военных моряков, представителей флотского командования, администраций города и Приморского края, но и от многих простых владивостокцев.

На Тихоокеанском флоте нет сегодня такого места, где бы ни давали концерты подчиненные Калекина. Хорошо известен ансамбль и за пределами нашей страны. «Русским цунами» были названы в одной из японских газет гастроли в Стране восходящего солнца. С огромным успехом проходили выступления наших артистов в СШA, КНДР и Южной Корее, Германии и Франции.

Анатолий Сергеевич показывал мне подборку публикаций из французских газет. Вот лишь несколько цитат из них: «В зале царила атмосфера искренней дружбы... Мы пережили мгновение истинного сближения с искусством...», «Зал был заполнен до отказа. Публика постоянно восклицала «Браво!»... Этот вечер навсегда останется в памяти...»

Тогда, во Франции, менее чем за месяц творческий коллектив моряков-тихоокеанцев дал 21 концерт, каждый из которых проходил при аншлагах. В городе Сан Пьер Сюр Див, к примеру, как писала местная газета, «публика и артисты пели и плясали одновременно». Когда по окончании выступления, на котором присутствовали 2200 зрителей, на сцену вышел мэр города Марсель Мезрэ, собиравшийся поблагодарить флотский ансамбль, непрекращавшиеся овации не дали произнести ему ни слова. Публика скандировала: «Ка-тю-ша! Ка-тю-ша!». И тогда Анатолий Сергеевич, взмахнув дирижерской палочкой, под тут же подхваченную всем залом любимую во всем мире песню, передал свой «маршальский жезл» мэру, приглашая его на свое место. И Мезрэ не спасовал, с неожиданным экзаменом справился успешно. Чуть позже он сказал: «Я прожил большую и нелегкую жизнь. Воевал в Сопротивлении. Но такое волнение, как и все в зрительном зале, пережил, поверьте, впервые. Спасибо, вам, дорогие российские друзья!»

Не менее успешно прошло и одно из не столь давних заграничных турне флотского ансамбля. Весной прошлого года 2,5 месяца артисты гастролировали в Китае. Дали 38 концертов в 23 городах. Наш коллектив «охватил» территорию, на которой проживает не менее полумиллиарда жителей Поднебесной. После концертов зрители не спешили расходиться. Каждому хотелось оставить на память о встрече с полюбившимися артистами автограф, поблагодарить.

- С нашим творчеством познакомились не только те, кто побывал на концертах, - рассказывал мне капитан 2 ранга Калекин, - О российском искусстве узнали, пожалуй, все жители тех провинций, где мы были. В городах, где мы выступали, на центральных улицах были размещены огромнейшие плакаты, размерами 20 на 10 метров. Многие китайские средства массовой информации не обошли вниманием выступления флотского творческого коллектива.

В газете «Вечерний Наньнин» отмечалось: «Когда песни из золотого фонда Китая («Ночь в гавани», «Я солдат») исполняют русоволосые голубоглазые парни и девушки, чувство дружбы между Китаем и Россией проникает в сердца и мысли зрителей». Та же газета в другом материале, назвала наш ансамбль «жемчужиной российского искусства». «Яркой звездой на культурном небосводе России» был назван наш коллектив в газете «Байюня». Китайские журналисты писали, что «выступления ансамбля дают возможность получить полное многогранное представление о русском духе», а каждый концерт расценивается как «высокохудожественное эстетическое зрелище». «Концертные номера захватывают зрителей, и они хлопают в такт музыке», - говорилось в одной из рецензий.

К поездке в Поднебесную готовились тщательно. Флотский коллектив еще в России подготовил программу, в которой наряду с музыкальными произведениями известных русских композиторов были представлены и песни на китайском языке. А перед началом первого концерта целый час на улице играл оркестр, встречавший зрителей. Они проходили в зал под музыку. Некоторые не скрывали удивления: быть может, они опоздали, раз уже исполняются мелодии? Но нет. Просто музыка начала звучать на час раньше. А в назначенное время раскрылся занавес, и на сцену вышли все те же музыканты, которые в холле играли военные марши, «разогревая» публику. Зрители аплодировали, узнавая артистов, махали им руками как старым добрым друзьям.

Анатолий Калекин обращался к китайской публике на ее родном языке. Для начала: «Ванчь ни хау» (в переводе на русский - «добрый вечер»). Потом пришлось выучить хоть и сложные, но ежедневно необходимые слова.

- Мы побывали в городах, в которых никогда не услышишь русской речи, - вспоминает о гастролях Калекин. - К примеру, столица провинции Юньань - Куминь. Китай не избалован нашими артистами. Но, с другой стороны, в культурном плане китайцы не всеядны. Один из наших именитых московских коллективов после нескольких концертов в Пекине долгое время не мог оттуда выбраться - не было денег на билеты.

Творчество этих наших соотечественников не было оценено. В итоге гастроли сорвались. А вот флотские артисты из Владивостока просто «влюбили» в себя китайскую публику. Овации на всех концертах, где бы они ни проходили, - в больших спорткомплексах, театрах оперы и балета, музыкальных театрах, огромных концертных залах или, например, резиденции Сунь Ятсена. Ансамбль выступал даже в респектабельном ночном клубе, больше похожем на шикарный дворец. Были тогда, конечно, сомнения - все-таки зрители здесь привыкли к более раскрепощенным увеселительным зрелищам. Но и богатые бизнесмены оказались столь же открыты истинному искусству, искренним чувствам, высоким душевным порывам, как и другие китайские зрители.

Флотские артисты стали участниками ряда событий в жизни наших соседей - почетными гостями двух больших международных фестивалей, на которых, к слову, больше представителей России не было. А руководителя ансамбля даже избрали почетным гражданином китайского города Чучжоу.

Публика завороженно внимала, искренне восхищалась, ликовала: во дают русские моряки! Были благодарны зрители и за внимание к их истории, культуре. И в едином порыве гости и хозяева отдавали дань памяти морякам подводной лодки «Курск», всем погибшим - русским и китайским - солдатам и морякам, когда звучала песня, написанная Анатолием Калекиным «Служба морская».

Кажется, не существует ни одного музыкального произведения, танцевального номера, которое не смог бы исполнить возглавляемый этим офицером творческий коллектив.

Путь же Анатолия Сергеевича в искусство типичен для военных дирижеров. Родился он 1 сентября 1954 г. в городке Изюм Харьковской области. По инициативе отца-фронтовика приобщился к музыке. Первым музыкальным инструментом стал баян. Первые уроки музыки получал от друга отца, а после 8-го класса поступил в музыкальное училище.

Служил срочную музыкантом в ансамбле Балтийского флота. С отличием закончил военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и в 1981-м получил первое назначение. Лейтенантом возглавил Ансамбль песни и пляски Закавказского военного округа. С новым творческим коллективом неоднократно довелось бывать в Афганистане. Через несколько лет Калекин был направлен в Западную группу войск. Стал руководителем ансамбля песни и пляски «Дружба». Проработал там три года.

В 1986-м - перевод во Владивосток. И вот уже семнадцать лет он бессменно руководит главным творческим коллективом Тихоокеанского флота.

Анатолий Сергеевич приобщил к музыкальному искусству и всю свою семью. В ансамбле вместе с ним в балетной группе работает его супруга Лариса. В музыкальной школе занимается дочь Aня. A сын Aндрей собирается направиться по отцовским стопам, стать военным музыкантом.

- За все то время, что я связан с музыкой, ни разу не пожалел о выбранном когда-то жизненном пути. Профессию музыканта я считаю одной из нужных. Музыка - это способ существования человека, то, что заставляет переживать, радоваться или огорчаться, - сказал в завершение нашей беседы Анатолий Сергеевич. Об этом и слова песни из репертуара флотского ансамбля, написанной капитаном 2 ранга Калекиным: «Мы недруга не рубим саблей. Огонь не открываем по врагам. Артисты флотского ансамбля находят тропки к душам и сердцам».