Например, при оценке «Продуктивности реализации программы развития». Это обстоятельство было учтено при формировании общественных экспертов из числа родителей, в состав которых вошли четырнадцать председателей родительских советов школы из различных округов города. Московский центр качества образования провел для них консультации, которые обеспечили проведение экспертизы. После этого было принято решение о проведении обучающих занятий для родителей, и в ноябре 2006 года мы прослушали цикл лекций о методике проведения экспертизы и мониторинга в образовании, позже участвовали в семинаре, который прошел в «Школе самоопределения», в ходе семинарского занятия родители смогли принять участие в экспертизе школы, определить критерии экспертизы, дать оценку качества работы образовательного процесса. Уже в марте 2007 года мы приступим к экспертизе образовательных учреждений и учителей на новом этапе реализации национального проекта «Образование». Я часто слышу мнение, что такую экспертизу должны проводить только профессиональные эксперты из числа работников образования, но люди, думающие так, забывают, что школа существует не для экспертов и не для преподавателей, а для детей, законные представители которых и равноправные участники образовательного процесса - родители. Именно потребности экономики и общества в образовании должна удовлетворять школа.

Кроме участия родителей в оценке образовательных учреждений, можно выделить еще одну составляющую национального проекта «Образование», которая касается нас, родителей, напрямую, но которая не видна. Один из критериев оценки инновационных школ - государственно-общественное управление образовательными учреждениями, которое и подразумевает активное участие родителей в работе попечительских и управляющих советов. Одним из итогов реализации национального проекта должно стать привлечение общественных организаций к созданию в образовательных учреждениях таких советов как действенного управленческого механизма, обеспечивающего новое качество образования. Кроме того, опыт, который родители получают при проведении экспертизы, позволит нам оценить и действенность собственной школы, где мы возглавляем родительские комитеты, понять, что школа делает для реализации своей программы развития и повышения качества образования наших детей. Одной из задач родительского совета может стать участие в независимой оценке образовательных учреждений города и в развитии такой системы оценивания.

В планах работы городского родительского совета - подготовка материалов для сборника по организации и работе управляющих советов на основе опыта участия родителей в управлении в школах Южного округа. Мы провели в Южном округе выездное заседание совета, встречались с директорами таких школ, которые организовали у себя управляющие советы, с председателями таких советов - родителями, не работающими ни в школе, ни вообще в системе образования, но активно участвующими в управлении школы. Главное, что эти родители понимают, что они делают, и своими действиями могут помочь школе развиваться. Этот сборник будет адресован председателям родительских комитетов образовательных учреждений.

Приоритетный национальный проект «Образование» становится стимулом движения вперед для всего общества, при этом образование должно превратиться в гибкую, саморазвивающуюся систему, которая способна существенно повысить качество жизни граждан страны. Все это зависит в том числе и от родителей.