Мини-спектакль, изящная импровизация, урок-размышление, урок -исследование, урок-открытие... Так бы я определила для себя то, что увидела в исполнении Марианны ЧУЙКОВОЙ, учителя русского языка и литературы средней школы № 72 города Тюмени. Честно скажу, я впервые пожалела, что в этот раз конкурсные уроки такие короткие - всего-навсего 20 минут. На Марианну Михайловну хотелось смотреть не отрываясь. Она умудрялась быть педагогом и одновременно актрисой, талантливой, знающей себе цену, и, конечно же, режиссером. В ее поведении, в манере держаться не было ни капли самолюбования. Было желание, играя, открывать что-то новое, заинтриговывать, вовлекать в эту игру-исследование весь 9-й «В» класс.

«Чему смеетесь?» - была написана на доске тема урока, а в скобочках расшифровка: «Многозначность комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Любопытно, что открытие ребята сделали практически сами, конечно же, при помощи мудрых ненавязчивых подсказок.

- Знаете, как определил значение слова «ревизор» сам Гоголь в журнале «Театральный разъезд»: «Настоящий ревизор - это неподкупная наша совесть, мнимый - продажная». А вообще-то моя задача на этом уроке была помочь вам научиться относиться к себе иронично-критически, как это делал Николай Васильевич, - продолжила Марианна Михайловна, - чтобы умели смеяться не только над другими, но и над собой...

Марианна Михайловна поделилась своими секретами мастерства, сказав, что обязательно ставит сверхзадачу - желание изменить своих учеников к лучшему, а также выстраивает мизансцену уроков. Ну а главное для нее - удивлять, как и для великих русских режиссеров Немировича -Данченко и Станиславского.

- Сегодня учитель - тот, кто научит жизни, кто сделает ее полнее и осознаннее, кто поможет увидеть глубокий смысл в происходящем вокруг, - говорит Марианна Михайловна и продолжает: - Пусть мудрые делают деньги, а мы будем делать мудрых...

Поразила своим профессионализмом и виртуозным владением словом Светлана ВАЛЬ из Нового Уренгоя Ямало-Ненецкого автономного округа. Впрочем, чему удивляться: за ее плечами 32-летний педагогический стаж и высшая квалификационная категория, она заслуженный учитель РФ и отличник народного просвещения. Светлана Николаевна взяла сложную тему - «Анализ лирического стихотворения Александра Блока «Усталость» и приоткрыла тайну образного слова поэта, показала одиннадцатиклассникам, что смысл стихотворения надо искать в глубине слов и образов, в их многозначности, опуская первичное значение слова.

Живым, разнообразным по видам работы был урок-путешествие по внеклассному чтению Ларисы ГАРТМАН из села Подгорное Майминского района Республики Алтай. «Приезжайте на Алтай» - так просто и незатейливо и в то же время романтично звучала тема. Лариса Андреевна не забыла принести на урок карты России и Алтая, чтобы ребята могли хотя бы мысленно отправиться в путешествие - сначала самолетом до Барнаула, а потом автобусом по горной дороге до Горно-Алтайска. Шестиклассники московской гимназии узнали от Ларисы Андреевны, что, оказывается, Алтай в переводе «золотые горы». Но не потому, что здесь есть золото, просто это прекрасные места, славящиеся чистейшим воздухом, кристальными реками и озерами, богатые пушниной, лесами, кедровым орехом...

- Задача настоящего учителя - помочь своему ученику встать на ту единственную дорогу познания в едином потоке и бесконечности пространства, которая сделает его счастливым, - считает Андрей ШАБАЛИН из маслянинской средней школы № 1 Новосибирской области. - А еще помочь ему вырасти высоконравственной и духовной личностью.

Возможно, поэтому он и выбрал для своего конкурсного урока тему «Быть недорослем...» по Фонвизину. Причем во время короткого двадцатиминутного урока попытался убедить ребят - моральное уродство куда страшнее, чем просто незнание. Главным же выводом своего общения с московскими школьниками Шабалин сделал слова Правдина: «Имей сердце, имей душу и будешь человек во все времена».

Интересным по форме, глубоким по содержанию был урок Анны КОВАЛЬЧУКОВОЙ из 59-й школы города Ижевска. Сложную, неоднозначную тему «Имя. Псевдоним. Личность» она попыталась раскрыть на примере творчества Александра Куприна. Анна Валерьевна определила свое занятие как урок-мастерскую. На ее взгляд, именно технология мастерских, которую Анна Валерьевна использует в своей работе, помогает реализовать принцип личностно-ориентированного образования.

- Мастерская - это проживание учебной ситуации, задачи, проблемы, наблюдение не извне, а «пропускание» через себя и в результате накопление жизненного опыта.

Урок «Сердце материи» Ирины ТЮРИНОЙ из гимназии № 19 Саранска запомнился своей эмоциональностью и добротой. Шестиклассники с энтузиазмом выполняли предложенное Ириной Евгеньевной задание - составляли сборник, посвященный мамам. На уроке Ирина использовала региональный материал - репродукции работ мордовского скульптора Эрьзя.

Елена СОРОКИНА из рязанского лицея № 52 девятиклассникам московской гимназии предложила непростую тему «Художественность литературного произведения».

- Почему имя одного писателя или поэта забывается, а другого становится шедевром? - такую проблему поставила перед ребятами учитель и попросила проанализировать два стихотворения с одним и тем же названием «Птичка», только одно принадлежит перу забытого сейчас Василия Туманского, а другое - его современнику -Александру Пушкину. В итоге ребята практически самостоятельно выделили три главных принципа художественности: образность, эстетичность и глубина мысли.

Тема конкурсного урока Галины АЗЖЕУРОВОЙ из Малиновской школы Краснозоренского района Орловской области - «Слово книге». Выбор ее не был случаен, оказалось, Галина Алексеевна вместе со своей школой, где она директор с 1996 года, вошла в состав регионального эксперимента «Через гуманизацию образования к возрождению духовности». А духовность можно возродить лишь через слово, через книгу. Галина Алексеевна использовала на уроке-мастерской, как она определила по типу свой урок, стихи о книге, поговорки и даже отрывок из «Повести Временных лет». Так что в конце урока у семиклассников было единое мнение: книгу никакой компьютер не заменит.

Конкурсные уроки не просто порадовали, некоторые из них - Марианны Чуйковой, Светланы Валь - были настоящими открытиями, большим педагогическим успехом, пришедшим как вознаграждение, как долгий и нелегкий путь творческих поисков.