Урок учителя 1071-й московской школы Татьяны ФЕДОРОВОЙ был посвящен разбору бунинского стихотворения «Ночь». «Ищу я в этом мире сочетание прекрасного и вечного». Татьяна Викторовна просит старшеклассников задуматься над этими философскими строками. Где в нашей жизни можно найти сочетание вечного и прекрасного? В природе, в любви, в искусстве, в человеке. «И трава, и цветы, и шмели...» - частицы нашего мироздания, частицы божественного. И повторяющимся союзом «и» в своем стихотворении Бунин соединяет сиюминутное и вечное. В конце обсуждения ребята приходят к выводу, что и этот урок не что иное, как краткий миг, вкрапленный в вечность.

На уроке учителя из Махачкалы (Республика Дагестан) Ирины ДАДАШЕВОЙ старшеклассники рассматривали композицию рассказа «Господин из Сан-Франциско». Учитель наводит школьников на интересную мысль, что художественные образы бунинского произведения перекликаются с образами пушкинской «Сказки о рыбаке и золотой рыбке». Море, старик и старуха в сказке Пушкина - это океан, «Атлантида» и господин - герой Бунина. Художественные образы старика и господина находятся в развитии. Старуха, пройдя через все свои желания, казалось бы, снова приходит к разбитому корыту, но на самом деле это совершенно другой виток ее жизни. А что можно сказать о господине из Сан-Франциско? У Бунина он и после смерти чувствует усталость. Следовательно, для писателя смерть - это продолжение жизни, своеобразная спираль. Старшеклассники приходят к выводу, что Бунин в своем рассказе идет от образов, проблем и композиции Пушкина. Это не что иное, как скрытая реминисценция.

Татьяна НЕЧАЕВА, учитель русского языка и литературы из города Рыбинска Ярославской области, размышляла с 11-классниками над рассказом Ивана Бунина «Красавица». Школьники проследили, что прозаическое и поэтическое начала в художественном произведении могут не только противопоставляться, но и гармонично сосуществовать. Ученики вспомнили, в чем заключаются особенности композиции прозаического произведения и поэтического, что в композиции последнего особое место занимают чувства, переживания. Именно они и переполняют бунинский рассказ.

Наталья ОРЛОВА, учитель из Республики Саха-Якутия, пыталась соединить литературу и живопись на уроке в 11-м классе, темой которого стало творчество обериутов и авангардистов как отражение мировоззрения «эпохи абсурда». «Черный квадрат» Казимира Малевича послужил своеобразной иллюстрацией к рассказу Даниила Хармса «Рыжий человек». Художник и писатель творили в 20-30-е годы ХХ века, когда искусство искало новые пути, новые направления.

«Этот мир очарований, этот мир из серебра...». Татьяна ПЕРШАГИНА из Казани, погрузила одиннадцатиклассников в мир поэзии серебряного века. На уроке были использованы фрагменты музыкальных произведений, работы художников-модернистов. На примерах пародии ребята пытались проследить индивидуальность поэтов всех направлений серебряного века - символистов, акмеистов, футуристов. По ритму, размеру, метафоричности стиха ученики легко отличали Бальмонта от Ахматовой, Маяковского от Блока. Старшеклассники пришли к выводу, что поэты серебряного века очень разные, но их объединяет время, им всем свойственна внутренняя дисгармония, они трепетно относятся к слову.

Елена ИВАНОВА, учитель русского языка и литературы из Оренбурга провела урок в 5-м классе по теме «Однозначные и многозначные слова и их соотношение в русском языке». Пятиклассникам была предложена роль лингвистов-исследователей, и на двадцать минут их помощником стал толковый словарь Ожегова. На примере небольшого текста о Родине, состоящего из тринадцати предложений, детям предстояло выяснить, каких слов в русском языке больше - однозначных или многозначных. А для этого ученикам пришлось невольно вспомнить математику. После подсчета выяснилось, что из 114 слов текста 82 - многозначны. На этом ярком примере Елена Викторовна показала детям, насколько богат и прекрасен русский язык.

«Безударные гласные в окончании имен прилагательных» - тема урока, который провела Светлана ОГНЕВА, учитель русского языка и литературы из Нефтеюганска Ханты-Мансийского автономного округа. В адрес пятиклассников пришло «письмо из заграницы от их друга Германа», который хочет изучать культуру нашего народа, но понимает, что без хорошего знания русского языка это невозможно. Ему интересны особенности написания многих русских слов. Герман нередко попадает в затруднительное положение.

Пятиклассники, как хорошие учителя, доходчиво объяснили своему заграничному другу, что, во-первых, в предложении необходимо найти главное слово (имя существительное). Во-вторых, от него нужно задать вопрос к имени прилагательному. Окончание вопроса будет соответствовать окончанию слова.

Урок изящного словесного искусства продемонстрировала учитель русского языка и литературы из Читинской области Елена ЧАЩИНА. В шестом классе речь пошла об... анекдоте. Но не волнуйтесь - не о том, что насквозь пронизан пошлостью и мелькает на страницах «желтых» газет. Ребята познакомились с анекдотом литературным и попробовали себя в качестве его составителей. Елена Сергеевна рассказала детям историю, которая могла бы закончиться трагически, но шестиклассники превратили ее в забавный анекдот. «Известный поэт Пушкин прогуливался по Тверскому бульвару. Ему навстречу попался господин Х, с которым Александр Сергеевич был в ссоре. Господин Х не удержался и закричал: «Прочь, шестерка, туз идет!» Как вы думаете, что мог ответить Пушкин? Одна девочка продемонстрировала прекрасное чувство юмора. «Шестерка бьет туза», - ответил Пушкин. Ребята узнали, что остроумная концовка анекдота называется пуантом и в переводе с французского значит острие. Шестиклассники соревновались в выразительности, читая анекдот про русского баснописца Ивана Крылова. «Крылов прогуливался по набережной Фонтанки. Тучный человек, он шел не торопясь. Его обогнали три студента. Один из них сказал: «Смотрите, туча идет!» И что же Иван Андреевич? «И лягушки заквакали», - спокойно сказал он. Мораль: нельзя оскорблять человека, который намного старше тебя, опытней и умнее...