Спор математиков открыла учитель гимназии «Дидакт» города Заречный Пензенской области Лариса Викторовна Селюкова.Своим уроком она продолжила известный спор о том, как эффективнее оценивать ученические знания, и даже заочно победила в нем. Лариса Викторовна решила, что самый правильный путь - доверить выставление оценок...самим ученикам. Резон такой - когда урок восходит к знанию, познавший должен заняться самоконтролем, тогда ему самому будет понятно, что он освоил, что нет, почему заслуживает именно такой оценки, а не иной. Учитель, по мнению Селюковой, должен сначала поставить задачу в общем виде, затем предложить ученикам решить несколько частных, придумать свои для одноклассников, а потом выстроить различные способы обучения других тому, чем овладели сами. Дети не боятся после этого отрецензировать собственное знание-незнание, потому что в этом случае оценка используется не для кары, не для того, чтобы взрослый свысока указал ученику на его промахи и погрешности, а для того, чтобы тот сам увидел свои недочеты, свои пробелы в знаниях и познаниях. При этом уходит чувство страха, обиды, ребенок не старается спрятаться от учителя, он открыто признается в том, что не сумел овладеть тем или иным разделом. Признается только потому, что на этом этапе уже готов сам ликвидировать все «белые пятна». Работа на уроке настолько увлекательна, ты так быстро попадаешь под обаяние дидактического метода, что уже не можешь удержаться от придумывания новых и новых задач. Не припомню, когда в последний раз я выписывала на листочке самые разнообразные дроби, сравнивая их по величине, но на конкурсном уроке я этим занималась. Ну просто чисто автоматически, потому что мне было это интересно. Представляете, как азартно работали шестиклассники школы №1016 на конкурсном уроке Ларисы Селюковой! И это очень важно, что она так увлекала ребят, обучающихся на этой ступени, потому что если приобщить к математике шестиклассников, если заставить их полюбить такой сложный предмет в этом возрасте, то дальше можно совершенствовать учебный процесс от одного года к другому, подводя учеников к неким вершинам математического знания. В конце урока Лариса Викторовна подарила (да-да, именно так - подарила!) своим ученикам домашние задания, попросив их придумать свои задачи и прислать ей в «Дидакт», пообещав, что эти задачи обязательно будут напечатаны в гимназическом сборнике. Оказывается, в зареченском учебном заведении математическим творчеством увлечены все - от мала до велика. Юные же москвичи пригласили учительницу к ним в школу на работу. В этот момент я поймала себя на мысли о том, что мы много размышляем, как поставить воспитательный процесс в школе, и предложений обычно масса - от проведения внешкольных мероприятий до создания детских общественных организаций. При этом мы как-то забываем, что большую часть времени учитель проводит со своими подопечными на уроке. Лариса Викторовна Селюкова нам деликатно об этом напомнила. Причем не только напомнила, но и дала великолепный образец воспитательной работы, потому что на уроке ей удалось предоставить своим ученикам реальную возможность для самоутверждения и самовыражения. Они становятся соавторами учителя, никто их не принуждает к учебе, к овладению новыми знаниями, никто не пригибает их головы обидными низкими оценками, авторитарным унижением.

Успех на конкурсе пришел к тем, кто сумел найти свою ноту в сотрудничестве с детьми. Это свидетельствует прежде всего о том, что педагогика сотрудничества как таковая перестала быть священной коровой, доступ к которой имеют единицы. Физик из Белой средней школы поселка Среднего Усольского района Иркутской области Елена Халиулина, по ее собственному признанию, не приемлет послушания, но стремится услышать своих учеников. На ее уроке ребята работают, а работа предполагает и совместное обсуждение задачи, которую нужно решить, и групповое оценивание промежуточных результатов, и открытое подведение итогов. А когда люди работают и говорят о работе, грешно их одергивать и напоминать о дисциплине. То, что на уроке нужна тишина, ребята должны осознать сами. И они осознают это тогда, когда беспорядок начинает мешать им самим. Например, расслышать то, что говорит учитель или одноклассник. Урок построен так умело, что постоянно кажется - он в руках детей, это подтверждение тезиса, которым руководствуется Елена Владимировна, говоря каждому своему ученику: «Все в твоих руках». Ученики стоят в символическом круге, взявшись за руки, но и сама Халиулина тоже в нем вместе с ними, передавая знания от себя к ним, из рук в руки. Она не дергает своих ребят, не делает им замечаний, у нее на всякий случай есть своя притча. Например, когда кто-то не хочет думать, самостоятельно доходить до истины, Елена Владимировна тут же рассказывает о Милоне Кротонском, который, чтобы быть сильным, носил на спине теленка. Вырос Милон, вырос и теленок на его плечах, вот только парень стал сильным и мужественным, а бычок не мог сам стоять на дрожащих и слабых ногах. После этого уже никакие призывы не нужны, дети-то у нас смышленые, все понимают сразу, уговаривать их быть самостоятельными уже не приходится. На конкурсном уроке ученики 7-го класса сыграли в три удивительно простые и одновременно сложные (на смекалку!) игры: сделали видимым воздух в пробирке, достали, не замочив пальцев, монетку из блюдца с водой, перенесли тарелку с одного края стола к другому, не прикасаясь к ней. И все потому, что на уроке прекрасно поняли его тему «Молекулярное строение вещества».

Елена Владимировна стала победительницей в этой предметной номинации, первой из двенадцати. Но парадоксальным стало то, что в проблемных номинациях были признаны победителями первого тура пятеро из этой предметной группы. Уже другие жюри признали необычайно точными и творческими уроки этих конкурсантов. И среди них урок учителя физики из средней школы №4 города Рыльска Курской области Игоря Полищука. На счету Игоря Полищука множество учеников, ставших призерами и победителями олимпиад по физике и математике. Как он это делает, как готовит их к победам, стало понятно практически сразу. На конкурсном уроке в предметной номинации Полищук решал с учениками-десятиклассниками вроде бы простенькую задачку - находил массу земной атмосферы. Это на его уроке, с его опытом, умением подтолкнуть ученика к овладению сложным как будто совсем простым, найти ответ вроде бы не составляло труда. Но происходящее было из разряда рекордов, так иногда кажется, будто выписывание изящной петли на льду или преодоление планки, установленной на внушительной высоте, даются спортсмену играючи. Только потом, представив себя на его месте, начинаешь понимать, что все дело в таланте тренера и упорном труде рекордсмена. Учеба рекордов не предполагает. На первый взгляд. На самом деле она готовит каждого к собственному рекорду в будущей жизни. Знания - трамплин - учитель дает, от ученика зависит, как использует он их, насколько высоко взлетит.