Какими методами ведется эта работа с военнослужащими самого современного рода наших Вооруженных Сил? Об этом рассказывает заместитель командующего Космическими войсками по воспитательной работе - начальник Управления воспитательной работы КВ РФ доктор педагогических наук генерал-лейтенант Иван ХОМЕНКО.

- Иван Егорович, в чем заключается специфика системы воспитательной работы в Космических войсках?

- В Космических войсках солдат и сержантов, проходящих службу по призыву, - не более 50%. Соответственно выше интеллектуальный потенциал людей, с которыми мы работаем. Отсюда - несколько иной взгляд на саму проблему воспитания.

В нашей Военно-космической академии имени Можайского сильные кафедры, которые помогли нам разработать научную базу системы совершенствования воспитания, в особенности - офицерского состава. Что мы должны получить в результате реформирования Вооруженных Сил? Высокий уровень боеготовности. И соответственно высокое морально-психологическое состояние войск. Человек в погонах должен понимать, что он ограничивает свою свободу ради служения Отечеству. Поэтому мы должны создать такую систему воспитательной работы, которая позволит удержать на высоком уровне морально-психологическое состояние людей.

Сегодня у нас есть полноценное управление воспитательной работы, состоящее из трех отделов и психологической службы. Эта служба в ее нынешнем виде - совершенно новое направление нашей работы. Ее необходимость налицо. Психологи улучшают обстановку в подразделении, проводят реабилитацию, оказывают психологическую помощь и совместно с медицинскими работниками выявляют группы риска. Такой факт: в Космических войсках 331 офицер состоит в группе динамического наблюдения. Может возникнуть вопрос: не тратим ли мы государственные деньги, уделяя время тем, кто, к примеру, злоупотребляет спиртными напитками? А если у офицера семья, двое детей? К тому же мы его подготовили, на государственные средства дали высшее образование. Мы можем и должны помочь ему и его семье. Конечно, если после лечения пошли рецидивы, прощаемся навсегда. Это к вопросу об особенностях воспитательной работы в Космических войсках: у нас как раз больше внимания уделяется офицерам.

Возьмем морально-психологическое обеспечение, к примеру, запуска космического аппарата ракетой-носителем. Психолог и заместитель командира по воспитательной работе должны знать: сколько раз человек участвовал в запусках, какие у него опыт работы, уровень квалифицированности, как он провел дни и ночи перед запуском? Человеку ведь надо напоминать, что за его плечами большая ответственность, что государство не может давать неограниченное количество денежных средств на военный космос. Поэтому все боевые расчеты - под строжайшим контролем, в том числе на психологическую совместимость.

- А есть ли система отбора призывников? Ведь «срочники» охраняют в Космических войсках не только склады, но и уникальные объекты, от которых зависит, ни много ни мало, стратегическая оборона страны.

- Есть директивы, регламентирующие отбор. Примерно 9 из 10 призывников отсеиваются. Первая задача - отсеять по максимуму непригодных еще в военкомате. Вторая - разумно распределить новобранцев по подразделениям согласно специальностям. Есть разные группы допуска. В соответствии с этим надо решить, кого допустить к энергоустановкам, кого - к караульной службе. На боевое дежурство - особый подбор людей. Осуществляется он комплексно: командирами, воспитателями, психологами, медиками. Если честно, не хватает полностью - психологически и физически - подготовленных к службе солдат. Но народ дал нам своих сыновей, с ними надо работать, а не записывать всех в непригодные.

- В Космических войсках довольно много «двухгодичников» и офицеров, призываемых из запаса. Допустим, «двухгодичник» показал себя грамотным специалистом. Что делается, чтобы он перешел из переменного состава в кадровый?

- Вопрос очень серьезный. Действительно, многие остаются. Главное - сразу не загонять вчерашнего студента в строгие рамки. Важна адаптация: освоить специальность, вписаться в уклад военной жизни. И здесь, разумеется, нужна помощь воспитателя, психолога, всего офицерского коллектива. Многое зависит от того, как человек устроился, где живет.

- Вы окончили филологический факультет университета и были призваны на 2 года, стали комвзвода в РВСН. Как вам помогли найти призвание и надолго связать жизнь с армией?

- Вспоминаю своего замполита, командира полка. Вспоминаю, как еще лейтенантом водил солдат в театр, и они не очень интеллигентно выразили эмоции. На следующий день всему своему личному составу я читал правила поведения в общественных местах. Меня услышал командир полка и... два часа после «читал лекцию» по знаниям устава, которых мне действительно тогда не хватало. Таким вот образом он скорректировал мой подход к работе с личным составом. Есть люди, которым хочется подражать.

- Комполка разглядел в вас воспитателя и предложил идти по этой стезе?

- Да, он сказал, что это мое. И замполит после одного моего доклада на комсомольском собрании сказал: «А ведь у тебя получится, у тебя большое будущее». И вот прошли годы. С моими наставниками поддерживаем связь. Они у меня, к слову, были не только на этапе офицерского становления.

Сейчас главная задача для нас, так скажем, старых воспитателей, - искать людей, которые склонны к этой работе, и учить их, в том числе - личным примером.

- В Санкт-Петербурге рядом с «Можайкой» - Военно-космической академией находится Космический Петра Великого кадетский корпус. Как вы работаете с подрастающим поколением?

- В первую очередь тщательно отбираем командиров-воспитателей, психологов. На конкурсной основе. Направляем туда лучших из лучших. Критерии отбора? Например, чтобы служить в кадетском корпусе, офицер-воспитатель сам должен иметь сына, быть увлеченным человеком.

Воспитанники обучаются в корпусе 4 года, выпускные экзамены там являются вступительными в «космические» вузы. И 4 года мы сопровождаем этих детей, прививаем традиции. Они находятся под постоянной опекой воспитателей.

Думаю, кто-то из кадетов сам в будущем станет воспитателем. Тем более теперь у нас появилась, как говорится, база воспроизводства: в прошлом году в Военно-космическую академию поступили первые 27 курсантов, которые будут выпускаться замами по воспитательной работе. Их подготовке мы уделяем самое пристальное внимание.

- Во всех гарнизонах Космических войск ведется активная работа с семьями военнослужащих. Судя по всему, вы ее серьезно направляете и координируете?

- Да, к примеру, не так давно мы собирали инструкторов по работе с семьями. Они прибыли из всех гарнизонов, перед ними выступил командующий, его заместители, начальники управлений, мы провели ряд занятий. Состоялся обмен опытом. Инструкторы - люди, специально подобранные и находящиеся на штатных должностях. Представляете, какое огромное влияние они оказывают на моральный климат гарнизона: работают с детьми, выпускниками вузов, с молодыми семьями? По большому счету эта работа помогает снять социальную напряженность.

- А как вы оцениваете социальную сферу жизни военнослужащих и влияете не нее?

- В ней очень сложный спектр проблем. На первом плане - жилищная. У нас около 8000 бесквартирных. И здесь важны справедливость в распределении, контроль за соблюдением очередности. Обычно офицеры-воспитатели входят в жилкомиссии.

Люди обращаются к нам по самым разным вопросам: жалуются, например, на превышение полномочий со стороны начальства. Мы принимаем меры. Обращаются и по поводу нарушений порядка прохождения службы, увольнения, перевода к другому месту службы. Сегодня уже можно говорить о том, что мы имеем определенные рычаги влияния. 27 декабря 2002 г. Указом Президента России, так скажем, установлена «воспитательная» вертикаль - от роты до заместителя командующего по воспитательной работе. Управление воспитательной работы создавалось непосредственно под руководством командующего, который понимает наши заботы. Оно состоит из двадцати человек. А всего в Космических войсках - около 900 офицеров-воспитателей.

Вообще, воспитательная, военно-социальная работа, морально-психологическое, информационное обеспечение - это стык самых разноплановых вопросов. На своем уровне я вникаю в них как член Военного совета. Ведь определяющее значение в решении всего комплекса проблем, стоящих перед Космическими войсками, имеет человеческий фактор. Люди - основной потенциал и движущая сила развития Космических войск. Какой будет забота о них командиров и начальников всех степеней, такой будет и отдача в ратном труде личного состава.

Приведу несколько примеров из того, что удалось достичь на этом направлении. Навигационный завоз материальных средств в гарнизоны Крайнего Севера и Камчатки, а также доставка необходимого имущества в части зарубежной группировки были осуществлены строго по плану. Повышается качество медицинского обеспечения и санаторно-курортного обслуживания. В прошлом году в здравницах Космических войск, в других санаториях и домах отдыха Минобороны России отдохнул каждый третий офицер и прапорщик. Организация летнего отдыха детей военнослужащих и гражданского персонала позволила обеспечить путевками в детские оздоровительные лагеря более четверти общего числа детей военнослужащих и гражданского персонала Космических войск.

Продолжается работа по совершенствованию нормативно-правовой базы социальной защиты военнослужащих, особенно несущих боевое дежурство. Совершенствуется взаимодействие с местными органами власти в интересах решения социальных проблем. Совместно с главами администраций мест дислокации и субъектов Федерации реализуется ряд социальных проектов в интересах военнослужащих. Оказываются адресная помощь и поддержка молодым и малообеспеченным семьям. Несмотря на трудности, удалось, например, обеспечить жильем всех выпускников вузов 2002 г., а это более 1000 молодых офицеров.

В войсках продолжают трудиться немало ветеранов. 24 апреля 2002 г. в городе Краснознаменске была проведена учредительная конференция по созданию единой Межрегиональной общественной организации «Союз ветеранов Космических войск», которая в июле была зарегистрирована в Минюсте России на правах Общероссийского союза общественных объединений. Объединение ветеранов в единую организацию позволяет более качественно решать целый спектр задач, связанных с военно-патриотическим воспитанием.

- Говоря о нем и, в частности о героико-патриотическом воспитании, видимо, следует вспомнить, что невоевавшие, как принято считать, Космические войска имеют славные боевые традиции?

- Да, Космические войска считаются невоюющими в том плане, что личному составу не приходится вступать в боестолкновения. А между тем, к примеру, в Таджикистане, где размещен оптико-электронный комплекс «Окно» системы контроля космического пространства, наши военнослужащие и сегодня не выпускают из рук оружия. Именно там несколько лет назад в бою с «бородачами» погиб смертью храбрых заместитель командира части по воспитательной работе майор Белимов. В городе Нуреке его именем названа улица. На таких вот примерах мужества и героизма и стараемся воспитывать молодежь - будущее Космических войск России.

Беседу вел Михаил СЕВАСТЬЯНОВ