Принятые в течение прошедшего года законы решили ряд правовых проблем. Унифицирована применяемая в российском военном законодательстве терминология в отношении военнослужащих-женщин, а также - к понятию «ученая степень». Высшие должностные лица субъектов Федерации (руководители их высших органов исполнительной власти) исключены из категории граждан, которым предоставляется отсрочка от призыва. Гарантированы выплаты в двойном размере пенсий и сохранение налоговых льгот Героям Советского Союза, России и полным кавалерам ордена Славы. Занятый уходом за ребенком вдовец жены-военнослужащей получил право на пенсию по случаю потери кормильца. Введены дополнительные материальные и социальные льготы персоналу наших баз в Белоруссии, Казахстане и Киргизии. Уточнен порядок присвоения воинских званий в запасе. Предоставлены льготы военнослужащим-контрактникам при поступлении в учебные заведения. Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения доступности среднего профессионального образования и высшего профессионального образования для военнослужащих (граждан), проходящих (проходивших) военную службу по контракту». Изменено название дня памятной даты России - 23 февраля - День победы Красной армии над кайзеровскими войсками Германии - на название - 23 февраля - День защитника Отечества. Порядок прикомандирования военнослужащих приведен в соответствие с Федеральным законом «О системе государственной службы в Российской Федерации». Установлены категории лиц, которые при увольнении с военной службы не попадают ни в запас, ни в отставку (иностранные граждане, лица, уволенные с военной службы в связи с назначением уголовного наказания в виде лишения свободы и т.п.). Увеличены доплаты за ученую степень: кандидатам наук - до 3000 руб., докторам наук - до 7000 рублей. Кроме того, увеличены на 40% должностные оклады доцентам и на 60% профессорам военных вузов. Это положительно скажется на продуктивности научно-преподавательской деятельности. Урегулирована внешнеторговая деятельность в отношении продукции военного назначения открытыми акционерными обществами, находящимися в федеральной собственности. Установлены правовые основы дисциплинарного ареста военнослужащих. Этот вид наказания теперь возможен только решением суда. Таким образом, в отношении военнослужащих Россия выполнила Конвенцию о правах и свободах человека. По нашей инициативе законом снято ограничение в 1000 рублей по выплате заработной платы привлекаемым на военные сборы или на проведение призыва гражданам. Сейчас Минобороны выплачивает им среднюю зарплату по месту работы. Причем с учетом районных коэффициентов и различных надбавок.

Важно и то, что нам удалось переломить ситуацию и добиться от правительства индексации в несколько этапов денежного содержания военнослужащих и военных пенсий. В этом году проведена индексация на 15%. К концу 2008 г. реальное материальное положение военнослужащих и военных пенсионеров должно увеличиться не менее чем в 1,5 раза. Безусловно, если инфляция не превысит расчетную. В противном случае будем настаивать на дополнительной индексации.

- Как решается жилищная проблема военнослужащих?

- Обеспечение военнослужащих жильем идет по четырем направлениям. Первое. Через закон о накопительно-ипотечной системе (каждому участнику этой системы, а это военнослужащие, которые заключили контракт после 1 января 2005 г., выделяется на персональный счет определенная сумма средств). Второе. Создание в гарнизонах фонда служебного жилья. Третье. Военнослужащие, которые заключили контракт до 1 января 2005 г., обеспечиваются постоянным жильем, которое им предоставляет Минобороны. Кроме этого, военнослужащие могут покупать квартиры за счет выдаваемых им государственных жилищных сертификатов.

В проект бюджета на 2007 г. были заложены объемы финансирования, недостаточные для решения этих проблем. Но несмотря на трудности нам удалось путем внесения поправок в проект бюджета 2007 г. увеличить на 2,7 млрд. рублей расходы на строительство жилья и с 44,3 до 82,7 тысяч рублей увеличить размер накопления на именном накопительном счете каждого участника накопительно-ипотечной системы.

По инициативе комитета постановлением Госдумы Правительству РФ поручено направить в 2007 г. часть дополнительных доходов на строительство служебного жилья.

Кардинальным прорывом в жилищном обеспечении можно назвать Президентскую программу «15 плюс 15».

Мы полагаем, что в результате всех этих мероприятий Минобороны в 2007 г. введет не менее 27 тыс. квартир.

Прорабатывается вопрос об увеличении в 2007 г. ввода жилья еще примерно на 5 - 6 тысяч квартир.

- Комитет фактически завершил внесение изменений в законодательство, касающееся организации призыва. Расскажите, пожалуйста, о ее результатах.

- В 2006 г. упразднены отдельные отсрочки от призыва. С 1 января 2008 г. вводится одногодичный срок службы по призыву. 2007 г. будет переходным - 1,5 года службы.

Чтобы создать нормативно-правовую базу для этого перехода, нам пришлось очень много поработать над блоком из четырех законов. Причем это законы не из разряда текущих. Я бы назвал их прорывными в области законодательного обеспечения военного строительства.

С сокращением срока службы требуется ежегодно удвоить призывной контингент. Учитывая сложную демографическую ситуацию, выход из нее единственный: частично сократить и частично модернизировать ряд отсрочек и освобождений от военной службы. К рассмотрению каждой отсрочки или освобождения подошли скрупулезно.

Ряд отмененных отсрочек, в первую очередь касающихся семейных призывников, планируем компенсировать денежными выплатами. Их размеры зависят от состава семьи.

Кроме того, предусмотрели для таких военнослужащих прохождение службы максимально близко к месту проживания семьи, предоставление дополнительных отпусков и увольнительных в свободное от службы время.

Главное - мы не затронули отсрочки для школьников, учащихся средних профессиональных училищ, студентов и адъюнктов. Причем нашли такой подход, при котором каждый может выбрать удобный для себя вариант, если отсрочка на первоначальное обучение закончилась.

- Что изменилось в системе военного образования?

- Оптимизировано под реальные потребности войск количество военных кафедр в гражданских вузах. Мы законодательно установили, что они не будут призываться на военную службу в качестве так называемых двухгодичников, а будут числиться в мобилизационном резерве. Конечно, периодически будут проходить военные сборы, в том числе и для переучивания на новое вооружение.

Создали правовые нормы для действия в гражданских вузах военных учебных центров. Их будет 33.

Студенты, обучающиеся в этих центрах (а это в основном наукоемкие специальности технического и гуманитарного профиля) с началом обучения будут заключать контракты о прохождении военной службы в течение не менее 3 лет после выпуска. За счет средств Минобороны им будет выплачиваться повышенная стипендия.

Вместе с тем законодательно повышена ответственность, в том числе и материальная. Например, если курсант военного учебного заведения отчислен по неуспеваемости или по нежеланию учиться, с него будет удерживаться часть средств, затраченных на его военную подготовку. Это же касается офицеров, не выполняющих условия контракта или досрочно их разорвавших.

Данные изменения в законах - своего рода фильтры, отсеивающие тех, кто, не взвесив все «за» и «против», выбирает военные профессии. Это и барьер для молодых людей и их родителей, которые решили использовать военные вузы для бесплатного получения высшего образования, причем очень высокого качества (в гражданской сфере на выпускников военных вузов очень высокий спрос, особенно по сложным и наукоемким техническим специальностям), а затем сразу уволиться.

- Как совершенствуется система комплектования войск?

- Усложнение военной техники требует высокой квалификации военнослужащих, особенно низового звена. Для значительной части военных специальностей качественно решить этот вопрос за счет только призывников уже практически невозможно. В связи с этим продолжается перевод войсковых частей и соединений на смешанный способ комплектования - по контракту и призыву.

Правовой базис этой работы - соответствующая федеральная целевая программа. Если в начале ее реализации основу программы составляло лишь денежное и жилищное обеспечение военнослужащих-контрактников, то сейчас мы постепенно переходим на более масштабный, я бы сказал, развернутый, вариант.

Продолжая совершенствовать материальное и жилищное обеспечение, необходимо одновременно развивать и всю инфраструктуру базирования войсковых частей. В первую очередь - парковые и технические зоны, а также оборудованные современной мишенной и имитационной обстановкой стрельбища и полигоны. В социальной сфере - гарнизонные спортплощадки и залы, школы, детсады, магазины, другие объекты. Перед нами стоит задача - создать такие условия, которые кроме поддержания и совершенствования профессиональной подготовки обеспечивают в пределах части весь набор услуг и культурно-массового досуга. Это не что иное, как обеспечение привлекательности военной службы для военнослужащих-контрактников и их семей. Такие меры будут способствовать решению одной из ключевых задач - сократить текучесть кадров, а значит, сэкономить средства.

Спланирован комплекс мероприятий по комплектованию должностей сержантов и старшин только контрактниками. За счет хорошо подготовленных младших командиров повысится дисциплина в казармах и качество воспитательной работы.

- Наряду с законотворческой деятельностью есть и ряд других направлений работы комитета?

- Кроме работы в стенах парламента, мы, как и в прежние годы, проводим выездные заседания комитета. В качестве одного из примеров можно привести заседание в Хабаровске. Там мы изучали роль и место органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления в обеспечении обороны страны, посетили ряд воинских частей, авиастроительный и судостроительный заводы в Комсомольске-на-Амуре.

Члены Комитета Госдумы по обороне регулярно выезжали в воинские части, соединения и организации Вооруженных Сил - Московский, Дальневосточный, Приволжско-Уральский военные округа, Тихоокеанский флот и другие формирования - для изучения условий военной службы и проблем социальной защиты военнослужащих, а также в военкоматы ряда субъектов Федерации - Хабаровского края, Московской и Еврейской автономной области.

Прошли встречи со слушателями Пограничной академии ФСБ России, профессорско-преподавательским составом Военного университета, Голицынского пограничного института ФСБ России, проведено 17 экскурсий по Госдуме для слушателей военных академий и курсантов.

Члены комитета по обороне посетили военные объекты России, находящиеся в Киргизии, Азербайджане, Армении. Итоги поездок неоднократно обсуждали на заседаниях комитета, принимали меры для решения вопросов, поступивших в ходе этих поездок от военнослужащих и их семей.

- Что сделано в области международного сотрудничества?

- Комитет в течение года принял 18 иностранных делегаций. В ходе встреч обсуждались важнейшие проблемы обеспечения международной безопасности, угроз и вызовов стратегической и региональной стабильности, борьбы с терроризмом и другие вопросы. Приняты делегации Парламента Чешской Республики, Парламентской ассамблеи НАТО, Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе, Объединенного командно-штабного колледжа Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, начальника Главного штаба Вооруженных сил Республики Армения, Военно-воздушной академии США, Оборонного колледжа США, Академии генштаба Королевства Дания и ряд других. Проведены встречи с членами комитетов по обороне парламентов Швеции и Норвегии.

Делегации комитета участвовали в 12 официальных выездах за рубеж, в том числе - в работе Мюнхенской конференции по вопросам безопасности в Европе, Парламентской ассамблеи НАТО и т.д.

Члены Комитета приняли участие в 18 международных конференциях, семинарах и «круглых столах». Обсуждались двусторонние и многосторонние военные, военно-политические и военно-технические вопросы, а также актуальные международные проблемы.

- В заключение хотелось бы услышать о планах на последний год работы Госдумы четвертого созыва.

- В первую очередь необходимо завершить работу над законопроектами, которые находятся в Комитете или мы ожидаем их поступления. Это, в основном, социальный блок.

В планах Комитета на год - участие в работе над законопроектом «О пенсионном обеспечении государственных служащих», к которым относятся и военнослужащие, увеличение пенсии за выслугу лет участникам Великой Отечественной войны и инвалидам войны в размере второй пенсии по инвалидности, улучшение материального положения и социальной защиты ветеранов службы и боевых действий, восстановления права нуждающихся в жилой площади участников боевых действий и членов семей погибших военнослужащих на получение жилья в первоочередном порядке, установление права детей погибших военнослужащих на поступление вне конкурса (при успешной сдаче экзаменов) не только в военные, но и во все гражданские государственные образовательные учреждения, включение в страховой стаж членов семей военнослужащих периодов совместного проживания с ними, когда по условиям дислокации гарнизонов они не имели возможности трудоустроиться по специальности, и многое другое.

Безусловно, главная задача года - участие в подготовке и рассмотрении проекта бюджета на 2008 -2010 гг.

Трехлетний бюджет - новая задача не только для правительства, но и для Госдумы. Во-первых, это пролонгированный бюджет. Во-вторых, мы уходим от традиции рассмотрения бюджета в конце года. Планируется, что он поступит к нам в апреле, а его рассмотрение в Госдуме должно быть завершено в июле.

Основные приоритеты бюджета условно можно разделить на две части. В первой - повышение зарплаты в бюджетной сфере, денежного содержания военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Во второй - повышение жизненного уровня пенсионеров, в том числе индексация базовой части трудовой пенсии по старости.