Цели: познакомить учащихся с историей принятия Русью христианства; сформировать представление о процессе крещения Руси и его причинах; показать общее и особенное в переходе к монотеизму у жителей Древнерусского государства и Западной Европы; помочь определить значение принятия Русью христианства для дальнейшего развития государства.

Задачи: развивать умения и навыки самостоятельно систематизировать и классифицировать информацию с выделением черт сходства и различия; делать выводы, заключения с проявлением собственного отношения к фактам; решать самостоятельно творческие задания; развивать умения работы с картой и схемами; продолжить работу по формированию умений анализа исторических источников.

Оформление доски:

слева - карта «Киевская Русь»; «Генеалогическое древо правителей Руси, России 862-1917 гг.».

Основные понятия: язычество, христианство, церковная иерархия, двоеверие, крещение Руси.

Ход урока

Вводное слово учителя: Князь Владимир! Владимир Красно Солнышко! Один из представителей Киевской Руси, ставший героем многих русских былин. Внимание! Представьте его незнакомому человеку.

Фамилия?

Учащиеся: Рюрикович.

Учитель: Имя?

Учащиеся: Владимир.

Учитель: Отчество?

Учащиеся: Святославович.

Учитель: Предыдущий урок мы закончили краткой характеристикой результатов правления первых князей Киевской Руси, вплотную подойдя к главному направлению в деятельности князя Владимира.

Можете ли вы вспомнить характер домашнего задания, сформулировать главную, красную нить сегодняшнего общения?

Учащиеся: Религия, христианство, их место в нашей жизни.

Учитель: Да, это первоначальная догадка. А пока познакомьте нас, пожалуйста, с результатами домашнего общения со старшими членами семьи (их отношение к религии).

Учащиеся высказываются по теме «Религия, вера, их роль вчера, сегодня, завтра».

Учитель: Что ж, сколько людей, столько и мнений. А как, по-вашему, освещаются СМИ, в первую очередь телеканалами, Масленичная неделя и начало Великого поста? Масленица! Что это за праздник? Не появилось ли у кого-то из вас желания почитать серьезную литературу о ней?

Ответы учащихся.

Учитель: Но хотя Масленица - это православный праздник, он имеет языческое происхождение. Язычество. Какие ассоциации возникают у вас при произнесении этого слова? У каких народов мы встречаем язычество? Что общего? Каковы различия?

Ответы учащихся.

Учитель предлагает обратиться к иллюстрации «Жертвоприношение Перуну в Киеве» на стр. 50 учебника «Российская история».

В разговор вмешиваются присутствующие на уроке десятиклассники.

Учитель: Послушаем давно начавшийся спор нынешних десятиклассников и постараемся выразить свое мнение по отношению к сказанному.

Один из десятиклассников восхищается крещением Руси, мудростью Владимира; другой, напротив, заявляет о ненужности, даже вредности этого шага.

Учитель: Так зачем же крестили Русь? Можно ли сразу ответить на этот вопрос? Нет, нельзя. Неглубоко, поверхностно получается. Как-то несерьезно.

Учитель предлагает учащимся сначала окончательно сформулировать тему сегодняшнего урока.

Чтобы сравнить крещение Руси и принятие христианства странами Европы, необходимо поработать с учебниками Российской истории (стр. 50-53, п. «Принятие христианства») и истории средних веков (стр. 47-49, п. «Язычество и христианство»; стр. 86-88, п. «Христианство и культура»).

Сделайте вывод. Чего больше: общего или различий?

Ответы учащихся.

Учитель: Конечно же, общего в этих схожих процессах больше.

А теперь давайте дадим определение понятию «христианство». Христианство - это...(учащиеся работают со словарем в учебнике Российской истории на стр. 238).

Кстати, какие религии исповедовали народы и государства - соседи Руси? Посмотрите на карту на стр. 49 учебника.

Ответы учащихся.

Учитель: Да, наши соседи - католики.

А как произошло разделение единой христианской церкви на католическую и православную? Чтобы ответить на мой вопрос, обратитесь к тексту на стр. 91 (п. «Католичество и православие») и карте на стр. 90 (п. «Раскол христианства») учебника средних веков.

Почему же князь Владимир выбрал византийский вариант христианства?

Обратите внимание на схемы, объясняющие церковную иерархию в средние века (стр. 53 учебника Российской истории и стр. 94 учебника истории средних веков). Попробуйте найти главное, ключевое различие в схемах.

Первым лицом в иерархии католической церкви был римский папа, который избирался пожизненно и считался наместником Бога на Земле. Он носил особый головной убор - тиару, которая была отличием его высокого сана.

Тиара как бы напоминает о тройной власти папы - как главы верующих, судьи и законодателя.

Папа имел огромную власть в христианском мире: он следил за чистотой веры, распоряжался церковным имуществом, издавал законы, обязательные для всех христиан. Папа назначал верховных сановников церкви - кардиналов и епископов.

Первыми советниками и помощниками папы были кардиналы, отличительными признаками сана которых были красная мантия и красный головной убор. В случае смерти предыдущего главы кардиналы выбирали нового папу. Им становился наиболее уважаемый и достойный из их числа. Выборы эти проходили в специальном помещении, где кардиналов запирали на ключ. Поэтому заседание называлось конклав - «закрытое на ключ». Кардиналы жили в маленьких комнатах до тех пор, пока не избирали нового папу. Еду им в это время подавали через окно.

Ниже на ступени церковной иерархии находились епископы. Они управляли церквями и монастырями, находившимися на территории их епископства. Их отличало особое кольцо и посох. В подчинении епископов были нижестоящие служители церкви.

Ответы учащихся.

Учитель: А теперь попробуем сделать вывод: так ли необходимо было принимать христианство?

Ответы учащихся.

Учитель: Я не навязываю вам свое мнение. Посмотрите на хронику событий (на доске) и сделайте свои выводы.

На доске:

861 г. - крещение Болгарии.

IX век - принятие христианства народами Центральной и Южной Европы.

968 г. - принятие христианства в Польше.

980-1015 гг. - правление Владимира I на Руси.

988 г. - принятие христианства на Руси.

993 г. - Олаф Скутконнунг становится первым христианским правителем Швеции.

995-1000 гг. - принятие христианства в Норвегии.

Ответы учащихся.

Учитель: И все же это так просто!

Двоеверие! Что это такое? Чем вы можете объяснить его появление? Давайте обратимся к учебникам (стр. 52-53 учебника Российской истории, п. «Становление православной церкви на Руси»; стр. 47-49 учебника истории средних веков, п. «Язычество и христианство»).

Ответы учащихся.

Выводы учителя.

Христианство:

укрепляло государственную власть и способствовало объединению страны;

укрепляло международное положение страны;

способствовало проникновению и распространению культуры на русской почве;

устраняло ряд жестоких варварских обычаев.

Затем учитель предлагает задание, связанное с работой над важным письменным источником. Это «Повесть Временных Лет», показывает репродукцию картины «Нестор-летописец» и рассказывает о нем.

Учитель: Для работы будет взят отрывок о крещении Руси, да вот беда - составляющие его части рассыпались. Вам предстоит, прочитав материал, написать внизу текста код правильного ответа, отражающий последовательность событий.

Задание

Расставьте отрывки «Повести Временных Лет» в хронологической последовательности:

1. ...После всего этого Владимир вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолов. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли они еще святого крещения.

2. ...И повелел крестить себя... Многие из дружинников, увидев это, крестились...

3. В год 6495 (987) созвал Владимир бояр своих и старейшин градских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш». Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира...»

4. ...«Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу». И, услышав это, опечалились цари, и послали ему весть такую: «Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное, и нами единоверен будешь...»

5. ...Они же сказали: «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда-сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы...»

6. ...И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что никто не бранит, но хвалит. Если хочешь в самом деле разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у них служба и кто как служит Богу»...

7. ...И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам...

8. ...И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо». И когда прошел год, в 6496 (988) году пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе...

Учащиеся предлагают варианты ответов, воспроизводят их на доске. Ответы корректируются учителем.

Верная последовательность ответов: 3, 6, 5, 8, 4, 2, 1, 7.

На доске:

Закончите предложение:

Самое сложное для меня...

Самое интересное для меня...

Самое неожиданное для меня...

У меня возникло желание...

Домашнее задание

1. Параграф 5 учебника Российской истории (до конца). Задания в рабочих тетрадях на печатной основе.

2. Закрепляющие задания:

Расскажите, какое событие называется «крещением Руси». Объясните, почему князь Владимир отказался от язычества и выбрал именно православное христианство.

Докажите, что в результате крещения Русь сделала значительный шаг на пути развития культуры, цивилизации.

3. Творческое задание. Озвучить картину на стр. 51 учебника Российской истории («988 год - крещение киевлян». Художник К. Лебедев).

Вера КОПЫЛОВА, учитель истории и обществознания, Мордовия