Целевая установка:

В настоящее время в нашей стране одним из самых острых и неоднозначных вопросов, касающихся проблем гражданского участия, является проблема различий между гражданской деятельностью и экстремистской деятельностью, соотношение протестных действий и экстремизма. Конституция РФ гарантирует право на политическую деятельность, однако данные действия зачастую угрожают основам конституционного строя страны. Где проходит водораздел между отстаиванием законных интересов граждан через политическое действие и экстремистской деятельностью, опасным правонарушением. Очевидно, что для того чтобы отделить одно от другого, следует иметь четкое легальное определение «экстремистской деятельности».

Сегодня мы попробуем создать ясное, понятное определение экстремистской деятельности и сравнить его с легальным, выявить основные проблемы определения экстремистской деятельности.

Работа в малых группах

Каждая группа, для того чтобы дать определение, сначала выделит критерии экстремистской деятельности, а затем включит их в свое определение. Затем мы проведем рейтинг определений и сравним его с существующими.

Определения «экстремистской деятельности».

Подростки создают свои собственные определения понятия экстремистской деятельности.

1-я группа. Экстремистская деятельность - это деятельность, противоречащая закону; носящая насильственные признаки; противоречащая моральным нормам общества; противозаконное объединение; направленная против законных интересов отдельных граждан и разнообразных меньшинств;

2-я группа. Экстремистская деятельность - это деятельность, направленная против безопасности государства; по пропаганде запрещенных идеологий; использующая насилие и террористические взгляды; ущемление прав отдельных групп населения; противозаконная деятельность.

3-я группа. Экстремистская деятельность - это деятельность, направленная против государства, депутатов, чиновников; вандализм и надругательство над государственными символами; терроризм; использование фашистской символики; нарушение прав и свобод граждан.

4-я группа. Экстремистская деятельность - это деятельность, направленная на свержение государственной власти; на нарушение этических норм; противоправность и насилие; террор; пропаганда запрещенных идеологий.

5-я группа. Экстремистская деятельность - это использование оружия и средств массового поражения; деятельность, направленная на глобальное уничтожение; противоправные действия; насилие и терроризм; ущемление прав и свобод граждан и групп граждан; распространение идей расизма.

6-я группа. Экстремистская деятельность - это действия, направленные на подрыв правопорядка; с применением насилия и других запрещенных средств; террористическая деятельность; несанкционированная законом общественная деятельность; создание незаконных сектантских организаций; оскорбление государственных символов.

Выступления участников групп, которые делятся результатами своей работы, дают определения экстремистской деятельности. Обсуждение определений экстремистской деятельности.

Преподаватель: рассказывает об истории и причинах принятия Закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года и об изменениях, внесенных в него за последнее время. В Европе сразу после Второй мировой войны антинацистское, антиэкстремистское законодательство было принято практически сразу. Это 48-49-й, 50-е годы. У россиян же сложилось впечатление, что у них после Великой Отечественной войны выработался иммунитет к этим явлениям. Но иммунитет, видимо, заканчивается, и в последнее время можно обнаружить, какие вылазки в России совершались совсем недавно экстремистами.

Словарь российских политиков пополнился новым словом латинского происхождения. Это слово - «экстремизм». Одним из первых его произнес Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию 18 апреля 2002 года.

Он говорил о «росте экстремизма» и о «тех, кто под фашистскими, националистическими лозунгами и символикой устраивает погромы, избивает и убивает людей». Путин пообещал, что в Думу будет внесен законопроект, который даст правоохранительным органам «эффективный инструмент для привлечения к ответственности организаторов и вдохновителей этих преступлений». Президент выполнил свое обещание: президентский законопроект «О противодействии экстремистской деятельности» был внесен в Думу, и вскоре он стал законом. Авторы закона творчески подошли к работе и значительно расширили понятие «экстремизм», существовавшее ранее.

Советский энциклопедический словарь дает следующее определение: «приверженность к крайним взглядам, мерам» (обычно в политике).

8 июля 2006 года Госдума приняла в третьем чтении законопроект, уточняющий понятие «экстремистская деятельность». Экстремистская деятельность (экстремизм) согласно ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года № 114, в редакции от 27 июля 2006 года № 148 с последующими изменениями:

а) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо редакций средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма, возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию, унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти, избирательных комиссий, а также законной деятельности должностных лиц указанных органов, комиссий, соединенное с насилием или угрозой его применения; публичную клевету в отношении лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, соединенную с обвинением указанного лица в совершении деяний, указанных в настоящей статье, при условии, что факт клеветы установлен в судебном порядке; применение насилия в отношении представителя государственной власти либо на угрозу применения насилия в отношении представителя государственной власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением; создание и (или) распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных настоящей статьей;

б) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

в) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности, а также публичные призывы и выступления, побуждающие к осуществлению указанной деятельности, обосновывающие либо оправдывающие совершение деяний, указанных в настоящей статье;

г) финансирование указанной деятельности либо иное содействие в планировании, организации, подготовке и совершении указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.

Общая дискуссия

Под руководством преподавателя подростки сравнивают свои определения с легальным определением экстремистской деятельности, отвечают на вопросы.

1. Действительно ли определение экстремистской деятельности в законе является значительным достижением в правовой науке и практике?

2. Определение экстремистской деятельности, каким оно должно быть. Существует два мнения - следует дать широкое определение (деятельность, направленная на подрыв безопасности РФ), для того чтобы данный вид деятельности не ускользнул от внимания правоохранительных органов, или узкое определение, для того чтобы отделить данный вид деятельности от всякой другой гражданской деятельности.

Определение экстремизма в законе дается чрезвычайно широкое и расплывчатое.

3. Следует ли опасаться дублирования при определении экстремистской деятельности и включения в него разнообразных составов преступлений, которые уже сформулированы в УК РФ, как, например, статья 278 («Насильственный захват власти или насильственное удержание власти»), 282 («Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды»), 148 («Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий»), 149 («Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них»)?

В понятии «экстремистская деятельность», приведенной в законе, «дается перечисление разнообразных составов преступлений, закрепленных в Уголовном кодексе РФ, что само по себе является «бессмысленным дублированием Уголовного кодекса». Аналогичные правонарушения уже описаны в УК и в новом Административном кодексе».

4. Будут ли являться проявлением экстремистской деятельности следующие примеры протестных действий: экологические акции «Гринпис», демонстрации антиглобалистов, несанкционированный митинг протеста, участники которого собираются на площадь перед зданием городской администрации и выкрикивают лозунги, тем самым мешая чиновникам работать.

5. Понятия ксенофобии и антисемитизма как таковые в законе об экстремизме не упоминаются. Это позитивный или негативный аспект определения экстремистской деятельности?

6. Экстремизмом предлагается считать публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики.

Это заставляет вспомнить процесс французских властей против американского интернет-портала Yahoo в конце 2000 года. Во французском законодательстве существует запрет, подобный тому, который предлагают ввести авторы российского законопроекта об экстремизме. Портал Yahoo подвергся судебному преследованию из-за того, что разместил на своих страницах аукцион предметов периода Второй мировой войны, среди которых были вещи с нацистской символикой. Очевидно, нельзя говорить о пропаганде нацизма и экстремистской деятельности, когда речь идет о коллекционировании. Телевизионная демонстрация кинохроники нацистской Германии по новому закону может быть отнесена к экстремистской деятельности.

Подведение итогов занятия. Обратная связь

До недавнего времени на федеральном уровне отсутствовали законы, которые являлись бы правовой базой для эффективного противодействия экстремизму. Субъекты Федерации были вынуждены самостоятельно решать данные проблемы путем установления соответствующих ограничений и запретов. В частности, приняты законы Республики Дагестан «О запрете вахабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан», Карачаево-Черкесской Республики «О противодействии политическому и религиозному экстремизму на территории КЧР».

Принятие федерального закона стало последовательным этапом укрепления демократической политической системы Российской Федерации, что позволило сформировать правовые и организационные основы защиты прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности государства.

Впервые в российском законодательстве дается понятие экстремизма, даются принципы противодействия экстремистской деятельности и предлагается законодательный инструментарий, такой, как, например, профилактика экстремистской деятельности. Говорится, когда можно выносить предупреждения, когда можно выносить предостережения, как можно влиять на средства массовой информации, на финансовые органы, если они работают с этими экстремистскими организациями. Также предлагается процедура запрета и ликвидация организации, если она допускает экстремистскую деятельность.

В Уголовном кодексе РФ под экстремизмом понимается нечто иное. Исходя из содержания ст. 282.1 УК РФ, экстремизм - это подготовка или совершение по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы преступлений, предусмотренных ст. 148, 149, частями первой и второй ст. 213, ст. 214, 243, 244, 280, 282 УК РФ (преступления экстремистской направленности). Таким образом, в УК РФ содержится новое понятие «преступления экстремистской направленности», которое отсутствует в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности». Поэтому следует отметить, что подходы к определению экстремистской деятельности в Уголовном кодексе РФ и Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» отличаются, что создает определенные проблемы.

Учащиеся высказывают свое мнение по поводу понятия экстремистской деятельности и актуальности данного явления в жизни российского общества. Знание и умение давать определение экстремистской деятельности позволит активным гражданам не нарушать закон, отстаивая свои законные интересы, и при этом использовать массовые акции.

Юрий АНТЮХОВ, преподаватель Орловского государственного университета