Исследовательский метод обучения - это организация поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Основная цель - воспитать творческую личность, обладающую элементарными навыками самостоятельной научно-исследовательской работы. Из основной цели вытекают следующие задачи. Научить выделять проблему из общей массы информации в рассматриваемой области. Развить умение выделять в проблеме объект исследования. Обучить находить отличительные признаки предмета исследования. Привить навыки правильного формулирования темы исследования. Научить постановке цели исследования и формулировке задач. Дать представление об элементарных методах исследования и научить подбирать метод для проведения своей НИР. Развить навык формирования исходной гипотезы. Научить вести исследование, ставить в общих чертах эксперимент. Сформировать начальные навыки в поиске и обработке информации, умение анализировать данные и делать выводы, правильно оформлять отчеты: доклады, рефераты.

Исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет выпускнику: расширить знания и представления об окружающем мире, увидеть бесконечность его познания; работать с различными источниками информации, осуществлять выбор наиболее значимого содержания из имеющегося информационного массива; реализовать личный творческий потенциал, самоутвердиться; воспитать не знатока-исполнителя, а творца.

Исследования на уроках

Исследовательская работа в процессе изучения истории многоэтапна. Она содержит много компонентов, составляющих частей. Это создание проблемных ситуаций на уроке; поиск решения как теоретический, так и через эксперимент; анализ полученных результатов, наблюдений; выводы и обобщения.

Формы уроков в 9-х классах очень многообразны и различны, так же, как и самостоятельная исследовательская деятельность учеников (лабораторные занятия, ролевая игра, диспуты, интегрированные уроки, творческие мастерские): парная, групповая, коллективная; опережающие задания по изучению и воссозданию исторического персонажа в ролевой игре; подготовка докладов на историческую тему.

Постоянно увеличивающийся объем доступных электронных информационных ресурсов имеет колоссальный потенциал для исследовательской и проектной деятельности. В конце года ученики умеют решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта, анализировать исторический документ, вести диалог, дискуссию, составлять тезисы, конспект.

В 10-х классах происходит обогащение форм уроков и самостоятельной работы учащихся (лекции, семинары, конференции, электронные конференции - чат-конференции проводятся в реальном времени, с отсроченным доступом к материалам (обычная письменная дискуссия), с использованием аудиовизуальных технологий). Формы организации самостоятельной исследовательской деятельности учеников: коллективные, групповые проблемно-познавательные задания разного уровня сложности, подбор литературы по исторической проблеме, написание и защита реферата, создание видеоматериалов по теме урока. Применяют теоретические знания для анализа конкретных фактов. В конце года ученики умеют аргументировать свою позицию, владея логическими приемами рассуждения и доказательства на историческом материале, писать реферат.

В 11-х классах количество форм увеличивается, но основными являются интегрированные уроки (это подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей), презентации компьютерных слайд-проектов. Для подготовки слайд-проекта ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу. Использовать большое количество источников информации. Это позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Такой вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации подростки приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Виды самостоятельной исследовательской работы: проведение социологических исследований, подготовка диспута на общественно значимую тему, создание компьютерных слайд-проектов на историческую тему. В конце года ученики владеют навыками исторического моделирования и прогнозирования, умеют выражать гражданскую позицию по актуальным проблемам прошлого и современности.

После занятий

Наиболее целеустремленная и плодотворно исследовательская работа ведется в историко-краеведческом кружке. Именно кружок позволяет сочетать и использовать разнообразные формы внеклассной работы.

Главными направлениями моей внеклассной работы по истории являются: развитие исследовательской деятельности учащихся, закрепление и развитие знаний об исторической науке, развитие исторического мышления, выработка умения пополнять знания из разнообразных источников информации, распространение опыта творческой деятельности учащихся, приобретение учащимися опыта публичных выступлений.

Во внеклассную работу ребята вовлекаются на основе свободного выбора вида занятий. Добровольное начало - один из основных принципов.

Руководитель кружка обеспечивает научное и методическое руководство кружком: консультирует учеников, рекомендует необходимую литературу, помогает составлять планы, памятки изучения темы, систематизировать, оценивать и обобщать собранный материал.

Акцент в деятельности кружка ставится на самостоятельную исследовательскую работу его членов по выявлению, поиску, сбору и изучению материала.

Каждый член кружка с учетом индивидуальных интересов выбирает тему и самостоятельно работает над ней. На подготовку каждого исследования отводится 3-6 месяцев. Весь срок делится на этапы. После завершения, начинается подготовка авторов к публичному выступлению. В ходе защиты исследовательского проекта автор должен уметь обосновать выбор темы, проинформировать о целях и задачах работы, кратко ознакомиться с теоретическим обоснованием проекта, изложить его содержание, аргументированно сделать выводы и определить перспективы. В ходе обсуждения задаются вопросы, часто возникают дискуссии, которые выявляют основательность и глубину исследования. Компетентное жюри дает экспертную оценку, согласно которой лучшие рекомендуются к представлению на научно-практическую конференцию и другие конкурсы.

Каждый из членов кружка овладевает определенными умениями и навыками исследовательской деятельности: работать с каталогом, краеведческой научной литературой, с документальными материалами, записывать воспоминания, собирать краеведческий материал, пользоваться логическими приемами, а также составлять библиографию, аннотацию.

Применение методов исследования на уроках истории и после занятий очень перспективно, так как позволяет решать ряд важных образовательных задач: выдвигать темы, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Имеет большой воспитательный потенциал, формируя такие качества у ребят, как трудолюбие, наблюдательность, такт, умение вести научную дискуссию, отстаивать свое мнение, уважительно относиться к своим товарищам (коллегам), а также обеспечивает занятость подростков в свободное время.

Это требует от учителя организаторского мастерства, увлеченности, терпения, наличия собственных навыков научно-исследовательской деятельности. Однако результат оправдывает усилия, а исследовательские навыки, полученные в процессе детьми, помогут им реализовать свой личный творческий потенциал.

Елена ПЛАТУНОВА, учитель истории и обществознания, Пенза