Приоритетный национальный проект «Образование» нацелен не только на обеспечение системных изменений современного образовательного механизма, но и на эффективное содействие становлению институтов гражданского общества. Это предусматривает внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов - «центров кристаллизации» институциональных изменений. В Москве накоплен опыт по независимой общественной экспертизе с привлечением профессиональных экспертов в рамках инновационных и экспериментальных площадок, который получил развитие в ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2006 году. Кроме того, образовательные учреждения, победившие в конкурсе, представили свои разработки государственно-общественной модели управления. Результаты инновационной деятельности по разработке государственно-общественной модели управления образовательным учреждением изучались и обсуждались на многочисленных семинарах и «круглых столах». Первые итоги будут подведены на форуме «Развитие общественно-государственных форм управления как фактор повышения качества образования» в апреле 2007 года в рамках «Дней московского образования на ВВЦ».

Участие гражданских институтов в приоритетном национальном проекте «Образование» рассматривается не только как средство его реализации, но и как механизм формирования гражданского заказа в системе образования на региональном и федеральном уровне, механизм общественного продвижения национального проекта через системы гражданских институтов. Механизм, который отрабатывается в ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование», позволит сделать наше образование открытым.

Сегодня уже можно говорить о формировании в столице новой системы повышения и поддержки квалификации педагогических и управленческих кадров, системы, опирающейся на инновационный опыт столичных образовательных учреждений. Интенсивные процессы обмена инновационным опытом, экспертизы и самоэкспертизы образцов образовательных практик будут организованы за счет системы семинаров и практических занятий, проводимых победителями конкурсного отбора в рамках национального проекта для школ, методистов, педагогов.

Значимым системным достижением первого года реализации ПНПО в Москве можно считать формирование института общественно-профессиональной экспертизы, включившего в себя на первом этапе 14 гражданских ассоциаций и объединений. В их числе родительская общественность, ассоциации учителей, директоров, ректоров вузов, профсоюзных организаций. Проведено обучение их представителей основам экспертизы. В процессе деятельности начали формироваться и новые, сориентированные на общие цели реализации приоритетного проекта сообщества, на повестке дня вовлечение в этот процесс и представителей работодателей, крупного бизнеса, заинтересованных в развитии московского образования. Созданный информационный банк инновационных программ развития лучших образовательных учреждений Москвы и методического опыта лучших учителей позволил на основе этого опыта начать формирование сетевого взаимодействия учреждений, внедрение передовых достижений, повышение квалификации педагогов на качественно ином уровне. Анализ представленных документов показал: образовательные учреждения выстраивают свою деятельность исходя из программного подхода, заявленного в свое время в системе столичного образования в целом. Это означает, что весь комплекс запускаемых преобразований можно рассматривать как эффективное средство достижения программных целей и решения задач программы развития образования как в целом Москвы, так и самого учреждения в частности.

Сами подходы к образовательному процессу, обеспечивающие его инновационный характер, различны, однако можно выделить некоторые направления, характерные в целом для системы образования, но реализуемые в разных вариантах в конкретных образовательных учреждениях.

Общими проявлениями положительных тенденций развития городской системы образования можно считать то, что:

- Интенсивно развивается процесс обновления содержания образования, варьирующийся от простого расширения учебных тем и курсов и до введения специальных интегративных модулей, включая метапредметы как средство интеграции всего содержания общего образования. Наличие большого числа учебных курсов, выходящих за рамки стандартной школьной тематики, почти по всем предметам (математике, физике, биологии, литературе, праву, иностранному языку и так далее) подтверждает готовность школы переосмысливать на своих основаниях содержание образования.

- Организация процесса внедрения новых форм организации образовательной деятельности как дополнение и обогащение традиционной классно-урочной системы позволяет активно использовать дополнительные формы - конференции, слеты, учебные и оргдеятельностные игры, проекты, фестивали, образовательные экспедиции, что свидетельствует о включении детей в мыследеятельностные коммуникационные процессы, необходимые «Школе будущего».

- Осуществление перехода к более широкому использованию деятельностного подхода, введение элементов исследовательской и проектной деятельности в образование наряду с традиционной учебной деятельностью школьников расширяет возможности образования. К сожалению, пока трудно определить качество этой работы: представленные материалы пока не содержат эффективных критериальных подходов к оценке получаемого результата. Однако явно наметилась тенденция к использованию так называемых активных технологий педагогической деятельности (интенсив, погружение, развивающие специальные модули и так далее).

- Осуществление перехода московского образования к оформлению углубленного и обновленного содержания образования в виде мультимедийных курсов, вплоть до создания персональных мульти- и видеотек, обеспечивающих технологическое сопровождение всего образовательного процесса. Этому способствует также и расширение контактов с высшими учебными заведениями, причем образовательное учреждение может одновременно сотрудничать с несколькими разными вузами.

- Предпринимается попытка проводить мониторинг в образовательных учреждениях по разным основаниям, с использованием разного инструментария.

Таким образом, уже сегодня можно выделить основные тенденции в системе столичного образования, по отношению к которым образовательные учреждения дают свой вариант решения и задают перспективу для формирования «Школы будущего» как интегрального результата реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Москве.

В области повышения эффективности и качества работы классных руководителей проводятся мониторинги по различным направлениям воспитательной работы и результативности деятельности классного руководителя: «Современное состояние воспитания детей и молодежи. Работа классного руководителя и организаторов воспитательной работы в образовательном учреждении», «Роль социальных институтов в формировании единого воспитательного пространства» и «Изучение потенциала общеобразовательных учреждений в создании и реализации воспитательных систем». В целях обобщения и распространения передового опыта классных руководителей на основе их проектных разработок и использования ими современных педагогических концепций и методик создан электронный банк данных современных воспитательных систем классов. Банк постоянно развивается и пополняется новыми педагогическими технологиями.

Можно утверждать, что сегодня активизировалась деятельность по повышению квалификации классных руководителей и педагогов, занимающихся проблемами воспитания. Высшие учебные заведения системы Департамента образования реализуют новые тематические программы повышения квалификации для классных руководителей: «Психолого-педагогические основы эффективного взаимодействия учителя с семьей школьника», «Формирование и психолого-педагогическое изучение коллектива учащихся», «Современные методики и технологии воспитательной деятельности».

Итоги первого этапа реализации приоритетного национального проекта «Образование» были представлены в декабре 2006 года на выставке «Национальный проект - жителям центра России» в ЦВС «Манеж - Гостиный двор». Экспозиция Москвы вызвала большой интерес у представителей регионов Центрального округа России.

В целом положительно оценивая работу по реализации нацпроекта «Образование», нельзя не отметить, что серьезной проблемой в реализации ПНПО стало отставание по срокам выпуска нормативно-правовой документации на уровне Федерации (по инновационным школам - 25 дней, по поддержке талантливой молодежи - 32 дня, по отбору лучших учителей - 75 дней); что много времени уходит на исполнение отчетности (оформление отчетов съедало около 60% времени, отводимого на реализацию проекта).

Анализ документов, представленных на конкурс, показал недостаточность общественной составляющей существующих в учреждениях образования форм управления.

Серьезной проблемой стало своевременное и оправданное расходование средств, полученных школами в виде вознаграждения, представленные сметы выявили недостаточную финансовую подготовку руководителей образовательных учреждений и возросшие требования педагогов к качеству поставляемого учебного и информационного оборудования.

Задание на завтра

С первого января 2007 года начинается новый этап реализации национального проекта, осложненный введением новой отраслевой системы оплаты труда, что наряду с подушевым финансированием и финансовой самостоятельностью учреждений тем не менее позволит им более гибко встроиться в процесс модернизации российского образования и ярче представить Москву в запускаемом проекте «Конкурс регионов».

Реализация же приоритетного национального проекта «Образование» в Москве ставит новые задачи на 2007 год.

Среди них важнейшие:

- Формирование системы работы с общественными и гражданскими институтами как участниками процессов экспертизы инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогов.

- Привлечение общественных организаций к созданию в образовательных учреждениях попечительских и управляющих советов как действенного управленческого механизма, обеспечивающего новое качество образования.

- Мониторинг реализации инновационных программ развития образовательных учреждений.

- Использование инновационного опыта передовых образовательных учреждений и педагогов в системе методической поддержки аттестации руководящих и педагогических кадров.

- Развитие московской региональной системы оценки качества образования.

- Создание условий для обеспечения реализации направлений приоритетного национального проекта в начальном и среднем профессиональном образовании города Москвы.

- Введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей, переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений.

- Продолжение практики создания опорных школ и ресурсных центров, в том числе на основе реализации комплексной программы «Строим школу будущего».

Выводы

Приоритетный национальный проект «Образование» становится стимулом движения вперед для всего общества. Его реализация в Москве дает возможность инновационного обновления образовательной системы, развития самой образовательной практики. В проекте сделана ставка на лидеров и распространение их опыта, именно они должны дать обществу примеры качественного образования, обеспечивающего процесс и профессиональный успех.