Капитал с характером

На примере Московской области отчетливо видна связь качества человеческого капитала с характером и темпами социально-экономического развития. Подмосковье входит в тройку регионов, занимающих ведущие позиции лидеров по такому показателю, как индекс развития интеллектуального потенциала, отражающему влияние, оказываемое знаниями на уровень материального благосостояния. По доле людей с высшим образованием в общей численности взрослого населения область занимает 3-е место в стране. В Московской области располагается более половины всех российских наукоградов, сосредоточено свыше 40 исследовательских и учебных институтов Российской академии наук, более 70 научных учреждений сельскохозяйственного профиля и более 100 научных институтов других отраслей народного хозяйства. В целом в Подмосковье находится 20 процентов всех научных организаций России, где ведется 13 процентов всех научных разработок страны. В Московской области - в Дубне - создается одна из первых инновационно-внедренческих зон.

Не утратить данные позиции, напротив, обеспечить возможность удовлетворения потребностей инновационного развития области на сегодняшний день и в перспективе - серьезная задача, стоящая перед системой образования.

Приоритет инвестиций в человека в Московской области реально становится основой региональной социальной политики последних лет. Более половины областного бюджета составляют расходы на социальную сферу. Неуклонно возрастает доля расходов на образование в расходах регионального консолидированного бюджета.

Образование - это социальный институт, который в значительной степени формирует человеческий капитал. Именно образованию отводится важнейшая роль в становлении экономики, основанной на знаниях. Образование рассматривается как основа непрерывного инновационного развития общества, как неотъемлемая часть национальной инновационной системы.

Миссия выполнима, но как?

При этом сегодня во многих обсуждениях звучит вопрос о готовности системы образования реализовать данную миссию: «А основана ли сама система образования на знаниях, действуют ли в ней механизмы инновационного развития, обеспечивающие обновление знаний и совершенствование технологий?»

Исследования показывают, что уровень производства и использования знаний в системе образования существенно ниже, чем, например, в медицине и тем более в сфере IT. При этом отмечается, что только образование, построенное на серьезной исследовательской и технологической базе, может быть сегодня конкурентоспособным.

В своем выступлении на заседании Совета по науке, технологиям и образованию 18 октября 2006 года Президент РФ Владимир Путин отметил, что для успешного развития современной высокотехнологичной экономики необходимо также осуществить соответствующие изменения в системе образования: «Программы и методы подготовки, состояние материальной базы учебных заведений должны в полной мере соответствовать требованиям инновационной экономики и перспективам ее развития. И это огромное поле для совместной работы государства, бизнеса и научно-образовательного сообщества».

В 2006 году в области стартовала новая областная целевая программа «Развитие образования в Московской области на период 2006-2010 годы». Одной из приоритетных задач программы рассматривается «Создание условий для инновационного развития образования и включенности образования в национальную инновационную систему».

Программой предусмотрены мероприятия по развитию моделей непрерывного профессионального образования в Московской области, созданию интегрированных учреждений профессионального образования, реализующих образовательные программы различных уровней образования, областных ресурсных центров по работе с одаренными детьми, созданию бизнес-инкубаторов; развитию научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся учреждений общего, начального и среднего профессионального образования с использованием потенциала учреждений науки и промышленных предприятий.

Таким образом, предполагается создание условий для формирования человеческого капитала для инновационного общества, буквально начиная с уровня общего образования, которое ориентируется на подготовку интеллектуальных лидеров, инноваторов и изобретателей.

Отдельное место занимает комплекс мероприятий по информатизации образования в рамках национального проекта «Образование», программ «Электронное Подмосковье на период 2006-2009 годы», «Развитие образования в Московской области на период 2006-2010 годы», проекта Национального фонда подготовки кадров «Внедрение модели системы межшкольных методических центров для поддержки информатизации общего образования».

Кадры требуют поддержки

В Московской области действует Межведомственная комиссия по обеспечению реализации на территории Московской области пилотного проекта по практической отработке элементов национальной инновационной системы и механизмов взаимодействия в инновационном процессе исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления. Одним из решений комиссии стало создание сети научно-образовательных центров кадровой поддержки инновационной деятельности на базе учреждений высшего профессионального образования. Подготовка кадров для инновационной сферы, обучение инновационному менеджменту входят в перечень основных комплексов мероприятий «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года», а центры подготовки кадров для инновационной деятельности рассматриваются как важнейший элемент инфраструктуры национальной инновационной системы.

Сегодня подобные центры созданы в структуре Академии социального управления, Международного университета природы, общества и человека «Дубна», Московского государственного областного университета, Московского государственного университета леса, Королевского института управления, экономики и социологии. В указанных вузах реализуется широкий спектр программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для инновационной деятельности. Планируется расширение сети за счет других вузов области - различной ведомственной принадлежности (федеральные и региональные), государственных и негосударственных.

На базе Академии социального управления создан координационный центр сети.

В настоящее время разработан проект областной программы кадровой поддержки инновационной деятельности в Московской области, предусматривающей комплекс мероприятий по нормативному, информационно-аналитическому, методическому обеспечению функционирования системы подготовки кадров.

Разработка программы осуществлялась в тесной связи с разрабатываемой программой оптимизации системы начального и среднего профессионального образования, поскольку принципиальная позиция Министерства образования Московской области заключается в ориентации на развитие системы именно непрерывного профессионального образования, а не изолированных мер по развития высшего, среднего и начального профессионального образования. Кадровые потребности инновационной экономики разнообразны и включают не только специалистов по нанотехнологиям, программистов или, например, менеджеров инноваций, но и высококвалифицированных специалистов для инновационной промышленности.

Программы деятельности центров должны основываться на данных мониторинга кадровых потребностей инновационной экономики. Должен сложиться механизм формирования и размещения государственного заказа на подготовку инновационных кадров, учитывающий приоритетные для Московской области направления развития науки, технологий и техники (утверждены постановлением правительства Московской области от 21.08.2006 г. №809/32):

Информационно-телекоммуникационные технологии,

Технологии живых систем,

Нанотехнологии и наноиндустрия,

Логистика и транспортные технологии,

Энергосбрегающие технологии,

Технологии безопасности.

Реализация программы кадровой поддержки инновационной деятельности предполагает тесное сотрудничество с представителями сообщества промышленников и предпринимателей, решающее задачи определения потребностей в объемах подготовки кадров и востребованных специальностей, а также формирования механизма участия работодателей в определении содержания образовательных программ кадров и контроле качества подготовки.

Еще один стратегический партнер системы образования - исполнительная власть и общественность муниципальных образований области, особенно наукоградов. Сегодня Министерство образования Московской области, муниципальные органы управления образованием видят системы образования неотъемлемым элементом инновационного комплекса наукоградов.

Сергей КОСАРЕЦКИЙ, руководитель Центра стратегических разработок Академии социального управления