В истории академии было три этапа: в 1940-м решением Московского областного исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся был создан Московский областной институт усовершенствования учителей. Спустя 51 год Комитет по народному образованию Московской области принял решение о его реорганизации в Институт повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области. В 2005 году институт стал педагогической академией.

На 7 факультетах академии по 325 программам ведется повышение квалификации, а по 15 - переподготовка педагогических кадров. По итогам обучения выдается либо удостоверение о краткосрочном повышении квалификации (по программам в объеме от 72 часов), либо свидетельство о повышении квалификации (по программам в объеме 216 часов), либо диплом о профессиональной переподготовке (по программе в объеме свыше 500 часов). В академии учат учителей 50 докторов наук и 124 кандидата наук, 91 профессор, 52 доцента, 26 старших научных сотрудников. В их числе - один академик, 3 члена-корреспондента, 14 заслуженных учителей, 27 отличников образования, 14 почетных работников образования, 2 заслуженных деятеля науки РФ, 27 академиков и членов-корреспондентов других академий. Здесь есть аспирантура и диссертационный совет.

В течение года в академию приходят обучаться 25 тысяч человек. В Московской области педагог обязан повышать свою квалификацию раз в пять лет не менее 216 часов. Регион большой, и хотя академия расположена в центре пересечения всех путей, многие территории расположены чересчур далеко. Для того чтобы добраться сюда из Серебряных прудов, требуется, например, три с лишним часа. Поэтому академия предлагает разные пути освоения материала. Можно приехать два или три раза, выбирается наиболее удобный для учителя режим. Курсы проводятся не только в самой академии, но и на базе, а также преподаватели выезжают в те районы, где требуется обучение: это происходит в том случае, если там набирается группа из 25 человек.

Программы формируются по-разному. Это может быть заявка территории. Или это изучение затруднений учителя и ответ на него. Или это те перспективные программы, которые случатся завтра-послезавтра. Задача академии - опережать действующую практику.

В школе работают специалисты, они получили профессиональное образование, содержание предмета, методику, технологию они знают. Они обладатели диплома педагога. Но... система образования обновляется быстро. Мы живем в информационное время, и смена информации происходит молниеносно. Учитель должен рассчитывать на то, что он обучает ребенка, которому жить не сегодня даже, а завтра. Как угадать потребности будущего? В каком обществе мы будем жить через десять лет? Как подготовить к нему? Помимо вечных ценностей, которые прививает ученику школа, она должна позаботиться о том, чтобы он нашел себе место в этом изменившемся мире.

Учитель всегда должен смотреть вперед. И задача академии - научить его это делать, помочь педагогу не ошибиться в прогнозах. В качестве примера можно привести такой факт. Принято решение о профильном обучении, сначала оно вводится экспериментально, потом - массово. Где взять учителя для профильного обучения? К этому в вузах не подготовили. Значит, такую подготовку сможет получить педагог только в Академии последипломного образования. И ведь неизвестно, какой профиль будет, это выбирает школа. Специалисты академии должны быть готовы к любому пожеланию. Проработать идею, концепцию, модель профильного обучения. Должны дать учителю содержание, разработать вместе с ним элективные курсы. Учитель должен больше знать, дальше видеть и опережать потребность практики в своем знании. А кто ему это даст? Система повышения квалификации.

Единый государственный экзамен. Московская область участвует в этом эксперименте. Должны быть эксперты, которые смогут их организовать, провести и оценить. Где взять этих экспертов? Чтобы ими стали школьные учителя, их надо научить. Естественно, в педагогической академии. Ежегодно 800-900 человек получают возможность оценивать итоговые работы учеников. И эти обученные эксперты прекрасно справляются с возложенной на них миссией. Какая тонкость есть в подобном оценивании? Оно должно быть гибким, и если выпускник пришел к правильному ответу своим собственным путем решения, то это его победа, а не ошибка, как мог бы посчитать стереотипно мыслящий судья.

Опережать непросто. Нужно внимательно следить за политикой государства в области образования. Есть концепция, есть национальная программа, есть прекрасный государственный доклад о политике в образовании. На основе этих документов возможно выстроить основные линии содержания, структуры, подходов. Тщательная проработка всех данных позволяет увидеть те тенденции, которые только программируются. Например, введение предшколы в академии предсказали заранее и разработали специальную программу на 500 часов. Стали обучать по ней учителей. И теперь к моменту ввода предшколы в 2008 году подмосковные педагоги оказались во всеоружии, они умеют работать с детьми, которые через год пойдут в первый класс. Вроде бы ну что здесь такого, все «дошкольники» знают, как научить ребенка читать и считать. Не все так просто. Не прошедшие развивающей ступени детского сада малыши тормозят общий ритм работы класса, тянут назад остальных, и из-за разницы в подготовке нарушается единый лад стартового порога начальной школы. Педагог предшколы как раз и обязан настроить этот лад, задать темп и показать «подготовишкам» серьезность их самого важного дела.

Или взять хотя бы нормативную базу. В принятый в 1992 году Закон «Об образовании» внесено более тысячи поправок. Задача специалистов академии донести до учителя все подводные камни законотворчества, разъяснить, каким образом каждая поправка отражается на работе педагога, сделать его грамотным и в этом.

Модернизация образования никогда не даст спать академическим светилам. Все нововведения требуется осознать, проработать и подготовить их для передачи учителям. Так, чтобы они не просто узнали о них, но и смогли применять в своей деятельности с наибольшим эффектом.