Инкубатор для предприимчивости

- Владимир Николаевич, проблему кадрового обеспечения следует решать силами системы образования, или она всецело зависит только лишь от экономической ситуации в стране?

- Вообще проблема взаимодействия бизнеса и образования требует детального и всестороннего изучения. На сегодняшний день существует осознание того, что от конструктивного партнерства системы образования и работодателей во многом будут зависеть качество и конкурентоспособность российского образования, эффективность его модернизации. Реализация нацпроекта должна обеспечить системные изменения по основным направлениям развития образования, позволяющим выйти на новый уровень его качества через развитие инновационно работающих школ и лучших учителей, существенное обновление материально-технической базы образовательных учреждений, поставку нового учебного оборудования, создание серьезной ресурсной базы всей образовательной системы, создание условий развития информационно-коммуникационных образовательных технологий. Проект направлен на эффективное содействие общественному участию в управлении образованием и гражданскому участию как в формировании заказа системе образования, так и в реализации образовательной политики федерального и регионального уровней. Одна из целей приоритетного проекта - содействие становлению нового современного образовательного менеджмента, а главная идеологическая составляющая - поддержка лидеров образования, предполагающая сосредоточение ресурсов на отдельных, наиболее важных направлениях образования.

- В Московской области огромное внимание уделяется работе классных руководителей, осуществляется поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования, за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование учителям выплачиваются премии, широко используются информационные возможности, школы оснащаются самыми свежими учебными и учебно-наглядными пособиями, не говоря уж о том, как здесь бережно относятся к интеллектуальному росту талантливой молодежи. А вот расскажите подробнее, что делается в сфере профессионального образования?

- В прошлом году образовательные учреждения приняли участие в общероссийских конкурсах на лучшие учреждения общего и среднего профессионального образования. Областные учреждения среднего профессионального образования - Московский областной гуманитарный колледж, Московский областной автомобильно-дорожный колледж, Московский областной государственный колледж управления, экономики и права - стали лауреатами конкурса «100 лучших ссузов России» и отмечены золотой медалью «Европейское качество» за высокие результаты в области подготовки специалистов со средним специальным образованием. Руководителям этих образовательных учреждений вручен почетный знак и присвоено звание «Директор года-2006». Общеобразовательное учреждение «Лицей города Троицка» вошло в десятку лучших общеобразовательных учреждений России.

В плане реализации инновационного потенциала этих ссузов предусматривается дальнейшее развитие ресурсного центра, действующего на базе автомобильно-дорожного колледжа в Бронницах, создание бизнес-школы на базе Московского областного государственного колледжа технологии, экономики и предпринимательства в Лыткарине, уже подготовлены документы для открытия на базе Московского областного гуманитарного колледжа в Серпухове учебного культурно-образовательного студенческого туристического центра.

- А как вовлечены в процесс развития высшие учебные заведения?

- В рамках реализации стимулирования вузов, активно внедряющих инновационные программы, Королевским институтом управления, экономики и социологии и Международным университетом природы, общества и человека «Дубна» представлены конкурсные документы для прохождения экспертизы на федеральном уровне. Каждый из них претендовал на выделение из федерального бюджета для целей развития дополнительного финансирования объемом не менее 400 миллионов рублей на два года, однако в связи с тем, что число выделенных квот сократилось с 30 до 17, в окончательный список победителей конкурсного отбора среди вузов в рамках приоритетного национального проекта «Образование» вошли только вузы федерального подчинения.

Министерством образования Московской области на базе Академии социального управления при поддержке правительства Московской области создан Центр организационного консультирования и кадровой поддержки инновационной деятельности на территории Подмосковья, в работе которого задействованы такие наши вузы, как МГОУ, Королевский институт управления, экономики и социологии и Международный университет природы, общества и человека «Дубна», а также Московский областной педагогический колледж в Серпухове. В этом году предусмотрена разработка программы развития высшего образования в Московской области и создание современных, качественно новых бизнес-школ подготовки управленческих кадров на базе вузов областного подчинения.

- Эта работа как-то отразилась на рынке труда?

- Процесс оптимизации сети подведомственных учреждений профессионального образования, направленный на приведение в соответствие подготовки кадров к реальным потребностям рынка труда, достижение наибольшей эффективности работы всей системы, продолжается. В дальнейшем реформирование сети областных учреждений среднего и высшего образования будет идти по пути интеграции, в том числе создания университетских учебно-научно-производственных комплексов.

Постепенно меняется сам процесс обучения. Учреждения высшего профессионального образования начинают ориентироваться на подготовку «гибких» специалистов. Вводятся новые специальности, особенно в сфере управления и услуг. В Академии социального управления появились специальности «государственное и муниципальное управление», «менеджмент организации». Планируется открытие специальностей «фармацея», «педагогика и методика начального образования», «рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», «программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», «прикладная математика и информатика», «экономика и управление на предприятии (специализация «управление проектами») изучаются в «Дубне». В Королевском институте управления, экономики и социологии появились специальности «экономика и управление на предприятиях торговли и общественного питания», «экономика и управление на предприятиях городского хозяйства», «математические методы в экономике», «психология».

В рамках реализации областной целевой программы «Развитие образования в Московской области на период 2006-2010 годы» выделены специальные средства на поставку оборудования для внедрения областной системы оценки и контроля качества образования, организации деятельности областного научно-методического и практического Центра психолого-педагогической реабилитации и профилактики детской инвалидности как структурного подразделения Московского государственного областного университета, внедрения информационных технологий в образовательном процессе, улучшения материально-технической базы государственных образовательных учреждений Московской области, создания бизнес-инкубаторов в целях приобщения обучающихся и студентов к предпринимательской и инновационной деятельности в системе образования Московской области.

- Говорит ли это о том, что современный выпускник готов к реальной жизни?

- Министерство образования совместно с Комитетом по развитию предпринимательства Московской области уделяют этому вопросу большое внимание. Уже наметилась определенная система совместных действий. Так, учащиеся и студенты образовательных учреждений Московской области приняли в этом году активное участие в конкурсе «Начни бизнес в Подмосковье», где стали лауреатами и призерами в разных номинациях. В частности, 1-е и 2-е места в номинации «Собственное дело» заняли учащийся гимназии №3 Дубны и Орехово-Зуевский бизнес-колледж имени Саввы Морозова. В номинации «Школьная компания» 1-е и 2-е места заняли проекты школьников Ступинского района и Троицка, в номинации «Бизнес-план для Московской области - программа экономических реформ» 1-е место у гимназии №6 Солнечногорского района. Разнообразие конкурсов, активность участников, хорошие результаты говорят о том, что школьники и студенты Подмосковья заинтересованы в получении знаний по малому бизнесу.

Орехово-Зуевский бизнес-колледж имени Саввы Морозова подготовил предложения в «Программу отраслевого развития малого предпринимательства в сфере молодежного бизнеса на территории Московской области», некоторые из которых уже нашли реальное воплощение: в вузах и ссузах Московской области открываются новые специальности: «инновационный менеджмент», «малый бизнес и предпринимательство», «инновационный венчурный бизнес». При Министерстве образования Московской области сформирована рабочая группа для организации работы по созданию инновационных центров на базе образовательных учреждений ВПО, расположенных на территории Московской области. Королевского института управления, экономики и социологии - по подготовке высококвалифицированных научных кадров, обеспечивающих инновационное развитие наукограда Королев. Международного университета природы, общества и человека «Дубна» - по подготовке высококвалифицированных кадров для Российского центра программирования и управленческих кадров для инновационного развития наукограда. Международного университета менеджмента «ЛИНК» - системы дополнительного образования по переподготовке управленческих кадров для инновационного развития Московской области. Разработана программа по организации бизнес-школ Московской области. Московский государственный университет леса - центр дополнительного образования по подготовке и переподготовке кадров для промышленных предприятий Московской области. Академии социального управления - подготовка менеджеров в образовании. На базе Академии социального управления создан координационный центр этой сети.

- Так что же необходимо для того, чтобы система образования в Подмосковье оставалась одной из наиболее сильных в России?

- К основным и неотложным мерам по развитию необходимо отнести активизацию деятельности органов государственно-общественного управления образованием и инновационной деятельностью; развитие хозяйственной самостоятельности, проектного подхода к управлению образованием, форм внешней, объективной, прозрачной, общественно-профессиональной экспертизы и оценки качества образования и процессов оптимизации сети образовательных учреждений, обеспечивающих доступность качественного образования; освоение современных технологий; обеспечение доступа в интернет как средства расширения информационного поля педагогов, открытости образования для общества, в том числе через подготовку образовательными учреждениями публичных докладов, открытие сайтов, повышение роли лучших учителей в организации методической работы с молодыми педагогами и качества воспитательной работы; доступность качественного образования и модернизация системы повышения квалификации, а также расширение форм работы с одаренной молодежью.