Взывать к мудрости чиновников, увы, пока не приходится. Поэтому педвузы находятся нынче в равном положении с иными высшими учебными заведениями, хотя понятно, что технические вузы, классические университеты с их мощной научной базой имеют куда больше возможностей для внебюджетной деятельности. Это, кстати, подтвердил и первый этап конкурса инновационных вузов в рамках нацпроекта «Образование»: среди победителей педагогических высших учебных заведений нет. Разговор на эту тему с ректорами педвузов позволил выявить интересное обстоятельство, проясняющее, почему эти вузы не кинулись сразу участвовать в этом сложном состязании. Дело в том, что вуз, претендующий на победу в конкурсе инновационных и получение соответствующего гранта на реализацию заявленной программы развития, должен быть готов выложить ровно такую же сумму из тех средств, что заработаны им плюс к бюджетному финансированию. Многие педвузы не торопятся участвовать в конкурсе именно потому, что не знают, где им взять средства, если победа коснется их ласковым крылом. По идее, чиновники, заинтересованные в развитии инновационной педагогики в области подготовки кадров для системы образования, должны были бы не выставлять требований о софинансировании для педвузов, но им, видимо, не дано понять важности этой проблемы. Когда же им советуют это сделать, налицо удивительная бюрократическая глухота: дескать, все должны быть в одинаковом положении, никому не будем делать исключения. Хотя как можно сравнивать, скажем, вуз, работающий на оборонку и получающий заказы, подписывающий договора о сотрудничестве, и вуз, работающий на дошкольное и школьное образование, которым впору ему самому (тоже мыкающемуся в поисках дополнительных средств) доплачивать за бедность?!

Как же выживают нынче педвузы, за счет чего им удается и оборудование приобретать, и книги выпускать, и сохранять высококвалифицированные профессорско-преподавательские, научные коллективы? Ответ на этот вопрос искали на коллегии Рособразования, рассматривая опыт работы Московского педагогического государственного университета по привлечению и использованию средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Не секрет, что в жизни отечественной высшей школы был момент, когда ее существование было поставлено под очень большой вопрос. Ее заставили выживать, и каждый вуз справлялся с этой проблемой по-своему в условиях, когда бюджетное финансирование оставляло желать даже не лучшего и не большего, а хотя бы минимального для поддержания основной деятельности. Одинаковым было одно: все высшие учебные заведения занялись внебюджетной деятельностью, которая могла бы стать дополнительным источником получения жизненно необходимых ресурсов. В этом смысле педагогические вузы оказались в ситуации худшей, чем технические и прочие, поскольку у них никогда не было мощностей для производства какой-то реальной и реализуемой продукции (в то время как транспортные вузы изготавливали запчасти для отечественных и иностранных автомобилей, занимались их ремонтом, авиационные выпускали легкие планеры и спортивные самолеты, медицинские лечили больных на коммерческой основе). Поэтому первым выходом из положения была сдача площадей в аренду. МПГУ не стал исключением, тем более что у него почти три десятка основных корпусов, в том числе и общежития, около сотни вспомогательных. Сегодня общая площадь, занимаемая университетом, превышает 214 тысяч квадратных метров, и это на первый взгляд очень большая ценность, если использовать ее с умом. Но если проанализировать, что это за площади, станет ясно, что ценность нужно в первую очередь не столько эксплуатировать, сколько сохранять, а это и в предыдущие годы, и сегодня дается непросто. МПГУ долгое время работал на Москву, на ее систему образования, а потому получал от столицы в основном старые школьные пятиэтажные здания, которые нуждаются и в капитальном, и в среднесрочном, и в срочном ремонте, в замене коммуникаций. Средства от аренды составили за пять лет около 205 миллионов рублей (от 20,9 миллиона рублей в 2001 году до 50,7 миллиона рублей в 2005-м), в среднем доходы от аренды сегодня составляют стабильно около 50 миллионов рублей в год, так как арендная плата в Москве за единицу площади постоянно растет. Хватает ли этих денег на удовлетворение тех или иных нужд? Судите сами: на ремонт и содержание корпусов университет выделяет ежегодно около 35 миллионов рублей, на содержание и обслуживание общежитий - около 60 миллионов рублей. В сумме эти расходные 95 миллионов не покрываются доходами от аренды, кроме того, их недостаточно, чтобы решить все проблемы, которые связаны с эксплуатацией учебных и научных корпусов, а также общежитий. Кроме того, за последние пять лет на ремонт, замену электрощитовых устройств, электропроводки, силовых сетей, замену 700 метров трубопровода в подземных тепловых сетях, на установку самых современных противопожарных устройств, замену кровли, капитальный ремонт общежитий было затрачено 207 миллионов рублей, расходы на приобретение учебного, мультимедийного оборудования, электронно-вычислительной техники, мебели и так далее составили 101850,9 тысячи рублей.

Университет очень скоро понял, что сдача площадей в аренду не так выгодна, как предпринимательская и прочая деятельность, которая приносит более существенный доход. Не случайно он постепенно возвращает площади, сданные в аренду, в учебный процесс. Главным «предпринимательством» стали для МПГУ платные образовательные услуги. За минувшие пять лет количество платных студентов возросло почти на 50 процентов, а доходы - до 70 процентов внебюджетных заработков университета. Платная деятельность постепенно стала складываться не только из подготовки по 40 специальностям и 8 направлениям высшего и 32 специальностям послевузовского образования, но и как результат организации многочисленных подготовительных курсов и дополнительных образовательных программ. Такая деятельность оттеснила арендную на второе место начиная уже с 2001 года.

Информация к сведению

Поступление внебюджетных средств

в МПГУ составляло:

Ц в 2001 году - 64,7 миллиона рублей;

Ц в 2002 году - 141,6 миллиона рублей;

Ц в 2003 году - 174,9 миллиона рублей;

Ц в 2004 году - 193,4 миллиона рублей;

Ц в 2005 году - 271,3 миллиона рублей.

В целом за пять прошедших лет доход МПГУ от внебюджетной деятельности составил 835,9 миллиона рублей, то есть почти миллиард. Самое интересное, что из этой суммы только 6,5 процента - поступления из бюджета столицы, спонсоров, остальное заработано. Структура доходов в целом такова, что из федерального бюджета поступает 56,5 процента, а от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (это и платные образовательные услуги, и временное проживание в общежитиях, и аренда, и так далее) - 31,2 процента.

Конечно, принципиально важно то, как распоряжается вуз всеми этими деньгами. Сразу напомню, что МПГУ - головной педагогический вуз страны, а поэтому ему приходится не только разрабатывать стандарты по всем педагогическим специальностям (были разработаны 58 стандартов второго поколения и 400 примерных программ федерального компонента государственного образовательного стандарта), но и, по сути дела, за свой счет проводить в рамках УМО по педагогическим специальностям экспертизу учебных программ, планов, учебников и учебных пособий, так как существующие расценки на проведение экспертизы не покрывают всех тех расходов, которые несет университет при организации этой деятельности. Но, разумеется, основные расходы связаны непосредственно с задачами, которые решает сам вуз исходя из внутренних потребностей. Среди них главные - сохранение и развитие научно-исследовательской деятельности (за счет привлечения внебюджетных средств - 13812,0 тысячи рублей за 2001-2005 годы - МПГУ удалось сохранить все научные и учебно-научные лаборатории и преобразовать их в учебно-научные центры), издание значительной части учебной и научной литературы, подготовленной преподавателями университета, пополнение и развитие уникальной библиотеки (ежегодно на это идет миллион рублей).

Расходов много, и притом очень важных. Однако неизменным приоритетом остается регулярное повышение зарплаты профессорско-преподавательского состава за счет внебюджетных доходов. По этой статье за пять лет было потрачено 308770,1 тысячи рублей, что позволило не только удержать высококвалифицированных преподавателей и научных работников, но и обеспечить дальнейшее обновление кадрового потенциала университета.

В своем решении коллегия Рособразования не только одобрила практику внебюджетной деятельности МПГУ, но и рекомендовала на базе одного из региональных педагогических вузов провести в 2007 году совещание руководителей учреждений системы непрерывного педагогического образования по обобщению опыта по привлечению и использованию средств, полученных в результате этой деятельности.