По словам заместителя председателя Комитета по образованию Игоря Козлова, вопрос нормативно-подушевого финансирования не может существовать вне контекста тех изменений, что в целом происходят в системе образования. В течение последних трех лет идет поэтапное реформирование экономических отношений внутри отрасли. Этапом, предшествующим введению нормативно-подушевого финансирования, в Петербурге стал переход школ на финансово-хозяйственную самостоятельность.

- Каждому образовательному учреждению нужно дать право самостоятельного владения средствами, - считает Игорь Козлов. - В Петербурге пройдена процедура открытия учебными заведениями лицевых счетов. Теперь нет необходимости привлекать для финансирования какие-то дополнительные фонды, работать с наличными деньгами. На лицевом счете есть отдельные «полочки» для бюджетных, арендных, целевых денег. Нормативно-подушевое финансирование - один из предпоследних этапов предоставления самостоятельности образовательному учреждению, и основная идея этой формы финансирования - «деньги, идущие за учеником». Чем популярнее, престижнее учебное заведение, тем больше туда идет детей, за каждым из которых тянется свой бюджетный рубль. Принципиальное отличие системы от традиционной в том, что раньше финансировались школы, а теперь - школьники. Образовательные учреждения станут планировать свои расходы, отталкиваясь не от учреждений, а от учебного контингента: сколько детей они будут обучать, какие образовательные программы предложат и так далее.

Как уточнили разработчики новой системы, нормативы - это расчетные значения затрат бюджета Санкт-Петербурга на образование. Они разбиты на три категории: затраты на обучение, на жилищно-коммунальные услуги, на капитальный ремонт зданий. Затраты на обучение рассчитываются исходя из количества детей, на ЖКХ и капитальный ремонт - из квадратных метров учреждений.

Что касается методики расчета нормативов, то, как заявила ведущий специалист Департамента корпоративного управления аудиторско-экспертной компании «Балтаудитэксперт» Екатерина Григорьева, компания начала заниматься разработкой нормативов бюджетного финансирования по заказу Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли правительства Санкт-Петербурга в 2005 году.

- Нас интересовал образовательный процесс и его экономическая составляющая, - пояснила Екатерина Григорьева. - По результатам анализа нормативной базы и учебных процессов в различных типах учебных заведений мы пришли к выводу, что наиболее рациональным способом нормирования будет использование именно трех нормативов: на обучение, на ЖКХ, на капитальный ремонт. Причины такого разделения в том, что ЖКХ и капремонт в значительно большей степени связаны с тем, в каком здании предоставляются образовательные услуги, кроме того, важную роль здесь играет наполняемость. Образовательные учреждения, которые недостаточно наполнены, тем не менее должны отапливаться, ремонтироваться. Поэтому две составляющие - капремонт и ЖКХ - были отнесены на иную основу, что не противоречит Закону «Об образовании». Капитальный ремонт был выделен также по причине того, что сегодня школы не в состоянии накопить у себя деньги на подобную процедуру. Поэтому средства должны аккумулироваться на уровне района и распределяться по адресной программе.

Анализ учебных процессов позволил нам сформировать 45 типов и видов этих процессов, реализуемых в Петербурге. Несмотря на столь широкий перечень, все же существуют образовательные учреждения, формально относящиеся к какому-либо типу или виду, но при этом реализующие нетиповые программы. Эти учебные заведения были отнесены к категории сметных и по нормативам не финансируются.

- В вышеупомянутые три норматива входят разные расходы. Норматив на обучение составляют: заработная плата, связь, командировки, транспорт. Эти расходы можно условно разделить на две большие категории: прямые и косвенные. Прямые расходы - это те, которые непосредственно могут быть отнесены на количество обучающихся, в первую очередь зарплата педагогов. Поскольку у нас есть БУП и в нем определено количество часов на каждую дисциплину, то отсюда мы можем рассчитать, сколько нужно денег, чтобы заплатить педагогам, которые должны обучить конкретного ребенка в зависимости от реализуемой программы.

Косвенные расходы не могут быть прямо отнесены на одного обучающегося. Они рассчитываются по натуральным нормам и на основании устойчивого отношения между определенными видами расходов.

В норматив на ЖКХ входят установленные тарифы, в норматив на капремонт - расчеты по целевым программам. Таким образом, была создана методика обоснования нормативов на обучение, ЖКХ и капремонт, и она позволяет рассчитать нормативы на планируемый год. А также за счет созданной информационной базы проводить актуализацию цен и на основании результатов деятельности образовательных учреждений в предыдущем периоде приводить в соответствие определенные составляющие, получая тем самым обоснованные нормативы.

Вторая часть методики касается планирования расходов бюджета города. Он формируется на основании нормативов. Методика рассчитана на три уровня. Первый - уровень образовательного учреждения, которое, обладая финансово-хозяйственной самостоятельностью, должно собственноручно определить, сколько средств ему положено. Второй уровень распространяется на главных распорядителей бюджетных средств - районы и Комитет по образованию. Этот уровень позволяет району спланировать, сколько средств необходимо получить на основании нормативов для своих подведомственных образовательных учреждений. Третий уровень - уровень города, где соответствующий масштаб расчетов.

Кроме того, предусмотрены резервные средства, чтобы погашать непредвиденные расходы. Их сумма составляет 800 миллионов рублей. Общие ассигнования бюджета Санкт-Петербурга на отрасль образования в 2007 году составят 35 миллиардов рублей.

Как пояснил Игорь Козлов, при осуществлении расчета в первую очередь считается норматив на одного ребенка. К примеру, его обучение в общеобразовательной школе составляет 22 тысячи рублей в год. Таким образом, ежегодный «детский» норматив на школу, где тысяча учеников, будет 22 миллиона рублей.

- Здесь отсутствуют расходы на коммунальные услуги, поскольку они рассчитываются по лимитам потребления топливно-энергетических ресурсов, которые утверждаются для каждого образовательного учреждения, - пояснил Игорь Козлов. В то же время на очередной финансовый год утверждаются тарифы по топливно-энергетическому комплексу. Произведение тарифов на каждый вид энергетических ресурсов дает нам коммунальную составляющую. В нее также входят расходы, связанные с реализацией такой функции, как вывоз бытовых отходов. Что касается капитального ремонта, то эти деньги изначально не отдаются руководителю образовательного учреждения. Если умножить норматив на площадь учебных помещений, то получится порядка 150-170 тысяч рублей на каждое образовательное учреждение. На эти деньги серьезный ремонт сделать невозможно. Поэтому распоряжением правительства города главному распорядителю бюджетных средств, то есть главе администрации района, только в части капитального ремонта дано право самому определять перечень нуждающихся образовательных учреждений и направить им необходимые финансовые ресурсы.

Главное преимущество нового принципа финансирования, по мнению Игоря Козлова, в том, что введена единая методика для всех учебных заведений. Желающие получить больше средств должны привлекать к себе больше детей. Выиграют в этой ситуации те школы, которые реально могут предложить горожанам образовательные программы того уровня, который обеспечит достойное образование ребенку.

Санкт-Петербург

Мнения

Майя ПИЛЬДЕС, директор гимназии №56:

- Для крупных городов идея подушевого финансирования правильная. Деньги нужно давать тем, кто умеет с ними работать. Для крупных образовательных учреждений подобный принцип - способ выживания в новых экономических условиях. Наша школа, например, пользуется спросом, я заинтересована, чтобы за каждым ребенком шли деньги. Вопрос в другом: почему решили, что на гимназию это будет 25 тысяч рублей в год? Почему эта сумма не учитывает расходы на новую мебель, новую технику? За счет чего это приобретать? Сидеть на колченогих стульях, пользоваться мелом, который откладывается в голосовых связках, или собирать деньги с родителей?

Татьяна ТЕСЛЯ, директор гимназии №116:

- Пока непонятно, как сложится ситуация для школ, где в связи с падением рождаемости малый контингент детей. Понятно только, что с переходом на нормативно-подушевое финансирование родится другая система жизни школы.

Мне кажется, что в параметры расчета обязательно нужно закладывать уровень инфляции. Допустим, одна сумма будет заложена сейчас, а через три месяца повысится плата за свет. Как это просчитать? Будет ли резерв на случай изменения ситуации?

Нина ЖГУЛЕВА, директор Центра внешкольной работы:

- В системе дополнительного образования ребенок попадает в социальную среду, где занимаются его воспитанием и образованием. Он включается в массовую деятельность, участвует в конкурсах, праздниках, выставках. Это требует больших затрат, и это, увы, не учтено совершенно. Сегодня воспитание немыслимо без того спектра возможностей, которые может дать Петербург. Это экскурсии, музейные походы. А выезды в другие регионы? Только один наш танцевальный коллектив выезжает три-четыре раза в год в другие города. Учреждения дополнительного образования являются, по сути, целым учебным комплексом. А учебный комплекс - это методическая деятельность. Нельзя не финансировать эту деятельность, не создавать определенные дидактические материалы, не обеспечивать техникой. Как в этой ситуации просчитать затраты на одного ученика? Для нашей системы это становится проблемой.