Практически все участники «круглого стола» были едины в одном - сначала нужно определиться с терминологией. Генеральный директор ЗАО «Европейские компьютерные права» Мария Лазарева предложила такой вариант: «Информационная грамотность - это умение пользоваться программным обеспечением. Информационная компетентность - это умение использовать грамотность в повседневной работе для достижения каких-то целей. А наслоение информационной компетентности на информационную грамотность создает информационную культуру». Председатель правления Межрегиональной общественной организации в поддержку программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Алексей Демидов с ней согласен, но выстраивает эти же понятия немного в иной плоскости: «Компьютерная грамотность - это способность большого или маленького человека научиться нажимать на кнопочки и знать, что к чему подключается, что есть принтер, компьютер. Научился - можно переходить к ИКТ-компетентности. И далее к овладению информационной культурой. Эта цепочка должна быть четко выстроена. И должен быть проработан понятийный аппарат».

Конечно, нужны стандарты - без них невозможно ни обучать, ни оценивать знания. Для школьников есть ЕГЭ, учебные программы по информатике. И для ИТ-специалистов сейчас разрабатываются стандарты. Но «ИКТ-грамотность для средних школ и для взрослого человека» - это разные вещи, считает Екатерина Лавренева («Академия IT»). Как быть? И нужны ли нам единые для всех стандарты? Организатор «круглого стола» Тамара Малых (Психологический институт РАО) считает: «Необходимо выделить минимальные и максимальные уровни ИКТ-культуры, грамотности для разных категорий и разных целей. Без раскладки на кирпичики, на составные части мы все равно друг друга понимать не будем. И даже когда все эти кирпичики будут прописаны, придут, например, медики или другие специалисты и добавят свое. Но мы все друг друга начнем понимать».

«Разговор об образовательных стандартах должен быть начат с мысли о том, что обучение ИКТ, так же как и чему бы то ни было, должно быть мотивировано и востребовано», - предостерегла Ирина Задирако, представитель «Росинформресурса», организации, которая занимается обслуживанием информационных ресурсов Министерства промышленности и энергетики. И в первую очередь мотивировать надо глав муниципалитетов, от которых зависит, будет ли у рядовых граждан доступ к электронному контенту, сервисам органов власти, а значит, будет ли развиваться информационное общество. В новой редакции «Электронной России» возник специальный раздел, посвященный ИКТ-образованию государственных и муниципальных служащих. Пункт этот даже снабжен федеральным финансированием. Да вот беда - «пока эти образовательные проекты обсуждаются изолированно, без участия потребителей, которым нужен доступ к услугам электронного государства», посетовала Ирина Задирако.

А как создать интерес к ИКТ у преподавателей, которые в силу возраста порой не желают постигать компьютерные премудрости? Борис Строганов (Российский университет дружбы народов) считает, что очень просто: «В школах и вузах программы обучения по всем предметам должны включать ИКТ-ресурсы. Когда у педагогов возникнет необходимость давать эту информацию, они будут вынуждены ее изучать».

От школы, так же как от местной власти, зависит очень многое: будет ли готов ребенок стать гражданином информационного общества, какую получит общую базу для дальнейшего обучения в сфере ИТ, станет ли по-настоящему культурным ИКТ-потребителем.

Мы приглашаем наших читателей продолжить разговор. Дискуссионное поле открыто!