Первое желание, которое возникает в связи с появлением компьютера, - взять и просто перенести информацию с бумажного носителя на безбумажный, то есть хранить ее в компьютере, на гибких дисках, СD и так далее. Кстати, многие считают, что главное в информатизации - наличие компьютера. То есть если процесс подготовки и передачи информации ученику проходит с помощью компьютера, то можно говорить об информатизации процесса обучения. В этом случае слово «информатизация» просто означает применение или не применение компьютера в процессе обучения. Давно существуют кодоскоп, эпидиаскоп, кинопроектор, учебное телевидение, устройства для программированного контроля. Получается, что современный персональный компьютер вполне вписывается в этот ряд, обладая мощью всех предшественников вместе взятых. Он является новым техническим средством обучения.

В педагогическом же смысле слова никакой новизны нет и в помине. Дело в том, что все указанные устройства, включая и компьютер, при таком подходе всегда были и остаются лишь инструментами, а не подлинными машинами. Это связано с тем, что каждый шаг по преобразованию информации контролируется и направляется человеком.

Но как мы знаем из опыта внедрения компьютеров в других областях человеческой деятельности, решающее значение для высокой эффективности систем подобного рода имеет то обстоятельство, что они опираются на автоматизированные информационные базы. Это означает, что в памяти компьютера постоянно сохраняется информация, нужная для решения тех задач, на которые рассчитана система. По запросу пользователя компьютер должен сам, без вмешательства человека, сообщить пользователю готовое решение поставленной задачи.

Естественно предположить, что в компьютере директора должна быть итоговая информация обо всех составляющих этого учебного процесса: какие результаты имеет ученик, как прошло усвоение различных тем содержания образования и какие педагогические действия были предприняты учителем. При этом должен быть реализован взгляд «сверху», то есть сначала перед директором должна быть картина по школе в целом (по всем составляющим), а уже затем по его усмотрению эта картина должна конкретизироваться до любого необходимого уровня. Например, параллель, класс, ученик; методическое объединение, учитель.

Ученик

Первый раздел показывает результаты обучения по школе в целом. Их можно уточнить в любом необходимом разрезе:

- параллель, класс, ученик, предмет;

- предмет, параллель, класс, тема, параграф, структурная единица, ученик.

Второй раздел показывает интеллектуальный потенциал учеников каждого класса. Эта информация позволяет сравнивать возможности обучения в каждом классе и направлять усилия педагогического коллектива на создание максимально благоприятной среды для большей части учащихся. В первой колонке приведен процент ребят, чей интеллект не достигает среднего уровня (от общей выборки по всей школе), во второй колонке - процент детей, чей интеллект находится на среднем уровне и в третьей колонке - выше среднего. Анализ позволяет выявить классы, где интеллектуальные возможности детей «ушли» в плюс или в минус по сравнению со средними показателями.

В третьем разделе приведена информация о наличии или отсутствии нарушений в формировании личности учащихся по каждому классу. В первой колонке дан процент детей, имеющих наиболее выраженные нарушения в формировании личности. Во второй - процент школьников со средним уровнем нарушений и в третьей - процент учеников с наиболее благоприятным личностным развитием. Сравнение результатов обучения, развития интеллекта и формирования личности позволяет понять, почему не реализован интеллектуальный потенциал учащихся, конкретизировать задачи для управленческих действий.

В четвертом разделе соотнесены результаты обучения и потенциальные возможности учеников. В первой колонке приведен процент ребят, чьи учебные результаты ниже, чем их интеллектуальный потенциал, измеренный с помощью тестов на интеллект. Во второй колонке - процент школьников, чьи учебные результаты соответствуют их интеллектуальному потенциалу. В третьей - процент учащихся, чьи учебные результаты выше, чем измеренный интеллектуальный потенциал. Анализ полученных результатов позволит оценить эффективность учебной работы в классах.

В пятом разделе приведена информация о процентном соотношении классов с низким, средним и высоким уровнем сплоченности. Анализ полученных результатов позволит оценить эффективность воспитательной работы. Индекс сплоченности - результат проведенных социометрических исследований.

Шестой раздел - блок состояние здоровья - создан для наблюдения за динамикой заболеваемости учащихся от младшего школьного возраста к старшему.

Форма представления данных - сводные таблицы состояния здоровья, распределение по заболеваемости учащихся разных возрастных групп школы, параллели, класса, отдельного ученика. Например, на уровне школы существуют сводные таблицы:

а) распределение учащихся по группам здоровья, которые согласуются с данными об ухудшении состояния здоровья учеников от младшего к старшему школьному возрасту, - увеличивается число детей со II и III группами здоровья;

б) распределение учеников по основным заболеваниям: опорно-двигательного аппарата, пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, органов зрения.

В такой же форме данные представлены на уровне параллелей и классов.

Седьмой раздел - блок исследований физической подготовленности - нужен для определения и комплексной оценки развития физических кондиций организма на основании тестирования следующих двигательных способностей: координационных, силовых, скоростных, скоростно-силовых, гибкости, выносливости.

Содержание образования

Первый раздел показывает, как проходило усвоение школьного содержания по каждому предмету. Эти данные можно уточнить:

- по параллели, классу, теме, параграфу, структурной единице (в этом случае мы видим, как проходит процесс обучения по выбранному предмету в каждом классе);

- по теме, параграфу, структурной единице (в этом случае мы видим, как проходит процесс обучения по выбранному предмету в школе в целом).

Второй раздел показывает, какие темы, по каким предметам вызывают наибольшие затруднения у учащихся. Здесь также возможна любая глубина уточнения. Эти данные служат основой для работы методических объединений.

Учителя

В первом разделе по каждому предмету представлен полный список учителей, ведущих его. Учитель характеризуется по трем параметрам:

- эффективность работы (прирост достижений учеников, а не их успеваемость);

- технология работы исходя из пяти важнейших дидактических задач:

1) педагогическое прогнозирование;

2) распределение учебного времени;

3) дифференцированный подход к учащимся;

4) выбор методов обучения;

5) построение системы уроков и отдельного занятия;

- учитель глазами учеников (гностический, эмоциональный и поведенческий факторы).

По каждому учителю можно сделать уточнение, выбрав параллель, класс.

Во втором разделе представлен полный список учителей школы. Каждый учитель характеризуется также по указанным выше параметрам. Этот список можно отсортировать по любому параметру. Здесь же доступен список учителей, работающих в выбранном классе.

Информатизация процесса обучения позволяет совершенно по-новому подойти к решению важнейших дидактических задач, превращает компьютер в настоящего интеллектуального помощника всего педагогического коллектива школы.

Дмитрий МАТРОС, декан факультета информатики Челябинского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор