Первые сто строк

Но времена поменялись. Учитель перестал быть единственным ведущим в мире информации для своего ученика. Все чаще учитель и ученик теперь идут одной дорогой - постижения знаний, заново открывая уже открытое до них. Учителю, как и ученику, тоже требуется помощь. Директору приходится становиться менеджером, знающим теорию управления, финансы, микроэкономику. Чтобы давать качественное образование, школе необходимо быть открытой, работать в партнерстве с родителями, общественностью. Ей как воздух нужна внешняя экспертиза ее деятельности.

Закон «Об образовании» хотя и акцентирует внимание на необходимости усиления общественной составляющей в управлении образовательными учреждениями, но он не затрагивает механизмов формирования данных форм и их нормативно-правового регулирования, а носит скорее декларативный характер. Поэтому регионы и стали разрабатывать свои законы. Первым и пока единственным среди территорий принял закон о государственно-общественном управлении в сфере общего образования Ханты-Мансийский автономный округ. В законе четко определены понятия школьного управляющего совета, общественных советов по общему образованию региональных и муниципальных уровней, заложены нормы про публичную отчетность школ и в системе образования, общественное участие в оценке качества образовательных услуг.

Управляющих советов еще очень мало. Всего несколько сотен. Выбирают в них учителей, родителей, учеников, представителей общественности. Именно управляющие советы теперь утверждают программу развития школы, устанавливают продолжительность учебной недели, время начала и окончания занятий. Они же решают, вводить единую форму или нет. Многие школы начали готовить публичные отчеты по итогам учебного и финансового года. Вначале эти отчеты заслушивает управляющий совет, а потом он же представляет его общественности и учредителю. Управляющие советы не только распределяют бюджетные средства, но ищут и дополнительные источники для развития образовательных учреждений.

С переходом на нормативное финансирование роль управляющих советов будет только возрастать. Именно они должны следить, чтобы выделенные государством деньги каждому ребенку пошли на создание необходимых для обучения условий. Таких условий всего четыре: квалифицированные педагоги; современные средства обучения, позволяющие повысить производительность учебного труда и сэкономить детское время; уважительные по отношению к ребенку и безопасные условия пребывания в школе; наличие полноценной, развивающей среды общения со сверстниками.

В последнее время в некоторых регионах стали создавать так называемые группы общественных наблюдателей, которые участвуют в процедурах итоговой аттестации учащихся, в том числе и при проведении единого экзамена, при лицензировании и аттестации образовательных учреждений, в медальных комиссиях. А в Автозаводском районе Нижнего Новгорода действует общественная организация «Объединение граждан в поддержку образования», которая поддерживает учебные заведения и финансово, и интеллектуально.

Ефим Рачевский, директор образовательного комплекса «Царицыно», чья школа недавно была названа в Кремле на подведении итогов национального проекта «Образование» школой школ, как-то сказал мне: «Вы даже не представляете, как сильно отличается поколение тридцатилетних и сорокалетних родителей. Вторые заходят в кабинет директора, стучась, чуть приоткрыв дверь, спрашивая: «Можно?» Первые врываются порывисто, сразу протягивают визитку, они уже чувствуют себя партнерами школы, заказчиками...» Они платят налоги, поэтому хотят, чтобы школа учила их детей качественно, и таких все больше. Хотя надо честно признать, что для многих родителей школа все еще остается камерой хранения. Они отдают туда на время ребенка и хотят, чтобы им его в целостности и сохранности вернули в конце дня, а еще лучше - в конце четверти, учебного года или одиннадцатого класса.

Школа и родители должны научиться работать в режиме открытого диалога, помочь вместе формировать каждому подростку его собственную позицию, вместе оценивать результативность работы школы. Это нелегкий труд.