Сергей Королев родился 12 января 1907 г в Житомире (Украина). В школьные годы он отличался исключительными способностями и неукротимой тягой к новой тогда авиационной технике. В 17 лет разработал проект летательного аппарата оригинальной конструкции.

Поступив в 1924 г. в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королев за два года освоил в нем общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 г. перевелся в Московское высшее техническое училище (МВТУ), в специальную вечернюю группу по аэромеханике. Днем работал в КБ, на авиационном заводе, вечером учился и всеми силами стремился в авиацию. Едва поступив в МВТУ, сразу включился в работу студенческого кружка АКНЕЖ - Академический кружок имени Николая Егоровича Жуковского. С лекциями в нем выступали инженеры, ученые.

В январе 1927 г. была открыта Московская планерная школа. Ее курсантом стал и Королев. Много и охотно летал, осваивая новые типы планеров, и в марте того же года окончил ее с отличием. В те годы он мечтал строить самолеты, с нетерпением ждал лекций знаменитого авиаконструктора А.Н. Туполева, который читал курс самолетостроения.

В МВТУ Королев зарекомендовал себя молодым способным авиаконструктором и опытным планеристом. Спроектированные им и построенные летательные аппараты - планеры «Коктебель», «Красная Звезда» и легкий самолет СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полета, - показали незаурядные способности Королева как авиаконструктора.

Его особенно увлекали полеты в стратосфере и принципы реактивного движения. В сентябре 1931 г. Королев и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Ф.А. Цандер с помощью

ОСОАВИАХИМа создали в Москве общественную организацию - Группу изучения реактивного движения (ГИРД). В апреле 1932 г. она стала, по существу, государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой создавали и запускали первые отечественные жидкостные баллистические ракеты (БР) ГИРД-09 и ГИРД-10.

В 1933 г. на базе московской ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) основан Реактивный научно-исследовательский институт, в котором Королев работал начальником отдела ракетных летательных аппаратов. В 1936 г. он довел до испытаний крылатые ракеты: зенитную-217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную-212 с жидкостным ракетным двигателем.

В 1938 г. по ложному обвинению Королев был арестован и пробыл в заключении до 1944 г., активно участвовал в создании и производстве фронтового бомбардировщика Ту-2, одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика. В 1942 г. участвовал в разработке ракетных двигателей новых типов для применения их в авиации.

13 мая 1946 г. было принято решение о создании в СССР отрасли по разработке и производству ракетного вооружения с жидкостными ракетными двигателями, предусматривалось объединение групп инженеров в научно-исследовательский институт, директором которого был назначен генерал-майор Л.М. Гайдуков, а главным инженером - техническим руководителем - Королев. Он изучил немецкую ракету Фау-2 и спроектировал более совершенную баллистическую ракету с дальностью полета до 600 км. В августе 1946 г. Королев был назначен главным конструктором баллистических ракет дальнего действия и начальником отдела № 3 НИИ-88 по их разработке.

Первой задачей, поставленной правительством перед главным конструктором Королевым и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением, было создание отечественной ракеты. В 1947 г. вышло постановление о разработке новых баллистических ракет с дальностью полета до 3000 км. В 1948 г. Королев начал летно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 и в 1950 г. успешно сдал ее на вооружение.

Занимаясь боевыми ракетами, Королев стремился к большему - к покорению космического пространства, полетам человека в космос. С этой целью еще в 1949 г. совместно с учеными АН СССР начал исследования с использованием модификаций ракеты Р-1А путем их регулярных запусков на высоты до 100 км, а затем с помощью более мощных ракет Р-2 и Р-5 на высоты 200 и 500 км. Их целью были изучение параметров ближнего космического пространства, солнечных и галактических излучений, магнитного поля Земли, поведения высокоразвитых животных в космических условиях, а также отработка средств жизнеобеспечения и возвращения живых существ на Землю из космоса. Было произведено около семи десятков таких пусков, которые заблаговременно заложили серьезные основы для штурма космоса человеком.

В 1955 г., задолго до летных испытаний ракеты Р-7, С.П. Королев, М.В. Келдыш и М.К. Тихонравов обратились в правительство с предложением вывести в космос при помощи ракеты Р-7 искусственный спутник Земли (ИСЗ). Их инициатива была поддержана. В августе 1956 г. ОКБ-1 вышло из состава НИИ-88 и стало самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой назначили Королева. И 4 октября 1957 г. на околоземную орбиту вышел первый в истории человечества искусственный спутник. Его полет стал всемирным ошеломляющим для других стран научно-техническим триумфом нашего Отечества и способствовал упрочению его международного авторитета.

Со временем в космос были запущены созданные под руководством Королева искусственные спутники Земли различного назначения - «Электрон», «Молния-1», «Космос», «Зонд» и другие.

12 апреля 1961 г. Королев снова поразил мировую общественность историческим триумфальным стартом. Созданный им первый в истории человечества пилотируемый космический корабль «Восток» поднял на околоземную орбиту космонавта №1 Юрия Гагарина.

Перед Королевым стояло множество сложнейших проблем освоения человеком космического пространства. Никто не знал, как человек будет чувствовать себя при продолжительной невесомости, какие психологические нагрузки будут действовать на него во время неизученного космического путешествия. Вслед за первым полетом Гагарина 6 августа 1961 г. Герман Титов на корабле «Восток-2» совершил второй космический полет, который длился сутки. Затем 11 - 12 августа 1962 г. последовал совместный полет космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4», пилотируемых космонавтами А.Н. Николаевым и П.Р. Поповичем, 14 - 16 июня 1963 г. - совместный полет космонавтов В.Ф. Быковского и В.В. Терешковой на космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6». За ними 12 - 13 октября 1964 г. в космосе побывал экипаж из трех человек различных специальностей - командир корабля, бортинженер и врач - на более сложном космическом корабле «Восход». 18 марта 1965 г. во время полета на корабле «Восход-2» с экипажем из двух человек космонавт А.А. Леонов совершил первый в истории человечества выход в открытый космос.

В череде полетов прослеживается четкая методическая последовательность освоения космического пространства человеком и подготовки к созданию научной пилотируемой долговременной орбитальной станции, о необходимости которой Королев говорил еще в начале штурма космоса. Продолжая развивать программу пилотируемых околоземных полетов, он начал реализовывать свои идеи, касающиеся ее разработки. Прообразом станции явился принципиально новый космический корабль «Союз». В нем был бытовой отсек, в котором космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить научные исследования. В ходе полета предусматривались также автоматическая стыковка на орбите двух кораблей «Союз» и переход космонавтов из одного корабля в другой через открытый космос в скафандрах.

В ответ на успехи Советского Союза в области пилотируемых полетов в космос, желая восстановить свой технический авторитет, США приняли фантастическую по размаху работ программу «Аполлон» - создание лунного космического комплекса для высадки космонавтов на Луну. Это был вызов нашей стране. Чтобы сохранить приоритеты ее в космической отрасли, по решению правительства С.П. Королев начал разрабатывать проект отечественного экспедиционного лунного комплекса Н1-ЛЗ. Однако это решение было принято значительно позже, чем аналогичное в США, на фоне реализации обширной программы околоземных пилотируемых полетов и исследования планет Солнечной системы. Чрезвычайно сжатые сроки, большая загрузка работами по другим приоритетным космическим программам, а также недостаточность финансового и производственного обеспечения «лунной» программы не позволили преемнику Королева главному конструктору В.П. Мишину в заданные сроки создать лунный космический комплекс. Программа была закрыта правительством.

Сергей Павлович Королев умер 14 января 1966 г. Его прах покоится на Красной площади в Кремлевской стене.