Авторский проект организации ученического самоуправления ГОУ ЭСОШ № 75 РАО «Школьная республика»

Раздел 1. Краткая характеристика образовательного учреждения

Государственное общеобразовательное учреждение «Экспериментальная средняя общеобразовательная школа № 75» Российской академии образования была открыта в 1980 году. Учащихся 1020. Педагогов 97 (высшую первую квалификационную категорию имеют 67% преподавателей, один - заслуженный учитель СССР, два - кандидата педагогических наук, пять учителей - почетные работники общего образования РФ, девять - лауреаты соросовской премии). С 2000 года команда старшеклассников - активный участник и победитель Всероссийского конкурса по основам потребительских знаний (региональный тур).

Для работы органов самоуправления есть специальные помещения: для общего сбора, проведения коллективных творческих дел, для заседания депутатов школьной думы, для проведения совещания совета мэров городов школьной республики - актовый зал, депутатская комната и кабинет заместителя директора школы.

Наш адрес: 142432, Московская область, Ногинский район, г.Черноголовка, проезд Строителей, дом 3, телефон 8-252-2-11-35, факс 8-252-45-770.

Раздел 2. Краткая характеристика функционирующей модели самоуправления

У нас создана демократическая республика. Ее граждане - школьники, их родители, учителя и сотрудники школы. В нее входят классы-города. Всего - 30 городов. В каждом из них есть устав, герб, гимн. Постепенно возникают свои традиции. Одна из них - День городов. В этот день все мэры вступают в должность, давая клятву. Каждый город представляет свою визитную карточку; проводится специальный конкурс «Пойми меня».

В нашей демократической республике есть законодательная власть - однопартийная школьная дума, избираемая на 2 года. Это постоянно действующий орган. Порядок избрания депутатов школьной думы определяется законом «О выборах».

Депутатами школьной думы первого и второго созыва разработана и утверждена конституция, закон «О выборах», гражданский кодекс, постановление «О выборах мэров городов», постановление «О награждении школьной грамотой с символикой школьной республики».

Есть также школьная демократическая республика, свой герб и эмблема, создается гимн.

Дни заседания школьной думы - 1-я и 3-я среда каждого месяца. Исполнительная власть - совет мэров городов. Выборы мэров проводятся на основе постановления школьной думы «О выборах мэров». Выборы 2003 года по инициативе депутатов второго созыва были проведены в конце учебного года - в апреле месяце. Решение это было обосновано тем, чтобы новый состав приступил к работе с 1 сентября 2003 года. Кроме этого, депутаты второго созыва внесли поправку в закон «О выборах», в соответствии с которой избирателями могут быть учащиеся с 10 лет, а баллотироваться в депутаты - с 11 лет.

На основе главы 7 школьной конституции группой депутатов-выпускников была внесена поправка по количественному составу. Теперь в школьной думе 13 человек, увеличено и изменено количество думских комитетов и их названия. По инициативе нового состава депутатов расширено количество членов комитетов за счет помощников депутатов (это те ребята, которые были активны во время предвыборной кампании).

Раздел 3. Краткая характеристика нормативной базы организации самоуправления

В уставе школы закреплено право обучающихся на участие в управлении школой. У нас действуют следующие документы: конституция школьной республики; декларация прав учащихся; устав города. Они дают право учащимся на участие в управлении школой. В стадии разработки находится положение «О школьной республике» и положение «О школьной думе». Тексты уже разработаны, но не обсуждались ни учащимися, ни педагогическим коллективом, поэтому пока не введены в действие.

Раздел 4. Характеристика действующей модели ученического самоуправления

Научное обоснование представленной модели ученического самоуправления

Цели и задачи:

формирование активной гражданской позиции;

приобретение учащимися навыков правовой, политической и экономической культуры;

знакомство с основными демократическими процессами современного гражданского общества;

умение адаптироваться в изменяющихся условиях современного общества;

выявление актива среди учащихся и развитие детского самоуправления в школе.

Структура представленной модели

В основе структуры - классы-города школьной республики, где выбраны мэры городов. Граждане города разрабатывают свой герб, гимн, название города.

Все города одной параллели объединяются в союз городов. Например, города параллели 5-х классов объединяются в Бухту открытий».

Бухта открытий

Познавайск (5-й «А»), Древнегорск (5-й «Б»), Светлоголовск (5-й «В»)

Так сегодня выглядит карта школьной республики (см. схему).

По решению школьной думы создан совет мэров. Он является исполнительной властью в школьной республике. Совет мэров собирается два раза в месяц по вторникам.

В школе введен педагогический статус - советник, которым становится учитель, оказывающий помощь ребятам. Такова структура самоуправления:

Школьная дума и совет мэров провели несколько совместных дел:

малые олимпийские игры;

«Олимпиада знаек» (среди учащихся начальных классов);

творческий конкурс «Алло, мы ищем таланты»;

экологический десант «Чистая земля Черноголовки»;

веселая ярмарка.

Такая модель демократической республики, проводимая форма политико-правовой игры доступна для понимания всех участников и способствует привлечению внимания родителей, выпускников школы, коллег из других школ и руководителей города к такой необходимой педагогической технологии, как ученическое самоуправление.

Технологичность представленной модели

Данную модель можно использовать в любом образовательном учреждении. Предполагаемые результаты функционирования данной модели:

создание условий для развития социально-значимых качеств учащихся;

организация обучающих моментов на усвоение норм социального поведения;

приобретение умений и навыков адаптации в современных условиях;

возможность для самореализации учащихся.

Результаты получены в ходе работы модели «Демократическая республика». Вовлеченность учащихся, охват прошедшего учебного года - количество активных участников игры 70%.

Игровая деятельность повлияла на выбор будущей профессии выпускников школы:

юридическую специальность выбрали 5 бывших депутатов школьной думы;

экономическую специальность выбрали 5 бывших депутатов школьной думы и активных участников молодежного фестиваля «Новая цивилизация»;

управленческую специальность выбрали 3 бывших депутата школьной думы;

два выпускника школы - организаторы факультатива «Государство и Я» для участников игры в наступившем учебном году;

один выпускник - помощник депутата Государственной Думы, организатор и руководитель «молодежного (школьного) парламентского часа».

Учет конкретных условий данного образовательного учреждения

Город Черноголовка - научный центр Академии наук, на его территории 9 научно-исследовательских институтов и завод научного приборостроения. Образовательный уровень родителей очень высок. В школе многие факультативы проводят научные сотрудники институтов. Заказ социума - высокий уровень подготовки учащихся для поступления в вузы. Однако в городе не очень высокий интерес к социальным вопросам. Поэтому изучение социальных вопросов учащихся натолкнуло на мысль об изучении не только обществоведческих наук, но и о придании практической направленности этим исследованиям в виде социальных проектов.

В школе имеется социально-юридический класс. Группа учащихся этого класса создала молодежно-исследовательскую лабораторию.

Возможности школы № 75 как образовательного учреждения достаточно широкие. Прежде всего это экспериментальный режим работы школы над темой «Создание локальной среды», возможность получения консультаций у ученых Российской академии образования.

Начиная с 1989 года в школе был апробирован курс «Граждановедение», что помогает в рамках учебного процесса готовить учащихся к восприятию реалий гражданского общества и правового государства.

Школа за активную работу по изучению прав человека включена в число ассоциируемых в ЮНЕСКО.

В 1994-1995 и 1995-1996 учебных годах в школе была проведена экономическая игра «Предпринимательство» (автор - доктор педагогических наук, профессор А.Прутченков).

Была разработана своя школьная валюта - шклярик, создано игровое правительство. Игра прошла успешно, но поставила ряд проблем, в том числе игровое правительство - это активные, самостоятельные, инициативные ребята, как помочь им дальше реализовать свой общественный потенциал, ведь экономическая игра проводилась только по 2 недели в учебном году, а, накопив определенный опыт, ребята дальше хотели реализовать себя и сделать так, чтобы внешкольная жизнь была по-прежнему интересной, как во время игры.

В результате обсуждения хода и итогов игры 1996 года по инициативе школьников появилась школьная дума. В нее вошли ребята из бывшего игрового правительства (10 человек), а остальных назначали в школьную думу классные руководители. Эти 10 были активными, а остальные - созерцатели, выполняющие одноразовые поручения. Но дума тех лет больше напоминала правительство, где не все понимали, что от них хотят.

В 2000 г. в школе прошли курсы для учителей по теме «Игровые технологии организации детского самоуправления», где педагоги познакомились с молодежной программой «Новая цивилизация» (на базе Дома творчества молодежи «Перово», г.Москва). В этот же год команда из 15 человек приняла участие в первом фестивале по молодежной программе «Новая цивилизация» в г.Москве.

После участия в фестивале ребята провели мозговой штурм, в результате которого было принято решение: создать демократическую республику и провести настоящие выборы в думу. На первых порах опирались на рекомендации по проведению политико-правовой игры «Демократическая республика» молодежной программы «Новая цивилизация», но по ходу обсуждения появились свои правила и законы, например, свой закон «О выборах».