- Анатолий Сергеевич, как и в прежние времена, Оборонное общество выполняет госзаказ на подготовку специалистов для армии, флота и других воинских формирований. Как РОСТО строит отношения с государством-заказчиком и другими структурами политической системы общества?

- Практикуем двусторонние соглашения с органами власти разных уровней. Только в 2005 - 2006 гг. заключили их с администрациями (правительствами) Астраханской, Брянской, Ульяновской, Тверской и ряда других областей.

Подписаны соглашения с Минобороны и Минобрнауки РФ, Организацией договора о коллективной безопасности государств - участников СНГ, Росспортом, Олимпийским комитетом России. 15 ноября 2006 г. заключено партнерское соглашение с партией «Единая Россия». Намечено подписание соглашения с представителями крупного и среднего бизнеса.

РОСТО (ДОСААФ) представлена в Общественной палате РФ. Мы сочли необходимым войти в состав семи комиссий, в том числе с правом решающего голоса - в Комиссию по вопросам развития гражданского общества и участия общественности в реализации национальных проектов.

На первом пленарном заседании Общественной палаты и заседании ее Совета заслушаны мои доклады о состоянии дел в нашей организации, хотя Общественная палата изначально приняла решение не поддерживать, как сейчас говорят, не лоббировать интересы отдельно взятых общественных организаций. Сам факт заслушивания говорит об исключительной роли РОСТО (ДОСААФ), работающей в интересах Российского государства и общества. После обсуждений принято специальное заявление, в нем отмечалось: «Деятельность РОСТО (ДОСААФ) направлена на патриотическое воспитание молодежи... Эта работа позволит существенно оздоровить отношения в Российской армии, а также даст юношам и девушкам необходимые знания не только для военной службы, но и для гражданской жизни».

- В чем выражается роль РОСТО (ДОСААФ) в решении государственных задач?

- Например, в доминирующем участии

РОСТО (ДОСААФ) в государственных программах военно-патриотического воспитания молодежи, в том числе и через Российский оргкомитет «Победа», возглавляемый президентом страны. А также - в совершенствовании системы договорных взаимоотношений с Минобороны по подготовке в РОСТО (ДОСААФ) военно-обученных специалистов, в наделении нашей организации координирующими функциями в развитии авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта. В частности, в разработке по данному вопросу федеральной целевой программы. Кстати, традиционные для авиации РОСТО (ДОСААФ) задачи, такие, как первоначальная летная и техническая подготовка воспитанников школ-интернатов, парашютная подготовка, общая подготовка молодежи к службе в армии, культивирование авиационных видов спорта, по-прежнему - важнейшая область нашей деятельности.

Организации РОСТО (ДОСААФ) работают с трудновоспитуемыми подростками.

Нам представляется, что государство должно стратегически определиться, какие проблемы оно хочет решать с помощью общественной организации, деятельность которой традиционно направлена на достижение целей, важнейших для всей страны. Иначе станет неизбежным размывание исторически выстроенных отношений между государством и Оборонным обществом, разрушение системы качественной подготовки кадров для службы в Вооруженных Силах, военно-патриотической и спортивной деятельности.

Важнейший постулат правительственной программы развития России до 2010 г. состоит в отказе от модели патерналистского государства, играющего «отцовскую» роль, и переходе к модели субсидиарного государства, которая предполагает минимальное сметное бюджетное содержание структур или видов деятельности и создание условий для их саморазвития.

В связи с этим, с одной стороны, очевидна невозможность превращения нашей общественной организации в бюджетную структуру с ее финансированием по смете. С другой - роль нашей организации не только не уменьшается, но и возрастает.

РОСТО (ДОСААФ) развивает общественно-государственное партнерство. Его эффективность может быть высокой лишь тогда, когда государство и организация четко определятся во взаимном участии, в своих правах и обязательствах по отношению друг к другу. Такие отношения, на наш взгляд, должны быть оформлены соглашением об общественно-государственном партнерстве между Правительством РФ и нашей общероссийской общественной организацией, утвержденным нормативно-правовым актом Президента России. Это соглашение может служить расходными обязательствами государства, позволяющими финансировать соответствующие виды уставной деятельности организации.

- В «Основах государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года» поставлена задача совершенствования системы подготовки граждан по военно-учетным специальностям. Основная роль в ее реализации принадлежит РОСТО (ДОСААФ). Что сделано в этом направлении и каковы перспективы?

- Наши усилия направлены прежде всего на обеспечение гарантированного и качественного выполнения гособоронзаказа на подготовку специалистов для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. Несмотря на трудности с финансированием последние 2 года отмечается положительная динамика в его выполнении. Решение о поэтапном сокращении срока военной службы по призыву с 2007 г. до 18 месяцев, а с 2008 г. - до 12 месяцев влечет за собой существенный рост потребности в подготовке специалистов из призывной молодежи. По предварительным расчетам Генштаба ВС РФ, объемы подготовки в учебных организациях РОСТО (ДОСААФ) будут увеличены примерно в 1,5 раза. Кроме того, предполагается расширить перечень военно-учетных специальностей с 32 до 43. От Минобороны нам уже поступили предложения о начале в 2008 - 2009 гг. подготовки по девяти новым специальностям.

Выполнение государственной задачи потребует мобилизации сил всей организации, тесного взаимодействия со структурными подразделениями Минобороны, Генштаба, Минобрнауки России. Нам необходимо значительно укрепить кадровый потенциал учебных организаций, усовершенствовать и расширить учебную материально-техническую базу, добиться повышения качества подготовки специалистов. В связи с сокращением срока службы по призыву не останется времени на «доводку» выпускника нашей школы в войсках. Мы обязаны готовить специалиста, способного умело работать с вооружением и техникой нового поколения, которые поступают в войска, а сам образовательный процесс должен быть максимально приближен к задачам и особенностям боевой обстановки.

Ряд факторов не позволяет повысить эффективность деятельности РОСТО (ДОСААФ) в интересах военной организации государства. В их числе, во-первых, недофинансирование образовательных учреждений РОСТО (ДОСААФ), готовящих военно-обученных специалистов. Средств из федерального бюджета в 1992 - 2005 гг. лишь частично хватало на закупку горюче-смазочных материалов для обучения курсантов и оплату труда преподавателей. Во-вторых, это несоответствие учебно-материальной базы нашей организации уровню технического оснащения Вооруженных Сил и других войск. Особенно острая проблема - состояние военной техники, переданной образовательным учреждениям РОСТО (ДОСААФ). Исправны лишь 52%.

Высшее руководство страны приняло решение о разработке Федеральной целевой программы «Совершенствование системы подготовки граждан к военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах в образовательных учреждениях Российской оборонной спортивно-технической организации - РОСТО (ДОСААФ) на 2007 - 2009 годы». Ее цель - создание условий для подготовки на нашей базе требуемого количества призывников, обладающих необходимым военно-профессиональным уровнем, в интересах гарантированного обеспечения потребности военной организации государства при сокращении срока службы по призыву до года.

Создание и продвижение программы стали возможны благодаря принципиальной позиции заместителя председателя Правительства РФ - министра обороны России Сергея Борисовича Иванова. Совет Общественной палаты РФ обратился к Правительству РФ с предложением ускорить принятие этой федеральной программы, а также предложил рассмотреть вопрос о полном финансировании деятельности РОСТО (ДОСААФ) по выполнению государственных задач.

В качестве одного из направлений развития организации Центральный совет

РОСТО (ДОСААФ) рассматривает возможность создания многоуровневой системы подготовки специалистов в наших учреждениях. Сохраняя и развивая структуру подготовки кадров в рамках начального профобразования, предполагаем провести эксперимент по созданию сети учебных заведений среднего профобразования, которые наряду с гражданской профессией будут давать смежную военно-учетную специальность в сочетании с занятиями военно-прикладными видами спорта.

Лучшие образовательные учреждения РОСТО (ДОСААФ) отличаются современной учебно-материальной базой, высоким уровнем образовательного процесса и умелой финансово-хозяйственной деятельностью. Таких школ у нас немало. В их числе Одинцовская объединенная техническая школа, Балашихинская и Белорецкая автошколы, Новороссийская морская школа.

- Вы упомянули о том, что государство уже не выполняет «отцовскую» роль по отношению к Оборонному обществу, о недостаточном финансировании госзаказа на подготовку специалистов. За счет чего РОСТО находит возможности для развития?

- Основные источники доходов организации - средства, поступающие от советов всех уровней, организаций и хозяйствующих субъектов РОСТО, заработанные предпринимательской деятельностью, целевые средства из федерального, региональных и местных бюджетов, отчисления от лотерей и другие.

В 2006 г. удалось несколько приблизить оплату подготовки специалистов по военно-учетным специальностям к реальным затратам - с 24,1 до 37,3%. Работу в этом направлении будем продолжать.

Состояние финансирования из федерального бюджета обусловлено стереотипами, касающимися невозможности и нецелесообразности полноценной поддержки государством общественной организации. Но и сегодня есть обязательства государства, которые должны учитываться в полном объеме при принятии федерального бюджета.

Многие советы РОСТО

(ДОСААФ) установили тесное сотрудничество с органами власти субъектов Федерации и получают значительную поддержку из региональных и местных бюджетов. Это, например, советы РОСТО Республики Башкортостан, Краснодарского края, Воронежской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Самарской, Свердловской, Читинской областей и города Москвы.

В 80-летней истории Оборонного общества особое место занимает лотерейная деятельность. Если по итогам 2004 г. в централизованный бюджет поступило около 1 млн. рублей от лотереи, то в 2006 г. в бюджет РОСТО

(ДОСААФ) перечислено около 8 млн. рублей, а доходы региональных организаций составили примерно 16 млн. рублей.

- Что можно сказать о сегодняшних спортивных достижениях Оборонного общества?

- Основные позиции России в видах спорта, которые мы культивируем, на международном уровне не только сохранены, но и значительно усилены.

В 2005 г. победителями и призерами чемпионатов мира и Европы стали сборные команды России по подводному, парашютному, самолетному, вертолетному, ракетомодельному, мотоциклетному спорту, радиоспорту, морскому многоборью, стрельбе из арбалета. Региональные организации РОСТО (ДОСААФ) только в 2005 г. провели более 11 тысяч спортивных мероприятий. В этом плане высоки показатели наших коллективов в Республике Башкортостан, Удмуртской Республике, Пермском крае, Владимирской, Курганской, Московской, Нижегородской, Новосибирской и Омской областях, городах Москве и Санкт-Петербурге.

- Как РОСТО (ДОСААФ) строит свою международную деятельность?

- Особого внимания заслуживает взаимовыгодное сотрудничество РОСТО (ДОСААФ) с оборонными спортивно-техническими организациями (обществами) Содружества Независимых Государств, абсолютное большинство из которых объединены в Союз оборонных спортивно-технических организаций (обществ) СНГ. Этот Союз создан на базе ДОСААФ СССР в 1991 г., но наиболее динамично начал развиваться в последние 2 года. В деятельности оборонных спортивно-технических организаций курс на укрепление и развитие сотрудничества приобрел необратимый характер и наполняется новым содержанием. Он выстраивается на основе двусторонних и многосторонних соглашений с учетом как национальных, так и коллективных интересов стран СНГ.

Подобные соглашения у

РОСТО (ДОСААФ) есть с оборонными организациями Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Мы выстраиваем отношения прочной дружбы и взаимовыгодного сотрудничества по вопросам подготовки специалистов для вооруженных сил, кадров массовых технических профессий, военно-патриотического воспитания молодежи своих государств, развития авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта.

В августе 2005 г. подписано Соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности между оборонными спортивно-техническими организациями государств - членов Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и создан Совет председателей оборонных спортивно-технических организаций государств - членов ОДКБ.

Подписан протокол о взаимодействии между Секретариатом ОДКБ и Центральным советом РОСТО (ДОСААФ), который дает возможность совершенствовать систему подготовки военно-обученных специалистов и специалистов для социальной сферы, способствует развитию авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта, военно-патриотического воспитания молодежи как в России, так и в государствах - членах ОДКБ.

В беседе с председателем Центрального совета РОСТО (ДОСААФ) шла речь и об истории Оборонного общества. Об этом читайте на странице 7.