С другой стороны, правом называется совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных государством и охраняемых его силой. Такое право называется объективным.

Говоря о праве, мы выделяем два его признака. Во-первых, это набор общеобязательных правил поведения, установленных или же санкционируемых государством и им же обеспечиваемых. Во-вторых, право - это то, чем мы владеем от рождения. Права индивидуализируются, их носителями становятся люди - граждане. В этом смысле право - это то, что мы с вами можем делать, чем мы обладаем, пользуемся. Это установленная и гарантированная законом возможность вести себя определенным образом по отношению к обществу и государству.

Юристы выделяют следующие черты права: во-первых, оно представляет собой единственную систему правил поведения, обязательных для всех членов общества без исключения. Другие же правила распространяются лишь на отдельные группы людей. К примеру, обычаям следуют люди, либо проживающие в той местности, где почитаются эти обычаи, либо принадлежащие к определенному сословию (казачество, духовенство, купечество), в среде которых приняты данные правила. Можно привести и иной пример - устав какой-либо общественной организации. Его положения будут распространяться только на членов этой организации. Во-вторых, право обеспечивается и защищается государством. В то время как все иные социальные нормы (мораль, обычаи, религия) могут лишь поддерживаться государством или же, напротив, отвергаться им, если они вступают в противоречие с действием правовых установлений. Отличается и сама степень обеспеченности норм. Правила, установленные общественными организациями, могут быть гарантированы и обеспечены только силой мнения самих членов организации. Если же они нарушены, государство не вмешивается в конфликт, остается нейтральным. В-третьих, право устанавливается или санкционируется государством. В-четвертых, нормы права обязательно выражены в четко определенной форме, закреплены в законах, судебных решениях, постановлениях административных органов. Нормам права присущи внутренняя логика, единство, непротиворечивость. Все остальные нормы могут существовать и в неформализованном виде, не быть закрепленными на бумаге.

Из истории возникновения права. В течение многих веков мыслители и ученые задумывались о том, откуда берется право, что оно отображает. Право представлялось проявлением справедливости, того, что должно быть. Не случайно однокоренными являются слова «право», «правда», «правый», «праведный», «справедливость». Источники этого должного, этой справедливости виделись по-разному. В глубокой древности, у истоков цивилизации, люди полагали, что в праве воплощается воля богов - высших сил. Именно небожители даровали людям свою мудрость, наставляли на путь истины, правды. Озвучивали и передавали волю богов народам правители - божьи наместники или же пророки. Так возникли законы Моисея (Десять заповедей) - откровения, которыми поделился Бог Израиля с Моисеем на священной горе Синай. В некоторых древневосточных государствах, например в Китае, знание и толкование законов было привилегией самих правителей и высокопоставленных сановников.

Право, правовые идеи прошли в своем развитии долгий путь, став частью мировой истории. Менялись эпохи, рождались и гибли государства и народы, менялось и содержание правовых норм, само осмысление права людьми.

Некоторые мыслители полагали, что право старше государства. Оно возникло, по их предположению, еще в эпоху первобытной общины и являлось выражением потребности человека уживаться рядом с себе подобными. Совместная жизнь людей обязательно нуждается в упорядочении, регулировании. Древнейшее право зародилось в виде религиозных табу, заповедей, обычаев, традиций, сформировавшихся в результате накопления людьми жизненного опыта. Эти нормы передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Нарушение подобных норм каралось весьма сурово, вплоть до самого страшного наказания - изгнания из общины, рода. Такое право - неписаное - получило название обычного.

Другие же юристы полагают, что истинное, подлинное право возникло только в эпоху становления государства. Именно государственная власть устанавливает законы для того, чтобы регулировать с их помощью общественную жизнь. Государство призвано обеспечить действенную силу права, подкрепив ее силой принуждения. Право формализуется, обретает определенную, четко фиксированную форму - форму законов. Оно записывается.

Кто же прав в этом споре? Наверное, мы можем признать правильными оба суждения. Истоки права действительно коренятся во временах догосударственных, временах первобытной общины. Но свою подлинную силу, свою внешнюю форму право обретает (и это не должно вызывать сомнения) в эпоху становления государства.

Какие примеры древних сборников права вы знаете?

Древнейшие памятники права. Какие же положения закреплялись в древнейших памятниках права? Прежде всего в них говорилось о защите собственности государства и граждан, об основах отношений в семье. Интересно, что уже в древние времена закон стоял на страже интересов потребителя. Например, законы Хаммурапи определяли: «Если корабельщик соорудит человеку судно и сделает свою работу ненадежно, так что судно в том же году станет течь или получит другой недостаток, то корабельщик должен сломать это судно, сделать прочное за собственный счет и отдать прочное судно хозяину». Должны были отвечать за качество своей работы и представители других профессий: домостроители, врачи.

Законы Древней Греции и Древнего Рима в значительно большей степени, чем восточные, отражали права и обязанности граждан. Это законы общества, в котором гражданин обладает обособленной от общины и государства собственностью. Его «я» выделяется из коллективного, общинного «мы». Житель полиса являлся носителем гражданского самосознания, обособленных, индивидуализированных прав и свобод. Наиболее развитая система права была создана в Римском государстве. Древнеримские юристы толковали право как искусство добра и справедливости.

Право народов, как следует из самого определения, распространялось только на людей. Оно представляло собой истоки современной системы международного права. Данное право призвано было регулировать отношения римлян с другими народами. Согласно римским законам право народов предусматривало войны, рабство, международную торговлю, обосновывало существование империй - крупных держав, возникающих путем завоевания одних народов другими.

Следующий раздел римского права - право граждан - регулировал отношения между свободными римлянами. В законах рассматривались проблемы защиты собственности, передачи имущества по наследству, выполнения различных обязательств (например, возвращения долга).

Римская система права как система общества с развитыми отношениями частной собственности и зрелым гражданским самосознанием может быть положена в основу любого современного законодательства. Идеи римских юристов были использованы, в частности, при составлении первого свода гражданских законов современного мира - «Гражданского кодекса» Наполеона Бонапарта.

Основным отличием средневекового права являлась его тесная взаимосвязь с религией - христианством, исламом.

Рамки, очерченные правом, не были одинаковыми для всех. Минимальное пространство для действий было обозначено законом в отношении крестьян. Шире было поле действий у горожанина. Именно в городах Европы, с развитыми традициями самоуправления, создания выборных муниципальных органов, и шло формирование гражданского самосознания. Своеобразным был правовой статус феодалов. С одной стороны, они были подданными своего суверена - короля. С другой стороны, каждый из них обладал и определенной независимостью - иммунитетом. Он сам судил своих крестьян, собирал с них налоги, мог быть также и сеньором того или иного города, иметь своих вассалов. В Европе жестко действовало правило: «Вассал моего вассала - не мой вассал». Этому правилу подчинялся и сам король. Наказать вассала мог только его собственный сеньор.

В древнерусских городах, за исключением Новгорода и Пскова, не сложилось муниципальных традиций, да и там они были забыты после присоединения Новгородских и Псковских земель к Москве. Иной характер имели на Руси и вассальные отношения - все без исключения считались подданными государя. Воля монарха, заключенная в законе, не подлежала сомнению, сама же царская власть ставилась выше закона. Правовые системы в средневековом мире везде отличались сословным характером, отражали интересы землевладельцев.

Назовите особенности права средневековой эпохи. Проиллюстрируйте их конкретными примерами, известными вам из курса истории.

Современные системы права формировались в течение ХVII-ХIХ веков. В юриспруденции выделяют следующие признаки современного права: светский характер, освобождение из-под влияния церкви, воздействие религиозных норм; наличие разветвленной системы права, появление его новых отраслей; превращение в основной источник права закона - нормативного акта, принимаемого высшим представительным органом власти; признание и защита прав человека и гражданина - личных, политических, социальных; открытый характер права; юридические идеи перестали быть достоянием одной какой-либо страны, идет обмен достижениями правовой науки между различными странами; влияние широких народных масс на формирование норм права.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте важнейшие признаки и черты права.

2. Как бы вы ответили на вопрос: что старше - право или государство?

3. Каковы основные этапы развития права?

4. Какие области права выделяли юристы Древнего Рима? В чем их представления, на ваш взгляд, устарели, а в чем сохранили свою актуальность?

Ольга КИШЕНКОВА, Андрей ИОФФЕ, кандидаты исторических наук