Мир красок, форм всегда волнует человека, но, чтобы видеть и наслаждаться его красотой, необходимо развивать свои органы чувств. Искусство видеть мир - сложное искусство. Овладеть им может каждый, и это крайне необходимо. Органы чувств в детском возрасте особенно восприимчивы. Развивать творческую активность надо с дошкольного возраста. Стремление детей к творчеству проявляется очень рано. Эстетические переживания детских лет оставляют глубокий след в памяти человека, и то, что запало в его сердце, долго (а часто и всю жизнь) сопутствует ему.

У всех детей наблюдается повышенная тяга к изобразительному искусству - они с радостью выступают и как зрители, и как творцы. Они то лепят из глины и пластилина, то раскрашивают красками, а больше всего любят рисовать. Уже в двух-трехлетнем возрасте ребенок охотно берет в руки карандаш и начинает водить им по бумаге. Правда, его не столько интересует процесс появления какого-то осмысленного рисунка, сколько сам творческий акт овладения карандашом как орудием труда. К пяти-семи годам все дети без исключения с удовольствием садятся за рисование. Рисуют дети постоянно - палочкой на песке, угольком на стене, мелком на тротуаре.

А еще дети очень любят играть. Использование игровых приемов обучения, которые применяются во всех возрастных группах, повышает интерес детей к изобразительной деятельности, создает положительный эмоциональный настрой, развивает фантазию.

Игровые приемы бывают различного характера и используются для разных целей. В младших группах этот прием используется для привлечения внимания, повышения интереса к деятельности. Старшим иногда предлагается игровая роль: мастеров, художников, помогающих каким-либо сказочным героям. Здесь игровая ситуация присутствует в сюжетных работах как развитие действия, события. Постановка темы должна стимулировать именно выражение события, а не только изображение ряда предметов.

Нас, взрослых, поражает способность детей самостоятельно задумать композицию и необыкновенно выразительно рассказать о своих мыслях и чувствах в рисунках, маленьких рассказах. Как правило, зло, грубость, горе они выражают холодными и темными по тону цветами; добро, радость, веселье - яркими, «открытыми», теплыми цветами палитры. В процессе наблюдений над жизнью дети легко отличают ярко выраженный ритм форм и красок, который проявляется в чередовании предметов (автомашин, пешеходов, деревьев, кустов и т.п.). Благодаря ритму движений, повтору цветовых и тоновых отношений детский рисунок приобретает свою эстетическую окраску (ритм падающих снежинок или листьев, повторы массивов зданий, напряженность или плавность линий, веток дерева и др.). Из всего этого складывается образная картина действительности.

Эстетическое - это значит связанное с чувственным восприятием. И для взрослого человека, и для ребенка с развитым эстетическим отношением особое значение приобретает внешний облик мира, его «форма», его содержание, все то в мире, что можно непосредственно воспринимать чувствами. Душа ребенка - это чистый, прозрачный родник. И именно эта чистота дает ему возможность переживать чувство родства и единства с миром. Ребенок не хочет, да и не может относиться к чему-либо просто потребительски, как к бездушной и безгласной вещи, все назначение которой в том, чтобы послужить полезным средством для достижения практических целей. Все это, несомненно, важно для воспитания личности, для воспитания гражданина.

Вероника КРУГЛОВА, педагог дополнительного образования, Москва