В 2000 году из филиала Дворца творчества детско-юношеский центр «Орленок» превратился в полноправное самостоятельное учреждение. Около двух тысяч детей приходят сюда на занятия. Да, здесь больше 180 учебных групп, которые могут удовлетворить любой детский интерес. Но главная привлекательность «Орленка» все-таки в том, что на его площадке отрабатывается модель непрерывного этнокультурного образования, предполагающая необходимость каждого педагога в своих творческих объединениях формировать у ребят этнокультурные ценности.

Экспериментальная деятельность «Ступени освоения традиционной народной культуры в учреждении дополнительного образования детей» позволяет не только повысить качество работы педагогического коллектива, но главное - привить любовь детям к национальным культурным традициям своего народа, родного края, воспитать у них интерес и уважение к Родине. В связи с экспериментом постоянно выявляются и апробируются новые условия и технологии организации образовательного процесса.

Экспериментально-инновационная деятельность позволила выделить ступени освоения детьми традиционной народной культуры в условиях дополнительного непрерывного образования. Она помогла включить в образовательный процесс исследовательскую и проектную деятельность. Приобщать подрастающее поколение к традиционной народной культуре стало реально вместе со школьными программами, а созданный банк данных педагогических и научно-методических материалов по проблеме этнокультурного образования и дал возможность использовать их в педагогической практике всеми заинтересованными.

Учебный план «Орленка» включает в себя творческие объединения, наиболее активно реализующие этнокультурные аспекты творческого развития детей и подростков в таких направлениях деятельности, как художественно-эстетическое воспитание, физкультурно-спортивное, культурологическое, военно-патриотическое, социально-педагогическое, туристско-краеведческое.

Евгения Волкова и ее клуб подростков «Обертон», созданный для любителей авторской песни, но не желающий замыкаться в столь узкой сфере, как-то в своем походе по Краснодарскому краю наткнулись на неизвестные доныне петроглифы на двух обследуемых ими дольменах. Теперь гордятся тем, что они еще и первооткрыватели.

На базе центра активную инновационную деятельность проводят творческие коллективы: ансамбль русского танца, студия молодежной моды, студия декоративно-прикладного и изобразительного творчества, музыкально-инструментальная студия, базовым элементом которой является ансамбль народных инструментов, капелла мальчиков «Орлята», клуб исторической реконструкции «Будимир», который сегодня восстанавливает оружие VIII-XI веков. Объединяет всех орлят музейно-выставочный комплекс «Русская изба».

Орлята занимаются не только карате и художественной гимнастикой, они осваивают народную игру лапту. И проводят по ней турниры.

В «Орленке» желают воспитать прежде всего нравственные качества: стремление делать добро, сопричастность к судьбе родного края и своей Отчизне, заботу о природе, многоискусность, упорство в достижении цели, поиск истины, творение красоты, гражданскую ответственность и ответственность за основные события своей жизни, заботу о близких и об их здоровье.

Здесь ориентированы на работу с каждым персонально, и неудивительно, что ребенок приобретает за годы посещения этого центра навыки какой-либо профессии. Выпускник объединения «Золотное шитье» освоил 150 швов, а воспитанник Виталия Леонтьева - без пяти минут высококвалифицированный краснодеревщик, модельеры из театра моды «Экстрим» смеются, что за день готовы создать истинные шедевры - а их коллекции отмечает даже Вячеслав Зайцев, и освоил танцы различных губерний ансамбль «Карусель». Вообще мечта директора «Орленка» Николая Горячева, чтобы ребенок пришел сюда в 5 лет, и до 18 ему здесь было интересно. В группах раннего развития - ознакомительный курс, в дальнейшем, когда хочется попробовать все, посещение нескольких кружков одновременно, и специализация, профилизация, подготовка к вузу. Потихонечку мечта осуществляется.

Особое внимание в «Орленке» обращено на социально-педагогическую деятельность. Здесь стремятся, чтобы ребенку в любом возрасте было комфортно. Учитывая психолого-педагогические особенности подростка и его тягу к неформальному общению, созданы клубы свободного посещения, где подросток может не только с пользой провести свой досуг, но и активно включиться в проектно-исследовательскую деятельность и практически применить полученные навыки и умения в своей дальнейшей жизни.

Желание быть выслушанным и породило необходимость создания клуба общения для подростков. Их наставница Елена Щедрина сама студентка и не забыла о том, что мучило ее всего лишь пару лет назад, а вот выходы из, казалось тогда, безвыходных ситуаций находить почти научилась. Тем и делится.

Юные зеленоградцы - люди весьма активные, они ни в коем случае не избегают городских социально значимых проектов. С 2006 года на базе «Орленка» открыт Центр по развитию ученического самоуправления и взаимодействию с детскими общественными организациями. Зачем? Чтобы проводить инвентаризацию и паспортизацию ученических советов, находящихся в Зеленоградском окружном управлении образования. Центр подготавливает и проводит мероприятия согласно планам работы Департамента образования Москвы, городского и окружного центра. Реализует программы развития ученического самоуправления «Команда» и развития детского движения Москвы «Продвижение». Лоббирует вступление окружного совета ученической общественности в молодежное крыло Международной лиги защиты человеческого достоинства и безопасности. Разрабатывает и помогает в реализации совместно с окружным координационным советом молодежи Зеленограда программы «Лето» для школьников, оставшихся на лето в городе. Музей «Детское движение Зеленограда: вчера, сегодня, завтра» - также рождается трудами и заботами центра.

Значимо участие окружного центра в разработке городской краткосрочной программы развития детского движения Москвы «Команда», так как именно в Зеленограде зародилась идея командообразования в государственных образовательных учреждениях. Сегодня 16 школ округа принимают активное участие в игре «Команда», проводимой детско-молодежным общественным объединением «Зеленая волна». Во время игры стали командой школы №№1050, 852, 618, 1528, 718, 602, 1151, 1150, 1194, 1739, 1912, 1940, 719, 1692, 897, 909.

Одним из наиболее перспективных направлений центр считает создание школы школьного вожатого. Для реализации этой программы планируется провести серию учебно-методических семинаров по работе вожатого и реализации программы «Команда» для школьных лидеров. Они нужны для того, чтобы облегчить работу вожатого и привлечь молодых и активных сотрудников в школы. Пока же практика показывает, что в 60 процентах образовательных школ ставка вожатого используется не по назначению и зачастую служит доплатой сотрудникам. Кроме того, средний возраст вожатского состава школы составляет 36-40 лет, а подготовка вожатского состава оставляет желать лучшего. Кроме того, в ходе экспериментально-инновационной работы выявилось, что существующие должностные инструкции старшего вожатого не отвечают современным нуждам школы в становлении ученического самоуправления и соуправления школой.

Эти орлята мастерят игрушки и украшения из бересты, вырезают огромные ложки из дерева, играют на баяне и классической гитаре, ответят на любой вопрос викторины «Русская старина». Они в теме, они знают: чтобы стать настоящими орлами, нужно Родину свою любить.