В 1701-й ребенку доверяют. Абсолютно. Не прячут от него дорогостоящую технику, понимая, что, раз он научился с ней справляться, никогда не испортит. И эта позиция всецело себя оправдывает. Здесь растут настоящие художники, чей острый взгляд способен разглядеть то, что взрослым порой уже не под силу.

На фотовыставке встречаются настоящие шедевры. Белокрылые лошадки-облака, расцвеченные солнцем, в голубоватом тоне пушистая красавица елка, а под ней притаились (мол, найдите нас) грибы. Дети в обыденном видят ту изюминку, на которую в общежитейской сутолоке и внимания не обратишь, а вот выхватил фотоаппарат юного папарацци это мгновение, и ты уже застыл от изумления: хорошо-то как!

Конечно, все происходит постепенно. Вот с тем же фотоаппаратом управляться учатся поэтапно. Сначала просто щелкать, а к классу четвертому можно и с настройками поэкспериментировать... И зачем снимать бездумно, когда вокруг столько композиций, достойных того, чтобы их показать маме и папе?

Принцип введения в курс любого дела потихоньку действует на всех фронтах школьных познаний. По силам и возможностям, а главное - желанию. Оно появится и захватит человечка целиком, если не испугать его сразу отбивающим охоту «надо!».

Ученики 1701-й с первого класса умудряются писать сочинения. В Word, так как с каллиграфией у новичков подчас плоховато и рука за мыслью не поспевает. Другое дело - стучать по клавиатуре, запросто! Десятипальцевую машинопись здесь осваивают с лету. И если в семь лет текст ученика похож скорее на стиль телеграммы, то прекрасно оформленные рефераты с иллюстрациями десятилеток могут поспорить по дизайну с трактатами старших школьников.

Курс информационных технологий - в сетке обязательных часов школы. Каждый предмет тесно связан с информатикой, и их задачи переплетены. Прослушав на уроке материал, ученик волен тут же позабыть, о чем шла речь. Разрабатывая сценарный план своей компьютерной презентации по данной теме, он увлечется и запечатлеет в своем сознании мельчайшую деталь.

И вообще, задумывались ли вы, что все школьные предметы переплетаются друг с другом? Ибо, что такое дождь? Физическое явление, но как он влияет на биологическое состояние человека и выглядит на рисунке, а как звучит его капель для музыкального слуха, и как его художественно описать, и вообще каков он, этот круговорот воды, в окружающей природе? Ученики школы №1701 исследуют житейские вопросы, то, что они по-настоящему знают, со всех сторон. О каше и ее свойствах, о строении и анатомии человека, который ее съел, о том, откуда она вообще взялась, и кулинарных изысках, способных ее преподать как деликатес.

Ребята работают над проектами, но не каждый над своим, их проекты чаще всего коллективные, рождающиеся в сотворчестве.

Забавно, вынеся и претворив в жизнь идею, юный исследователь не отрекается от нее во имя новых свершений, а старается приобщить к созданному как можно большее количество сподвижников. И если в школу нагрянет комиссия из методцентра или мало ли еще откуда, то прежде всего ее обучат пользоваться той или иной программой, и, пока не удостоверятся, что взрослые научились пользоваться этим, на оценку проект не выставляют.

Презентации докладов доказали ребятам, что сотрудничество с компьютером сулит масштабные перспективы. Ведь можно создавать из своих слайд-шоу гиперпроекты. Так родилось кино. Настоящее детское, а не снятое взрослыми для детей. Кстати, так бывает нередко, что уверенные в том, что ребенок слаб и немощен, взрослые творят за него, выдавая за реальную его работу результат. В школе №1701 изначально отказались от такого искушения, никакого вмешательства. Сам, только сам. Вернее, с товарищами.

Самое тяжелое - подготовка. Нужно написать сценарий, а это значит грамотно и логично изложить канву положенного в основу фильма произведения. Чаще всего сказки и сюжеты для съемок оригинальны. Необходимо решить, какой он будет, этот фильм. Рисованный? Кукольный? Натурные съемки? А может, необходимо комбинирование всех известных техник? При внесении в данный вопрос ясности переходят к делу: рисуют, лепят из пластилина, выстраивают декорации. Сами же съемки проходят быстро, но затем монтаж, а это значит, нужно подобрать музыку и увидеть целостность картины.

Серьезная работа о покорении космоса: анимация со сложными элементами, взлетает ракета, осторожно подтягиваемая за нос на волоске, отпадают по ходу удаления от Земли ступени. Актеры, ответственные за ее движение, сидят под столом и стараются сделать так, чтобы в кадр не попали руки, обеспечивающие ее запуск.

Доморощенный «Ералаш» - забавная зарисовка с урока. Сказка про Колобка, в которой оказывается, что дед и бабка со своим шаловливым питомцем, собранным из того, что наскребли по амбарам и сусекам, обманули лисицу и довольные счастливо зажили вместе.

Фильм «Нет фашизму» занял 1-е место на московском фестивале. Это не случайно. Трогательно до слез узнавать из детского фильма о том, что фашизм - не сиюминутная прихоть гитлеровской Германии, а то, что грозит нам каждый день, стоит только встать на позицию нетерпения и отторжения других наций и культур.

В 2000 году школа №1701 стала экспериментальной городской площадкой, отрабатывающей тему «Развивающая среда начальной школы». В 2006 году она перешла на вторую ступень, что означает, что свои наработки она транслирует заинтересованным.

Педагоги - лауреаты различных московских конкурсов. Вера Фомина отмечена мэром за свою программу «Информационные технологии 1-4». Анна Якушкина вывела 1701-ю в финал движения «Строим школу будущего».

Говорят, здесь не бывает женских склок, все побеждает дружба. Тому есть несколько причин. Живут они все по соседству, знакомы не первый день. Но главная - в том, что просто некогда, уж больно все делом увлечены!

И самое невероятное, что увлечены и дети. Больше восьмидесяти процентов из них учатся на «4» и «5». У каждого собрано обширное портфолио из рисунков и кинолент. В школе они осваивают то, что для них и навыки, и приключение. Например, плавание в бассейне могло бы пройти рядовым событием, если бы не одно удивительное «но». Инструктор тоже создает свой проект, а для осуществления замысла ее фильма важно не просто овладевать техникой в обычных условиях, но и находить выходы из сложных ситуаций. Невероятное приключение - плавать с завязанными руками или ногами, демонстрируя силу духа, в момент, когда сводит конечности. По крайней мере, как вести себя на воде и даже спасать ближних, ученики 1701-й теперь знают.

Современные дети - это поколение кнопочников, компьютерные гении, желающие познать невероятное. Не всегда им близки те традиционные ценности, которым выучились мы, но всегда они остаются теми благодарными творцами, которые создают не только истинные произведения искусства, но и приносят радость своим родителям.