В дни проведения педагогических чтений Московский городской Дом учителя превращается в одну большую школу - школу Амонашвили, куда съезжаются учителя со всех уголков России и стран СНГ. Центры гуманной педагогики, мини-лаборатории, школы открыты уже более чем в 160 городах и поселках. Чтобы обсудить актуальные проблемы педагогики, учителям были предложены четыре «круглых стола» на темы: «Школа - врата будущего», «Школа - храм гуманности», «Школа - хранительница национального духа и культурности», «Защита и спасение детей - истина школы». Вела педагогические чтения Вера Александрова, доктор педагогических наук, главный научный сотрудник лаборатории гуманной педагогики МГПУ.

Как автор концепции современной гуманной педагогики, Шалва Александрович исходит из того, что, следуя латинскому, skale - школа - скалистая лестница, ступени духовного восхождения человека. Учись любить жизнь, карабкаясь по скалистым ступеням, и ты научишься быть сильным, добрым, отзывчивым, волевым человеком.

Сила убеждения ученого заключается в том, что он никогда ничего никому не навязывает, выстраивая большинство своих постулатов на допущениях. Он говорит: «Я допускаю, что у человека есть душа...» - и открывает молодым коллегам ступени духовности, подсказывает им, как наполнять образовательный процесс радостью открытия, творческого поиска, вдохновения. Вместе с молодыми учителями ищет и обретает силу педагогическая мысль, мудрость Слова. В устах мастера многие знакомые слова обретают иной, более глубокий смысл, наполняются жизнью, красотой, возвышают ум и сердце.

Все последние книги Амонашвили - это трепетные рассказы о раскрытии добра и мудрости в маленьком человеке, это повествование о том, как воспитать в ребенке жизнь с помощью самой жизни, опираясь на силу его природы, на страсть к развитию, к воспитанию, к взрослению. Удивителен язык этих книг: просто и мудро, тонко и глубоко. В гуманной педагогике особое место уделяется личности учителя, и ключевая мысль всех трудов известного ученого: как помочь самому учителю стать лучше, честнее, добрее. При этом Шалва Александрович не без горечи сетует, что педагогика как наука еще слишком мало сделала для обновления школы. Пока еще очень трудно проводить в жизнь идеи гуманно-личностного подхода к ребенку, очеловечивания, гуманизации педагогического процесса, преодолевая «толщу традиционных авторитарных педагогических воззрений». Нужна более активная, широкомасштабная деятельность по бережному, индивидуально-творческому «выращиванию» личности современного учителя. Это будущее, которому служит гуманная педагогика, это живые страницы современной педагогической реальности, которые учителя открывают на ежегодных январских Международных педагогических чтениях. Темой 2008 года стала новая книга мастера «В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры».

P.S.

На протяжении многих лет Шалва Амонашвили работает в лаборатории гуманной педагогики, которая была создана на базе Московского городского педагогического университета. Более подробно о нем читайте в сегодняшнем специальном выпуске «Учительской газеты».