Нужен ЕГЭ - не нужен, копий переломали немало. И, судя по всему, будущее образования без него немыслимо. Хорошо, ладно. Однако, пока еще не закончилась стадия эксперимента, есть надежда свести до минимума все издержки его введения. Не буду касаться содержательной части единого государственного экзамена, поскольку об этом дискуссии идут, что-то меняется и устраняется. Мое внимание привлек процесс организации.

Кто организует данный вид аттестации? Прежде всего руководители и педагоги школ, на базе которых открывается пункт проведения экзамена (ППЭ), педагоги других школ, задействованные в доставке выпускников, уполномоченные, представители из органов управления образованием и подведомственных им различных учебных заведений. Прежде всего это женщины-педагоги, у которых в дни проведения аттестации еще и конец учебного года в своей школе. А значит, стрессовая ситуация.

И чем же им приходится заниматься? Накануне дня «икс» они идут в школы, для того чтобы подготовить аудитории. А поскольку мужчин в школах практически нет, то они сами таскают столы и другую мебель, чтобы подготовить штаб пункта, учебные комнаты. В сельских школах приходится еще запасать фляги, бачки с водой, дабы обеспечить санитарный режим мероприятия.

Особенно сложно, как отмечают организаторы, было готовиться к проведению экзамена по иностранному языку, где происходит большое перемещение учеников. Жалко смотреть на детей, вставших в 5 часов утра, чтобы вовремя прибыть в ППЭ.

Достается и уполномоченным. Во-первых, они бросают свои дела, и им не делают никаких скидок на то, что они выполняли дело государственной важности. Поэтому после ЕГЭ, а из районов, бывает, возвращаются в семь, а то и в восемь вечера, приходится задерживаться на работе чуть ли не до полуночи. Во-вторых, чтобы уехать в дальние районы, им тоже приходится вставать засветло и трястись по плохим дорогам только в одну сторону по два, а то и по три часа. А таскание мешков с КИМами - просто уже анекдот!

Вы знаете, какой экзамен самый тяжелый в килограммах? Математика, поскольку он обязательный и пишут его все выпускники независимо от того, нужен ли он при поступлении в вуз.

Словом, вся материальная тяжесть ЕГЭ - на женских плечах. Понятно, что это от безысходности. Но хотя бы мужчины из Министерства образования и науки предусмотрели, в чем будет доставляться инструментарий до школ. Какие-то специальные сумки, рюкзаки, чтобы уполномоченный по ЕГЭ достойно выглядел.

Мало того, за все эти страдания все задействованные лица получают сущие копейки, а то и вовсе ничего. Финансовая сторона, насколько я понимаю, в территориях отдана на откуп чиновникам управлений образования.

Возникает вполне закономерный вопрос из серии парадоксальных. За инновации президент выплачивает приличные премии школам, педагогам. ЕГЭ - тоже инновация, но почему-то оцененная весьма и весьма скромно. Почему?

Вообще парадоксов немало. В первый год эксперимента уполномоченных возили под охраной и с автоматами. Потом контроль сошел на нет. Уполномоченного могут высадить где-то на перепутье двух дорог, чтобы он дожидался машины муниципального органа управления образованием. А машина ломается, человек в неведении ждет, нервничает, ведь сотовой связью обеспечить никто даже и не подумал - не заложено это в статью расхода. И с бензином зачастую в большинстве муниципалитетов напряг (если учесть, что бедных районов у нас в стране больше, чем богатых). Иногда специалисты районных отделов образования просто сбрасываются, чтобы водителю было на что заправиться. Государственный подход? Конечно, нет.

Знаю, сколько проводится всероссийских, областных семинаров, чтобы подготовить массу народа к работе с документами, которых в ЕГЭ довольно много. И это нужно делать каждый год, потому что состав организаторов, обеспечивающих процесс, меняется. Средств затрачивается уйма. А вместе с тем в сельских школах не хватает средств на обыкновенные полотенца, мыло, бумагу. Не оборудованы туалеты, вернее, они прошлого века, с выгребной ямой. Негоже государственной инновации идти рука об руку с неудобной обшарпанной мебелью, непристойным запахом от прогнивших водопроводных и канализационных труб.

Словом, дело государственной важности должно проводиться разумно, не так ли?

А у нас, поучаствовав однажды, педагоги всякими правдами и неправдами отказываются повторить процедуру подготовки к экзамену. Энтузиазм ведь теперь не котируется. Нужно, чтобы человек, которого пригласили поучаствовать в ЕГЭ, был заинтересован и рублем.

Лидия ПЕТРОВА, директор сельской школы

P.S. Очень прошу не указывать региона. Ведь это не только наши «маленькие проблемы».

Комментарий специалиста

Прежде всего я очень сочувствую учительницам, которым приходится переносить с места на место огромное количество экзаменационного материала, двигать тяжелые столы и парты, в любую погоду, подчас на старых, разбитых автобусах да еще и по бездорожью добираться до школы, где проходит единый государственный экзамен. Однако положа руку на сердце давайте признаемся: разве ЕГЭ в этом виноват? Именно ЕГЭ? Разве нашим педагогам не приходится перетруждаться и при обычной, традиционной форме экзамена?

Да, единый государственный - это эксперимент. И еще приходится слышать: эксперимент над детьми (и, надо полагать, учителями). Но это не так! ЕГЭ - эксперимент прежде всего для управленцев всех звеньев образования, от регионального министра до директора школы. Эксперимент, который позволяет выработать и детально отработать технологию проведения экзамена. Вопросы, поднятые сельским директором, касаются именно технологии, организации проведения. Эта технология может быть доведена до самого высокого уровня только на местах, на практике предусмотреть всего из центра невозможно.

Для организации и координации работ по обеспечению ЕГЭ в субъектах Федерации создаются государственные экзаменационные комиссии (ГЭКи). В ГЭКи входят представители государственных и муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений. Там, где есть опыт, шести-пяти и даже четырехлетний, со всеми ошибками и недочетами уже справились. У того, кто вступил в поле ЕГЭ недавно, недоработки есть. И это неизбежно!

Регулярно мы собираем отчеты от каждого региона, в которых даются ответы на десятки самых разных наших вопросов: как идет доставка детей, сколько времени они ехали, какие трудности пришлось преодолеть, какие нарушения вскрылись... Мы эти ответы обрабатываем и вносим коррективы в технологию на федеральном уровне. Задача ГЭКов - оптимизировать технологию на региональном и муниципальном уровнях.

Валентин ШАУЛИН, начальник Управления контроля и оценки качества образования Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

Мнения

Антонина КУРАСОВА, директор брянского городского лицея №1 им. А.С.Пушкина:

- Во-первых, хочу подчеркнуть, что поддерживаю саму идею единого государственного экзамена. В этом году в нашем лицее ни много ни мало 247 выпускников. Это девять 11-х классов! И ЕГЭ они будут сдавать в 9-й школе. Поскольку город наш нельзя назвать компактным, мы повезем детей и учителей на автобусе, вполне хорошем, по хорошей дороге.

Выпускники, которые придут и приедут к нам (а их будет много, из трех школ города), и их учителя почувствуют не только хорошую организацию всего экзаменационного процесса, но даже и заботу. В столовой приготовят вкусные горячие обеды. На всякий случай будет работать медпункт.

Старшим дежурным у нас на ЕГЭ традиционно будет ректор Брянского технологического университета Александр Васильевич Лагерев. Наша администрация уже сейчас ведет подготовку к будущему экзамену.

Галина РЫЧКОВА, заместитель директора большеустьикинского лицея №1, Республика Башкортостан:

- Наше село отдаленное, до Уфы 300 километров. Однако все дороги хорошо заасфальтированы, и проблем с подвозом детей к нам на ЕГЭ нет. Никогда никто на экзамен еще не опаздывал. Организационная технология проведения ЕГЭ за пять лет у нас хорошо отработана. Во время экзамена мы перекрываем первый этаж, и дети сдают экзамен на втором и третьем этажах. Если ребенок захотел выйти, его сопровождает учитель (туалеты у нас в самом здании школы).

Аудитории готовим заранее. Есть стол для сумок или портфелей. Каждый выпускник сидит за отдельным столом.

В свою очередь другие школы также хорошо готовятся, чтобы принять наших детей.