В Российской Федерации существует 22 специальные (коррекционные) школы, подобные «Гармонии». 9 из них находятся в Москве, остальные расположены в различных городах России. И лишь «Гармония» - единственная в стране, которая обучает детишек с проблемами здоровья, проживающих в сельской местности.

История школы началась как история энтузиастов. Родители больных детей, учителя, понимающие всю важность полноценного обучения, стали на собственном транспорте привозить детей в «Гармонию», бывшую до этого школой надомного типа. Сейчас в школе практикуется несколько форм обучения в зависимости от состояния здоровья детей: очная, комбинированная, домашняя, дистанционная, семейная. В «Гармонии» обучаются 92 ребенка. Преподавательский коллектив - 57 учителей, 19 человек обслуживающего персонала, 4 воспитателя. Среди учителей есть логопед, дефектолог, сурдопедагог, инструкторы ЛФК и, конечно же, психологи.

Классы для детей, имеющих возможность приходить в школу, насчитывают до 4 человек. Такое повышенное внимание и забота к каждому ученику в обычных школах попросту невозможны. Усиленный преподавательский состав в «Гармонии» необходим - ведь это уникальная школа, собравшая детишек с тяжелейшими заболеваниями. Здесь учатся ребята с нарушениями опорно-двигательного аппарата, соматическими поражениями, со снижением интеллекта, расстройством эмоциональной сферы, пороком сердца, детским церебральным параличом, инвалиды после аварий, глухонемые. И это далеко не полный список. Истории заболеваний учеников потрясают, а ежедневная самоотверженная работа персонала школы вызывает уважение. Здесь царит дух товарищества и стремления оказать помощь друг другу. Ученик, больной сахарным диабетом, может прервать урок и попросить учителя принести ему сладкого чая. И педагог тут же выполнит его просьбу. У детей с нарушениями психики часто случаются эмоциональные всплески, которые учитель, отведя ребенка в сторонку, терпеливо и грамотно. В школе есть уютная кухня-столовая, где детей кормят, сами педагоги с помощью ребят моют посуду. В этом учебном заведении преподаватели благодаря любви к детям делают невозможное. Так, девочку, больную аутизмом, научили играть на балалайке, читать стихи. А неговорящего мальчика обучили чтению и пониманию прочитанного.

Весь процесс обучения построен так, чтобы создавать мотивацию к учебе у больных детей. Например, художественный курс, в ходе которого ребята лепят, рисуют, создают поделки из бумаги, направлен не только на развитие общих способностей, но на улучшение моторики, пространственного воображения. Для тугоухих детишек преподавание музыки обязательно включает в себя музыкоритмику. Каждый преподаваемый предмет призван раздвинуть рамки восприятия ребенка.

Обучение ведется по трем программам: общеобразовательной, программе коррекционного образовательного учреждения VIII вида и экспериментальной (для детей с выраженным недоразвитием интеллекта). Учителя школы разрабатывают индивидуальные учебные планы с учетом особенностей каждого ученика, состояния его здоровья.

Елена Рябизина рассказала, что коллектив педагогов сложился в первый же год существования школы. И несмотря на то, что работать в ней непросто, ушли совсем немногие. Остались те, для которых школа больше, чем просто место работы. Иначе как объяснить, что учителя в летние месяцы отправляются со своими подопечными к морю. А ведь каждый ребенок в такой группе требует неустанного внимания и заботы. Школа живет насыщенной, полноценной жизнью - проводятся праздники, конкурсы, спартакиады, спортивные соревнования. Детей возят в московские музеи и театры.

Надо сказать, что коррекционная школа «Гармония» приятно удивляет своей оснащенностью, современным оборудованием, благоустроенностью и домашней атмосферой. Причем эта школа бесплатная, муниципальная. Руководство района с пониманием относится к нуждам коррекционной школы. Елена Рябизина с большой теплотой и благодарностью отзывалась о главе Одинцовского муниципального района Александре Гладышеве. Именно ему «Гармония» обязана тем, что не похожа на среднестатистическую. Александр Георгиевич взял на себя контроль за своевременным и надлежащим финансированием школы. У «Гармонии» есть свои, специфические, нужды. Как, например, специальная клавиатура для слабовидящих детей, подъемники и спецтранспорт для детей с ограниченной двигательной способностью.

Серьезную поддержку оказало участие школы в проекте «Дистанционное обучение». В 2006/07 учебном году в «Гармонии» был осуществлен совместный проект с участием Министерства образования Московской области как заказчика, Фонда первого президента России Бориса Ельцина, профинансировавшего проект, центра образования «Технологии обучения» Департамента образования Москвы и авторизованного партнера компании Apple в области образования - «ДПИ-Компьютерс». Для Московской области этот проект стал первым опытом организации дистанционного образования.

Задача дистанционного обучения была актуальна для коррекционной школы давно. Тяжело больным, лежачим ученикам пересылались задания по электронной почте. С 1 сентября 2006 года благодаря участию школы в проекте стало возможно дистанционное обучение детей, которые не могут регулярно посещать школу. В проекте участвуют 30 ребят, 3 из которых полностью находятся на дистанционном обучении. Связь с учениками осуществляется с помощью интернета. Технология Apple предполагает использование преподавателем и учеником двух компьютеров с видеокамерой, а также особой коммуникационной программы, позволяющей им общаться в реальном режиме - слышать и видеть друг друга, обмениваться данными и файлами.

Компания «ДПИ-компьютерс» поставила коррекционной школе 40 компьютеров с конструкторами «Лего» и цифровой лабораторией для организации дистанционного обучения. С помощью цифровых компьютерных лабораторий можно провести натурные эксперименты с возможностью быстрой обработки результатов поставленных опытов. Опыты по физике, химии, биологии, экологии возможны на природе, а это повышает заинтересованность ребят в процессе обучения. Лаборатории укомплектованы датчиками температуры, расстояния, освещенности, пульса, содержания кислорода, дыхания, магнитного поля и другими, которые подключаются к карманному компьютеру. Это позволяет не только запомнить результаты эксперимента, но и провести их обработку. Впоследствии ученик имеет возможность перекачать данные эксперимента на компьютер и оформить их в виде лабораторной работы.

Вся лаборатория, позволяющая провести огромное количество различных опытов, умещается в небольшой коробке и легко транспортируется из класса в класс, а также может быть взята учителем для проведения натурных исследований в поле, лесу. Курс занимательной географии включает в себя для наглядности и занимательности голографические эффекты. Подобные технологические решения позволяют развивать исследовательские таланты ребят.

Компьютер «Макинтош», с помощью которого дети получают дистанционное образование, дает широкие возможности не только для обучения, но и для творчества. Ребенок может с его помощью рисовать, создавать и озвучивать мультипликационные и видеофильмы. В таком компьютере есть даже музыкальный класс.

В комплект оборудования для дистанционного обучения входят конструкторы «Лего». Школьники создают из «Лего»-материалов роботов, которые обладают датчиками, органами движения, их поведение задается программой, создаваемой самим учащимся.

Руководитель компании «ДПИ-компьютерс» Михаил Зайдфодим уверен, что за дистанционным обучением большое будущее, так как его основная задача - дать возможность полноценного развития детям, проживающим в сельской местности, в местах, удаленных от культурных центров. А это в условиях нашей страны более чем актуально. В пакет решений дистанционного обучения входят мобильные классы. Эти классы на базе компьютеров Apple представляют собой современное решение, отвечающее передовым педагогическим технологиям. Класс на базе портативных компьютеров с беспроводной связью, перемещаясь из одного школьного кабинета в другой, обеспечивает эффективное использование современных цифровых информационных технологий на любом уроке: физики, химии, математики, родного языка и литературы, природоведения, биологии, иностранных языков.

В осуществлении проекта дистанционного обучения в коррекционной школе «Гармония» серьезную помощь оказало Управление образования администрации Одинцовского муниципального района. Его представители отбирали детей, наиболее нуждающихся в дистанционном образовании.

После окончания школы «Гармония» ребятам выдаются аттестаты общеобразовательной школы. Многие выпускники получают специальности повара, парикмахера в учебном центре Голицына, продолжают учебу в вузах, других учебных заведениях. «Гармония» выполняет особую миссию - не только заботится, развивает и учит детей с проблемами здоровья, но и формирует у них социальный опыт дальнейшей жизни в обществе. Историк Василий Ключевский считал, что преподавателю нужно не только любить то, что он преподает, но и любить тех, кому он преподает. Эти качества - главный смысл работы коллектива школы «Гармония».

Комментарий

Борис БЕЛЯВСКИЙ, консультант отдела профилактики асоциальных явлений и специального образования Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России:

- Представленный в статье материал о работе коррекционной школы надомного обучения «Гармония» показывает возможности совершенствования форм и методов обучения детей, выведенных на индивидуальное надомное обучение. Педагоги школы наглядно доказывают, что «индивидуальное» обучение не обязательно должно предполагать еще и изолированное обучение.

Первыми сломали представление о традиционной форме индивидуального надомного обучения в подмосковной Дубне, где при поддержке администрации города группой энтузиастов во главе с Людмилой Сеннер в 1988 году была открыта первая школа надомного обучения «Возможность». В 1992-м в Великом Новгороде по инициативе областного отделения Всероссийского общества инвалидов была открыта подобная школа «Цветик-семицветик».

В 2005-2006 учебном году в Российской Федерации функционировали 24 школы надомного обучения.

Сегодня большая часть детей, выведенных для обучения на дому, может продуктивно работать в щадящих условиях, которыми являются малая наполняемость класса (4-5 человек), позволяющая вести занятия с детьми индивидуально, и сокращенный по времени урок (30-40 минут). Объединение детей в один класс дает возможность консолидировать финансовые средства, заложенные на обучение каждого ученика, и таким образом увеличить учебную нагрузку обучающихся в 2-2,5 раза, обучая их при этом по всем предметам школьной программы. Кроме того, освобождаются средства, которые можно использовать для организации занятий по лечебно-физической культуре, ритмике, предметным факультативам и кружков дополнительного образования.

Режим посещения занятий обучающимися может быть вариативным и учитывает состояние здоровья каждого ребенка. Часть детей может посещать все занятия. Другая часть посещает уроки по ряду предметов, а по остальным занимается дома с учителем или самостоятельно. Третья группа детей все занятия проводит только в домашних условиях. В любом случае все обучающиеся объединены в единый детский школьный коллектив и могут принимать участие во всех школьных мероприятиях.

Введение же дистанционного образования с использованием современного оборудования, предлагаемого компанией «ДПИ-компьютерс», позволит значительно расширить образовательные горизонты для больных детей, находящихся на индивидуальном домашнем обучении, о чем свидетельствует опыт школ надомного обучения Москвы, в которых данные технологии действуют пятый год.