Рекомендую приобрести небольшую брошюру, которая называется «Закон Российской Федерации об образовании», издание 2006 года. Мне она обошлась в 22 рубля. Процитирую тот пункт, по поводу которого за прошедший год я получила массу вопросов. Речь идет об успеваемости, о том, кто кому что должен в случае, если ученик получил за год двойку. Статья 17. «Реализация общеобразовательных программ», п. 4. «Ответственность за ликвидацию академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей)». Это означает, что не вы, классный руководитель, учитель-предметник, а отвечающие за ребенка взрослые должны позаботиться об организации дополнительных занятий и пересдаче. Попробуйте процитировать эту статью в беседе с родителями, и вы увидите, как резко изменится их манера поведения.

Советую регулярно наведываться на официальный сайт Министерства образования и науки www.mon.gov.ru. Он очень толково организован и постоянно обновляется. Если вы посещаете его впервые, наберите указанный адрес и дождитесь, пока откроется главная страница. В центре страницы помещены новости, сообщения о заседаниях, мероприятиях, конкурсах, новых постановлениях. Слева на экране вы увидите длинный список. Поведите мышкой по списку, посмотрите, что вас интересует. Каждая строчка - это связка, щелкните на ней, и вы попадете на другую страницу, где может оказаться полезная для вас информация. В частности, в строке «Национальные проекты» есть ссылка на документы министерства о классном руководстве. Именно там я нашла «Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений». Приняты рекомендации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года, утверждены приказом Минобрнауки России 3 февраля 2006 года. Проведя небольшой опрос среди знакомых коллег из разных школ, я установила, что ни один из них не читал данный документ и даже не знает о его существовании. Прочитав внимательно три страницы методических рекомендаций, можно заметить одну особенность. Как большинство документов и постановлений, связанных с образованием, методические рекомендации изобилуют общими словами. Так и веет прошедшими временами, когда читаешь о том, чего именно должны добиваться в своей деятельности классные руководители. Если бы они могли сформировать из каждого ребенка замечательную личность и гражданина, равно как и воспитать родителей, у нас бы не было никаких проблем.

Однако методические рекомендации имеют силу закона, которым вы, классный руководитель, можете оперировать, общаясь с учениками, родителями, дирекцией школы. В них четко указано не только абстрактное «должен», но и конкретное «имеет право».

Нина КОПТЮГ, учитель английского языка лицея №130, Новосибирск