Лабытнанги - город сравнительно молодой. Только в 1975 году разросшемуся поселку на берегу красавицы Оби дали этот статус. Издавна тут развивались лесная промышленность да газодобыча. Жить и работать за полярным кругом могут только отважные, настойчивые и терпеливые, а еще влюбленные в Север люди. Климат сложный, отношения между людьми, которые должны в таком климате жить (именно жить, а не выживать) и работать, тоже складываются подчас непросто. Люди разные, но есть у них одно общее - каждый хочет обеспечить своему ребенку счастливое будущее, дав хорошее образование. Поэтому, наверное, логичным и объяснимым стало появление в Лабытнанги шесть лет назад городской гимназии.

«В красивом здании, - рассказывает Елена Ротару, - учатся более 400 гимназистов, которые постигают премудрости наук, изучают языки, занимаются спортом, научно-исследовательской деятельностью, творчеством, поют, танцуют, рисуют, постигают азы театрального дела. Здесь работают высококвалифицированные учителя, царит особый дух единства и взаимопонимания, дружбы и отзывчивости, добра и чуткости».

Бегущие по волнам

Лабытнанги - территория, где издавна жили коренные северные народы: ненцы, ханты, коми. Значит, тут обязательно должна быть национальная школа. Говоря о национальной школе, обычно представляют ее как небольшое учебное заведение, где учатся ребята одной национальности, но уже известно, что национальные школы притягивают к себе ребят разных национальностей, проявляющих интерес к культуре того или иного народа. Гимназия в Лабытнанги дает в этом смысле пример национального учебного заведения высокого уровня.

Можно ли считать эту гимназию еще и национальной школой в полном смысле этого слова? Можно, ведь, кроме базисного учебного плана Российской Федерации, гимназия выполняет учебный план Ямало-Ненецкого автономного округа, который предусматривает наличие национально-регионального компонента. Очень важно познакомить гимназистов с устным народным творчеством. Ведь ненецкий фольклор был интересен героическими песнями, сказками, лирическими песенными импровизациями. Учителя ведут уроки краеведения, истории, географии Ямала. Одни из самых интересных разработок традиционно представляет и реализует в учебной практике учитель географии Наталья Заварзина, кстати, дипломант конкурса «Учительской газеты» «Сто друзей», победитель конкурса учителей в рамках нацпроекта «Образование». Наталья Николаевна - автор курсов «Занимательная топонимика России и ЯНАО», «География России и ЯНАО», «Занимательная топонимика ЯНАО». Несмотря на то что коренное население АО - ханты, ненцы, коми - составляет всего лишь 3 процента основного населения округа, гимназия свято чтит традиции. Непосредственно в центре дополнительного образования используются произведения ненецкого композитора и поэта Семена Лацтурия. Как звучат его песни на ненецком языке, можно послушать в исполнении ансамбля «Серебряный олень». Красиво звучат! Оригинально! Иногда песни в исполнении «Серебряного оленя» чем-то напоминают песни народного композитора Няруя, возглавлявшего в Салехарде ансамбль «Сыра-Сэв». «Серебряный олень» был создан в свое время в рамках авторской программы «Вокально-хоровое пение обучающихся», разработанной педагогом гимназии Валентиной Моченовой. В 2006 году на конкурсе «Бегущие по волнам» в Турции ансамбль стал победителем, а до этого было несколько гран-при на международных конкурсах в Венгрии, Испании. Солисты «Серебряного оленя» становятся студентами Гнесинки, РАТИ, других творческих вузов России.

Мозаика... из меха

В центре дополнительного образования есть и студия «Мозаика», кружки «Народные промыслы», бисероплетения, гильоширования и многие другие. Сохранение традиций народного творчества - весьма важное, нужное и благородное дело. Ведь ненцы издревле славились меховой мозаикой - геометрическим орнаментом, изготовленным из кусочков белого, черного меха, цветного сукна, которым украшали женскую верхнюю одежду, орнаментальной резьбой по дереву и кости, которой отделывали рукоятки ножей, курительные трубки, костяные детали оленьих упряжек, инкрустацией по дереву оловом и свинцом; ханты вошли в историю кустарными промыслами - шитьем одежды, обуви, сувениров из оленьего меха, замши, цветного сукна, бисера; коми - вышивкой, узорным вязанием. Все это не просто сохранение или возрождение народного искусства, это еще и возвращение к истокам, воспитание на основе народных традиций. Патриотизм в самом высоком смысле этого слова воспитывается тогда, когда дети знакомятся с народным творчеством, ведь в сказках, песнях, легендах, преданиях заключена мудрость народа, его нравственные идеалы и традиции. Все это в гимназии бережно сохраняется и изучается.

Александр Смирнов, представитель педагогической династии в четвертом поколении, говорит, что его родные всегда были патриотами своей профессии, своей земли, своей школы. Он учитель истории, победитель городского конкурса «Учитель года-2005», автор пособия «Создание механизма системного осмысления истории на основе анализа исторических документов», очень хорошо понимает, как важна нынче национальная школа.

Дети коренных народов живут в тундре. Чтобы взять их на учебу в гимназию - а такой шанс есть, ведь гимназия принимает таких ребят без всякого конкурса, - их нужно прежде всего научить говорить по-русски, а потом давать какие-то элементарные знания, которые предусматривает программа начальных классов. Смирнов работал в интернате и хорошо знает специфику воспитания северных ребят. Их трудно научить говорить по-русски, но если это произошло, и произошло успешно, дальше ребята начинают довольно быстро интеллектуально и культурно расти. В сельских школах и школах-интернатах подавляющее число учеников - представители коренных северных народов. В некоторых факториях есть свои школы, где преподаватели не только учат ребят на русском языке, но используют в процессе обучения национальные языки. Чтобы общаться с детьми, говорит Александр Петрович, нужно не только учить их русскому, но и осваивать национальные языки. Смирнов считает, что это нетрудно и ему удалось за год довольно хорошо выучить ненецкий язык, который относится к группе финно-угорских, и общаться с ребятами без всяких проблем. У выпускников малых национальных школ есть возможность стать гимназистами, и это очень хорошо, потому что создает прежде всего равные возможности для получения образования. В начальных классах в гимназии до 30 учеников - представителей коренных народов Севера, в старших классах вдвое меньше, поскольку очень часто ребята, окончив девятый класс, уезжают учиться в центр России или, получив профессию, возвращаются к родителям, чтобы вести привычный образ жизни. Конечно, никто специально не выделяет среди гимназистов русских или ненцев, ханты или коми. Всех учат одинаково хорошо, и представители местных народов точно так же, как русские ребята, успешно заканчивают учебу. Гимназия практически с первых дней своего существования задала высокую планку, ставя основной задачей качественное образование. Результаты уже есть: сделаны пять выпусков, на счету три золотые, 12 серебряных медалей. 14 аттестатов с отличием у выпускников девятых классов, практически все выпускники поступают в вузы, причем многие становятся студентами престижных высших учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. Пожалуй, главное достижение гимназии - привлечение гимназистов в процессе обучения к активной научной и исследовательской работе. В гимназии создано, пожалуй, уникальное для России исследовательское и проектное движение НОУ «Гимназист», а еще собрана и сохраняется школьная библиотека почти с полумиллионным числом книг. Компьютеров в гимназии много, но, как говорится, не компьютером единым, а еще и книгой наполнен учебный процесс.

В союзе с наукой

Ротару удалось собрать в гимназии уникальный педагогический коллектив, его питомцы постоянно одерживают победы на конкурсах и олимпиадах самых разных уровней. Но и сами учителя успешно участвуют в конкурсах, например, учитель русского языка и литературы Ольга Абрамовских в 2006 году стала победительницей конкурса «Учительской газеты» «Сто друзей» в номинации «Лучший сценарий урока». Только сильные и талантливые учителя могут успешно вести экспериментальную работу, именно благодаря им гимназия стала городской экспериментальной площадкой «Интеграция основного и дополнительного образования как условие формирования целостного непрерывного образовательного пространства, необходимого для полноценного личностного развития», экспериментальной площадкой по переходу на учебные планы, разработанные на основе федерального базисного учебного плана и базисного плана образовательных учреждений ЯНАО, инновационной площадкой по отработке механизма предшкольного образования в Лабытнанги. Кроме того, гимназия имеет статус опорного общеобразовательного учреждения по применению информационных технологий в образовательном процессе и по работе городского клуба молодого специалиста, ресурсного центра непрерывного образования и повышения квалификации педагогических работников городской сферы образования. Все это говорит о том, что не сама гимназия, а окружающие весьма высоко оценивают ее работу по разным направлениям. Не случайно ее приняли в Ассоциацию гимназий Санкт-Петербурга, а научным руководителем гимназии стала научный руководитель ассоциации доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и специальной педагогики Института специальной педагогики и психологии имени Р.Валленберга Наталья Свирина. Кстати, роль науки в работе Лабытнангской гимназии чрезвычайно велика, педагоги, намечая те или иные направления развития, постоянно сверяют свои планы с наукой. Например, когда в 2003 году был разработан пакет документов, предусматривающих развитие гимназического образования, их анализ провел и дал высокую оценку заведующий кафедрой педагогического проектирования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, доктор педагогических наук, профессор Олег Прикот. «Почему бы не позволить себе такое сотрудничество с наукой, ведь наверняка эта северная гимназия не бедствует!» - скажет скептик и ошибется. «Мы живем в дотационном городе, где зарабатываем рубль, а три нам дает государство, и, чтобы развивать образование и свою гимназию, приходится делать очень многое, чтобы к бюджетным средствам прибавлять свои, заработанные. Это, в частности, позволяет нам содержать нашу вокальную студию, организовывать стажировки, поездки на конкурсы, а также организовывать научно-исследовательскую деятельность. Не сказала бы, что мы живем роскошно, но стремимся жить хорошо», - говорит директор. Кстати, в 2005 году гимназия победила в конкурсе «Школа: эффективные способы привлечения внебюджетных средств», который проводили Национальный фонд подготовки кадров и Институт новых технологий. На чем зарабатывает деньги гимназия? Прежде всего на оказании дополнительных образовательных услуг, это довузовская подготовка учащихся образовательных учреждений, курсы по изучению иностранных языков, реализация программ по адаптации детей дошкольного возраста к школе, курсы «Пользователь ЭВМ» и «Оператор ЭВМ».

Сегодня городская гимназия в городе Лабытнанги нужна и востребована. Ее победу в конкурсе инновационных школ в рамках нацпроекта «Образование» все восприняли как нечто само собой разумеющееся. Мэр города Леонид Савченко говорит так: «Это учреждение, в котором гармонично переплелись идеи, замыслы, энтузиазм, творческий потенциал, стремление к совершенствованию учеников и учителей. Уверен, нынешняя победа вдохновит гимназию на новые творческие идеи, принесет замечательные открытия, позволит увидеть самое лучшее и прогрессивное, что есть в работе учителя, создаст возможность обменяться передовым опытом работы с детьми!»

Лабытнанги, Ямало-Ненецкий автономный округ