За возвращение НВП в школы выступают власти разных уровней. Так, при обсуждении в правительстве Москвы Программы патриотического воспитания молодежи на 2007 - 2009 гг. отмечалось, что столичные власти намерены ежегодно проводить оборонно-спортивные сборы на базе воинских частей и возродить в школах НВП, которую будут преподавать офицеры запаса, прошедшие спецкурсы.

Комитет Госдумы по информационной политике провел «круглый стол» на тему «О формировании патриотических идеалов в современном гражданском обществе при активном участии законодательной и исполнительной власти, СМИ и системы образования». Заместитель председателя Комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи Ильдар Гильмутдинов отметил необходимость внедрения патриотического воспитания в систему образования, что должно стать составной частью государственной политики. В резолюции «круглого стола» Госдуме рекомендовано «принять активное участие в совершенствовании законодательной базы, направленной на обеспечение распространения культурных многонациональных ценностей России и формирование патриотических идеалов в культуре, СМИ и системе образования».

Предлагаем читателям мнения парламентариев об идее возрождения в школах НВП и патриотическом воспитании.

Председатель Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и молодежи Екатерина ЛАХОВА:

- Уроки по НВП нужно возродить. А то, что их отменили, было большой и грубой ошибкой.

Однако было бы глупо сводить любовь к Родине только к военной атрибутике. Любовь к Родине - это широкое понятие, и начинать нужно с семьи. Мы выживаем за счет того менталитета, который нам сегодня присущ. И мне обидно за людей, которые не могут оценить то, что им дала Родина.

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Галина БУСЛОВА:

- Если мальчику с детства будут прививаться представления о том, что он нужен Родине, нужен государству, что он должен защищать женщин и детей, это принесет только пользу. Мальчишек нужно занимать. Раньше в школах и домах пионеров существовали разные кружки по интересам. Сейчас кружки все платные, и не все могут себе это позволить. А значит, остается только улица, а к чему приводит улица, мы знаем.

А на занятиях по НВП воспитывается дисциплина, которая очень важна для становления мужчины, ведь у мальчиков именно в школьном возрасте формируется мужское начало. Этот предмет даст необходимые первоначальные представления о современной армии. Ведь там сейчас очень сложная техника, используются новые технологии, нужно же уметь всем этим управлять. А в армии служат в основном деревенские ребята, которые в глаза не видели компьютер.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег СМОЛИН:

- Убежден, что возрождение патриотического воспитания необходимо, но не в виде отдельных уроков. Патриотическое начало должно пронизывать все школьное преподавание. Напомню: когда принимался закон, касающийся уроков по НВП, мы настаивали на том, что его изучение должно быть добровольным.

А в целом патриотическое воспитание должно строиться так, как оно строилось в советский период и как оно строится во многих индустриальных странах Запада, которые использовали наш опыт. Любовь к Родине не сводится к знанию военной атрибутики. Для патриотического воспитания есть место везде, даже в развлекательном мероприятии.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Анатолий ЛЫСКОВ:

- Предложение о введении НВП в школе очень правильно, поскольку дети получат первичное представление о дисциплине, армии, о воинских уставах. Через эти представления наряду с литературой, историей формируется правосознание, жизненная позиция человека, понимание своего долга перед Родиной.

Но представления о патриотизме должны прививаться ненавязчиво. Показателен в этом смысле пример, когда в Америке вся молодежь активно начала носить джинсы и на них всегда был изображен американский флаг.

По моему мнению, патриотическое воспитание должно быть идеологическим курсом государства. Участвовать в этом процессе должны все: и родители, которые читают детям сказки и былины о народных героях, и школа, а потом уже армия, институт.

Мы не должны быть Иванами, не помнящими родства. Дети должны знать - Россия такова, какая она есть, это наша Родина и мы должны ее любить. Не нравится что-то - изменяйте, чтобы уровень жизни стал лучше.

А в принципе ребятам необходимо иметь представления об армии, о военной истории своей страны. Нормальный мужчина должен уметь забить гвоздь в доме, а женщина - приготовить вкусный обед, так у нас повелось. Точно так же в обязанности мужчины входит умение ориентироваться в сложной обстановке, умение стрелять, если понадобится. Потому что армия, спецслужбы и правоохранительные органы - обязательная составляющая любого государства.

Член Комитета Госдумы по образованию и науке Иван МЕЛЬНИКОВ:

- Возрождение НВП необходимо. Этот предмет ничему не помешает и не повредит. Вопрос - как строить эти занятия. Если построить практический курс на военно-исторической базе - это может быть интересно. Любая образовательная программа должна быть нацелена не только на обучение, но и на воспитание в духе традиций своей страны.

Я поддерживаю программы патриотического воспитания молодежи, но важно связывать их с культурой, традициями, ценностями России и российского народа. Сегодня же патриотические программы зачастую выполняют конъюнктурный политический заказ. Я имею в виду прежде всего те молодежные организации, которые создаются властью, где якобы выращивают патриотов. Когда речь идет о таких программах, я - против. Там готовят роботов, которые считают, что мыслить свободно, это, значит, мыслить так, как мыслит власть. Это не патриотизм, а какая-то молодежная жандармерия.

Член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Исса КОСТОЕВ:

- Исключение основ начальной военной подготовки из школьной программы нанесло очень большой вред моральному и физическому воспитанию молодых людей, их подготовке к армии. Из-за того, что отменили такие предметы, сейчас столько полубольных хлюпиков, отлынивающих от нормальной физической работы. Отсюда наркомания и другие беды.

Я вообще уверен, что это были самые интересные уроки в школе. Так что считаю введение этого предмета очень своевременным и даже запоздалым.

Нет более важного чувства для молодого человека, чем чувство гордости за свою страну, за ее историю. Ведь на этих уроках учат не только обращаться с оружием, но и преподают военную историю, биографии наших великих полководцев.

Наряду с патриотизмом с детства должен воспитываться интернационализм. В советское время пионерские, комсомольские организации занимались патриотическим воспитанием молодежи, культивировали дружбу между народами. Потом все убрали, сказали: ничего не нужно воспитывать. А теперь все удивляются, откуда взялись скинхеды и наркоманы. Поэтому воспитание патриотизма должно стать одним из национальных проектов, очень важно, чтобы в России росли крепкие, сильные ребята, способные защитить себя и других.