Рассмотрим такой подход на примере названной темы, в которой с полным правом можно привести различные точки зрения, звучащие в сегодняшней прессе, по поводу вхождения России в ВТО. Должны ли мы огорчаться, что США чинят препятствия присоединению России к Всемирной торговой организации, и какие будем иметь преференции, став ее полноправным членом?

Издревле народы обменивались различными товарами с помощью торговли. Со временем торговля приобрела интернациональный характер. В последние десятилетия мир вступил в процесс глобализации экономики. Глобализация - вызов нашего времени. Ответа на него ждет мировая общественность, составляющая по статистическим данным на 1.06.2005 г. всего 6477 млн человек, из них живут в более развитых странах - 1211 млн чел. в менее развитых странах - 5477 млн чел.

Если при интернационализации усиливался процесс взаимосвязи и взаимозависимости между национальными хозяйствами, а переплетение национальных экономик выражалось в активном движении благ и факторов производства между странами, то при глобализации охват наблюдается не только в экономической сфере, но и политической, социальной, культурной. На такой вызов отвечать странам приходится совместными усилиями. Под влиянием глобализации мировая экономика приобретает новые черты. Полная их систематизация и структуризация считаются делом ближайшего будущего, однако уже сейчас выделены наиболее важные функциональные блоки («Экономические теории: традиционные критерии и новые подходы» /под редакцией В.Соколинского и В.Королькова/М.: КноРус, 2004).

Структурные компоненты глобализации:

формирование глобальной финансовой системы;

образование глобальной системы распространения и обмена информацией;

формирование глобальной системы товародвижения, охватывающей международную торговлю, услуги по транспортировке, хранению, страхованию и другие операции, необходимые для осуществления поставок и регулирования товарных потоков;

возникновение однополярной системы лидерства. Восприятие Соединенными Штатами Америки все большего объема функций по управлению мирохозяйственными процессами.

Хотя процесс глобализации находится в центре общественного внимания недавно, тем не менее за короткий срок картина его осмысления разнообразила палитру красок. На первоначальном этапе преобладали радужные цвета за счет позитивных сторон глобализации, таких как: ускорение развития стран благодаря выгодам международного разделения труда; создание миллионов рабочих мест во всем мире, прежде всего в развивающихся странах; повышение жизненного уровня и качества жизни населения в большинстве участвующих в кооперации стран; расширение доступа к средствам связи и международной информации (телефон, интернет, спутниковое ТВ); расширение возможностей обмена культурными и образовательными программами; стандартизация систем высшего образования и возможность массового обучения за рубежом; устранение визовых режимов во многих развитых странах и значительный рост международного туризма.

Претворение этих процессов в реальную жизнь добавило в светлые мечты теоретиков мрачные краски повседневности. В процессе глобализации выявились отрицательные ее стороны, такие как: отрыв финансовой сферы от реальной экономики, выход данной сферы на лидирующие позиции; усиление бесконтрольности движения капитальных ресурсов, сосредоточенность их в сфере спекулятивных операций с валютой и ценными бумагами, что создает феномен «мыльного пузыря». Нарастание неустойчивости мирового хозяйства; усиление дистанции между странами-лидерами и блоком крайне отсталых стран, полностью потерявших возможность принципиально улучшить свое положение. Основа разрыва - усиление динамизма страны-лидера - США; массовое перемещение населения из развивающихся (отчасти посткоммунистических) стран в развитые страны Европы. Потеря странами Западной Европы состояния национальной консолидации (как результат иммиграции). Данное обстоятельство мешает выработке общенациональной стратегии выживания в условиях роста международной конкуренции; неравномерное распределение информации в мире, с одной стороны, и злоупотребление возможностями бесконтрольного входа в мировое информационное пространство - с другой; формирование феномена социального слоя «новых бедных» в развитых странах (итог перемещения производства из развитых стран в НИС (новые индустриальные страны) и потери работы лицами, работавшими на закрываемых предприятиях); возрастание экспорта массовой культуры (преимущественно из англо-американского пространства). Стандартизация культурных символов и образов. Универсализация массовой культуры. Формирование негативной реакции на данный факт в ряде стран мира; формирование противостояния двух цивилизаций, опирающихся на различное понимание смысловых параметров жизни, религиозных установок, духовных ценностей; создание институционально организованной системы международного терроризма (использующего глобальные средства связи, структуру финансового управления, инвестирования). Ожидаемое свертывание элементов демократических устоев в развитых странах как реакция на борьбу с международным терроризмом. Подтверждение вывода об уязвимости демократии.

Наличие позитивных и негативных сторон в процессе глобализации ставит вопрос о регуляторе стихийно складывавшегося процесса, могущего поддержать позитивные результаты и погасить нежелательные последствия.

Делаются попытки передать рычаги такого регулятора в ведение «глобального правительства».

Кастинг мировых держав

Воспользуемся модным словечком, заменившим в театральном мире процедуру подбора артиста для роли, и применим его к державам, главы которых могли бы войти в состав «глобального правительства» для руководства мировым хозяйством. Мировое хозяйство включает более 200 стран и территорий. Экономисты оценивают роль отдельных групп государств в системе международных связей, используя комплекс показателей. Например, Международный валютный фонд (МВФ) делит все мировое сообщество государств на три группы: развитые страны (28), развивающиеся страны (125) и страны с переходной экономикой (28). Из числа развитых стран в конце ХХ века выделились семь крупнейших, на долю которых приходилось около половины (48,4%) мирового экспорта товаров и услуг. Это США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания, Канада.

Впервые вопросы глобальной экономики обсуждались в 1975 году руководителями таких стран, как США, Великобритания, Франция, Германия и Япония. В том же году Франция настояла, чтобы в саммите участвовала Италия. В следующем году американцы предложили Канаду. Так, за «круглым столом» оказались (на тот момент) лидеры семи наиболее развитых государств мира. Право принадлежать к «великолепной семерке» не даруется, его можно завоевать, опираясь на реальную силу (прежде всего экономическую) и тонкую демократию. Вариантов международных классификаций существует очень много. На практике же в расчет принимается размер ВВП (валовой внутренний продукт) страны и уровень ее влияния на глобальную экономику. Несоответствие нынешней «Восьмерки» этому главному требованию заставляет говорить о ее кризисе. Согласно статистическому изданию ЦРУ Worldfactbook ВВП «Восьмерки» в американских долларах с учетом паритета покупательной способности выглядит следующим образом: США, Китай, Япония, Индия, Германия, Великобритания, Франция, Италия.

Как видим, Россия по этому показателю «не тянет». Но Вашингтон вынужден признавать, что по ряду острых мировых вопросов Америка нуждается в России. Например, решать энергетическую проблему, которая остро стоит перед мировым сообществом, без России - главного поставщика этих ресурсов, не получится. Злопыхатели по поводу присутствия России в «Восьмерке» вынуждены замолчать. Да и объем российского ВВП (по паритету покупательной способности) составляет полтора триллиона долларов, что ставит нас на девятое место, а от Италии, которая на восьмом месте, нас отделяет сто с небольшим миллиардов, которые мы, по мнению отечественных экспертов, «сделаем» в течение текущего года и с полным основанием будем входить в «великолепную восьмерку».

И все-таки этот состав не отражает реального расклада сил на мировой арене. Применяя принцип акционерного общества к мировой экономике, специалисты обращают внимание на то, что сегодняшняя «Восьмерка» не имеет «контрольного пакета акций», потому что входящие в нее страны производят меньше половины мирового ВВП. Обсуждается и еще один критерий для вхождения в элитный клуб «глобального правительства»: доход на душу населения, который делит страны на богатые и бедные. Если подойти с этой меркой, то «Восьмерка» будет выглядеть таким образом:

1. Бермудские острова. 2. Люксембург. 3. Экваториальная Гвинея. 4. Объединенные Арабские Эмираты. 5. Норвегия. 6. США. 7. Ирландия. 8. Британские острова Гарсни.

По этому показателю европейские члены официальной «Восьмерки» согласно рейтингу находятся в третьей десятке, а Китай - на 117-м месте.

Но ВВП Поднебесной равняется восьми с лишним триллионам условных долларов, что составляет седьмую часть мировой экономики, уступая лишь США, обеспечивающим 1/5 мирового ВВП. Так что же, в «мировое правительство» следует на место Китая ввести, например, Люксембург? Сможет ли это богатое государство с населением в 470 тысяч человек выступать в роли «локомотива» мировой экономики вместо бедного Китая? Скорее всего, нет. Поэтому представители Китая и Индии в последние годы участвуют в работе саммитов «Восьмерки». Не стало исключением присутствие лидеров этих стран и на саммите в Санкт-Петербурге. Ежегодный саммит 8 мировых держав в этом году проводился в России под председательством Президента РФ В.Путина.

Стрельнинский интерьер

Высокопоставленных гостей разместили в Стрельне под Санкт-Петербургом в двадцати вновь построенных современных коттеджах, а сам прием и совещания проходили в отреставрированном Константиновском дворце. Монументальное здание, главным фасадом обращенное к морю, с перспективой каналов и аллей имеет торжественный вид, соответствующий политическому моменту - встрече вершителей судеб мира. И невольно с интересом к политическим итогам встречи возникло желание подробнее узнать и о самом месте встрече - Стрельне и, в частности, о Константиновском дворце.

В архитектурных путеводителях по пригородам Ленинграда, выпущенных в советское время, сообщается, что в первой четверти ХVIII века русские войска освободили южное побережье Финского залива и все земли Ижорского края от шведов. Как нам известно, Петром I было определено место строительства Санкт-Петербурга: «Здесь будет город заложен назло надменному соседу». Ссылаясь на писцовые книги ХIII-ХV вв., путеводитель подчеркивает, что присоединенные к России земли с давних пор входили в состав владений Великого Новгорода. Писцы упоминают русские и финские деревни, погосты (небольшие поселения, место сбора торговых гостей), починки (вновь возникшие поселения), мызы (хутора). На месте поселка Стрельны значилась Стрелина мыза. Она существовала на протяжении столетий, обусловленная удобством расположения вблизи речки Стрелки, впадающей в залив. На отвоеванных у шведов землях возникла новая административная территория Российского государства - Санкт-Петербургская губерния, центром которой являлся строившийся на Неве город Петербург. Бурный рост новой русской столицы сопровождался, отмечает путеводитель, строительством загородных дворцов и парков.

В первой четверти ХVIII века на южном берегу Финского залива начали создавать Стрельнинскую резиденцию Петра I. Выбор участка для постройки дворца был сделан самим Петром: близость моря, особенность природного рельефа и богатые водные ресурсы местности представляли большие возможности для создания парка с широко задуманной системой каналов и фонтанов. В Стрельне уже в 1707 году появились особые «хоромы», предназначенные для остановки Петра I, и церковь. Вскоре был построен деревянный дворец, вблизи которого разбили сад и устроили два фонтана. Это был первый дворцово-парковый ансамбль Стрельны. Спустя семь лет здесь появляется второй ансамбль с большим регулярным парком.

Для создания водоема, способного обеспечить действие большого количества фонтанов, по замыслу Петра I в 1715 году перегородили плотиной речку Стрелку и образовали обширный пруд (ныне Орловский). Из двух проектов стрельнинского ансамбля, Б.К.Растрелли и Ж.Б.Леблона, законченных к 1717 г., Петр I выбрал проект Леблона, а строительством этой резиденции руководил М.Земцов, остававшийся «главным архитектором» стрельнинского строения около 20 лет. К концу лета 1722 г. здание дворца было выведено на высоту первого этажа, но к этому времени Петр I утратил интерес к Стрельне и подарил ее своей дочери Елизавете. В 1725 году дворец был вчерне закончен и покрыт временной крышей. Но скончался Петр I, строительство осталось незавершенным, парк постепенно пришел в упадок. На протяжении нескольких десятилетий предпринимались попытки завершить в Стрельне строительство ансамбля под руководством Б.К.Растрелли, но Елизавета, а потом и Екатерина II предпочитали Стрельне Петергоф и Царское Село. По свидетельству современников, к концу ХVIII в. «внутренность дворца без опасения осматривать было невозможно», таково было физическое состояние сооружения.

В 1797 г. император Павел I подарил Стрельну своему второму сыну - Константину (1779-1831). Новый владелец занялся благоустройством резиденции. Создание парка и восстановление дворца он поручил русскому архитектору А.Воронихину (1759-1814), известному по проекту Казанского собора в Петербурге. Андрей Никифорович положил начало монументальному и торжественному стилю городских ансамблей в Северной столице. Работы в Стрельне еще не были закончены, когда во дворце 28 декабря 1803 года произошел большой пожар. Его восстановили, и в последующие почти полвека, вплоть до 1847 года, он не подвергался перестройке.

В 1847 г. этот загородный ансамбль стал летней резиденцией другого Константина (1827-1892) - тоже второго сына, но уже Николая I. Именно с этого владельца закрепилось название Константиновского за дворцом и парком в Стрельне.

С приходом советской власти там находилось государственное учреждение. Во время Великой Отечественной войны Стрельна была с 28 сентября 1941 г. по 19 января 1944 г. в зоне фашистской оккупации. Ансамбль значительно пострадал: деревянную церковь петровского времени сожгли, деревянный Петровский дворец и Большой Стрельнинский дворец повредили. В послевоенные годы реставрационные работы восстановили прежние достопримечательности Стрельны: Петровский и Большой дворцы, здания конюшни, почтового двора, Орловский парк.

Телевизионная трансляция встречи международных лидеров позволила миллиардной аудитории землян увидеть произведения русской архитектуры ХVIII века во всей красе: дворец, воздвигнутый на естественной двадцатиметровой гряде, склон которой декорирован со стороны моря террасой, перспективу каналов и аллей Нижнего парка. Панорама вызывала наряду с эстетическим чувством гордость за свою страну, обладающую такими природными, архитектурными и человеческими сокровищами.

Что касается деловой части саммита, то в ней отмечалось, что экономические факторы диктуют реструктуризацию «мирового правительства» и она неизбежна. В своем выступлении президент Путин заявил, что участие в «Восьмерке» России «абсолютно органично», и подтвердил это анализом экономического состояния страны за последние годы: ВВП России вырос с 1998 г. на 70%, шесть лет подряд бюджет сводится с профицитом, валютные резервы превысили 250 млрд долларов, а стабилизационный фонд - 70 млрд, возросли существенно доходы населения и потребление граждан, только автомобильный парк в стране за последние 15 лет утроился. И список позитивных изменений, сказал выступающий, можно продолжать. Конечно, признал президент, эти показатели достигнуты главным образом за счет крайне выгодной внешнеэкономической конъюнктуры, т.е. высоких цен на нефть. Однако в отличие от чистых экспортеров сырья Россия обладает рядом критериев, которые делают ее членство в «Восьмерке» вполне оправданным. Помимо ядерного оружия это еще и большая территория, население, научный и технологический потенциал. Страны ЕС нуждаются в нашей нефти и газе и потому готовы открыть двери своей «организации с принципами».

Политические обозреватели, комментируя итоги саммита в Стрельне, обратили внимание на то, что никто из лидеров «Восьмерки» не поддержал весьма резкие слова вице-президента Дика Чейни, произнесенные им в адрес Москвы в апреле. Это демонстрирует, по их мнению, отсутствие у Белого дома реальных союзников в этой борьбе.

В ноябре, после прошедших в Америке выборов, Дик Чейни отправлен в отставку как ответственный за провал курса внешней политики США в Ираке. В последние годы наступило охлаждение и в отношениях между Россией и США. Накануне стрельнинского саммита В.Путин в своих интервью отмечал: «Если в 90-е годы ввиду экономической слабости России возникла целая система каналов влияния на российскую внутреннюю и внешнюю политику, то в последние три-четыре-пять лет Россия экономически окрепла и не намерена мириться с подобным влиянием». В качестве конкретного примера наш президент привел заявление того же Дика Чейни об «энергетическом шантаже». «Вся истерия, которая была связана с поставками газа на Украину либо со строительством Северо-Европейского газопровода, - прокомментировал российский лидер, - была направлена на обеспечение американских экономических и политических интересов в Европе. И молодцы они, что так настойчиво и эффективно умеют отстаивать свои интересы».

Слова одобрения Путиным поведения американских политических кругов рождает ассоциацию с пушкинским Петром I:

В шатре своем он угощает

Своих вождей, вождей чужих

...И за учителей своих заздравный

кубок подымает.

Отстаивание национальных интересов становится красной нитью внешнеторговой политики России. Чтобы узнать, каким путем это делается, обратимся к учебнику и познакомимся с основными закономерностями международной торговли, изменениями ее условий и современными формами.

В заключение подчеркну цель прелюдии: вызвать интерес учащихся к сухому материалу об основах международной экономической политики государств с ее таможенными пошлинами, демпинговыми ценами, платежным балансом, валютным курсом и другими мерами, сопровождающими конкурентную борьбу за лидирующее место на мировой арене. После изучения учебного материала следует вернуться к поставленному в прелюдии вопросу о преференциях для членов ВТО и устроить дискуссию в классе. Теперь ученикам будут понятны не только сам термин: преференция - торговая льгота, предоставляемая по международным договорам, и конкретные виды ее, но и детали курса внешнеторговой политики, направленной на защиту интересов населения собственной страны. Дискуссия позволит выявить и закрепить полученные знания учеников и их гражданскую активность, подведет их к раскрытию идеологемы: политика - это концентрированная экономика.