Сегодня мы понимаем, как важно иметь в городе психологическую службу, но парадокс заключается в том, что наша психологическая служба системы образования Москвы была создана тогда, когда нужно было это предвидеть. Любовь Петровна Кезина это предвидела и в 2003 году утвердила Положение о Службе практической психологии в системе образования города Москвы.

Информация к сведению

Основные задачи психологической службы образования:

- неотложная психологическая помощь несовершеннолетним и их семьям;

- консультативно-диагностическая, коррекционная, психопрофилактическая, реабилитационная помощь в условиях образовательного учреждения;

- социально-психологическая помощь, содействие в профессиональной ориентации детей и молодежи;

- социально-психологическая, психолого-педагогическая помощь в решении вопросов опеки и участия в воспитании несовершеннолетних;

- консультации по правовым вопросам и другие виды юридической помощи по вопросам, связанным с охраной психического здоровья детей и молодежи;

- составление заключений и рекомендаций по обучению, воспитанию, профессиональному образованию, социально-бытовому и трудовому устройству детей и молодежи;

- психологическая помощь несовершеннолетним и их семьям при стихийных бедствиях, катастрофах и экстремальных ситуациях;

- иные меры, необходимые для психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития личности несовершеннолетних.

Служба - это организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи и психологические службы образовательных учреждений всех типов и видов, психолого-медико-педагогические консилиумы, психолого-медико-педагогические комиссии, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, профильные лаборатории и иные подразделения окружных учебно-методических центров, высшие учебные заведения, институты повышения квалификации, органы управления образованием, научно-методический совет Службы практической психологии образования.

В последние годы активно развивается блок практической психологии. По данным мониторинга, за это время количество психологов в городе Москве увеличилось в 8,5 раза (в 1997 году - 606 человек, в 1999 году - 1526 человек, в 2000 г. - 1630 человек, в 2005 году - 4200 человек). В настоящее время (данные мониторинга 2006 г.) в системе образования Москвы работают 4500 психологов, в том числе в дошкольных образовательных учреждениях - 1332, в учреждениях общего образования - 2204, в учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, - 525, в учреждениях профессионального образования - 207, в учреждениях дополнительного образования - 167.

С учетом того, что детская популяция города Москвы составляет почти два миллиона человек, на одного психолога приходится 1165 детей (при нормативе - 500 детей на одного школьного психолога; 100-200 детей на одного психолога, работающего в специальной коррекционной школе; 50 детей на одного психолога, работающего в специализированном центре; 25 детей на одного психолога в классе компенсирующего обучения).

Из приведенных данных видно, что дефицит потребности в психологических кадрах со стороны образовательных учреждений города Москвы в 2006 году составил 1018 психологов, при этом наибольшая потребность в психологических кадрах существует в ДОУ (так как по существующим нормативам на одного психолога, работающего в ДОУ, должно приходиться не более 100 детей).

Кроме того, в соответствии с «Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» на детскую популяцию города необходимо иметь всего 400 психологических центров (то есть 3600 рабочих мест для психологов против 525).

До недавнего времени кадры школьных психологов пополнялись по преимуществу специалистами с педагогическим образованием. Однако в последние годы ситуация радикально меняется. На базе вузов Москвы подготовлено большое количество практических психологов, которые и составляют в настоящее время основную группу школьных психологов. Данные показывают, что 26,9% психологов, работающих в образовательных учреждениях города, имеют стаж работы менее одного года; 29,71% (это самая многочисленная группа) - от года до трех лет; 18,97% - от трех до пяти лет.

Необходимо также обратить внимание на такие проблемы психологического обеспечения образовательных учреждений города, как кадровое наполнение, текучесть кадров, совместительство, ротация психологических кадров.

Если говорить о положительных результатах деятельности службы, то согласно данным, предоставленным ответственными за психологическую службу в учебных округах, практические психологи образовательных учреждений осуществляют обеспечение образовательного процесса, при этом каждый округ в соответствии со своей спецификой имеет свою, персонифицированную модель построения Службы практической психологии.

Сегодня мы говорим о том, что в столичном регионе происходит:

Моделирование образовательной среды школы:

Участие психолога в работе управленческой команды школы: разработка стратегии развития школы, направлений развития образовательной среды, подготовка педсоветов, психологическая экспертиза принятия и реализации управленческих решений.

Психологическое обеспечение экспериментальной деятельности образовательного учреждения, например, в Северном округе проведено исследование «Влияние факторов образовательной среды на мотивацию школьников», результаты которого используются при оценке образовательной среды и построении работы по психологическому обеспечению, в Южном округе идет эксперимент по созданию безопасной образовательной среды.

Участие психолога в составе рабочей группы по экспертизе образовательной среды.

Психологи ведут работу с педагогическим коллективом, это:

Развитие компетентности педагогов в понимании причин школьной дезадаптации у младших школьников и помощь учителям в разработке способов адаптирования ребенка к школе.

Создание совместно с учителем проекта развивающей образовательной среды в конкретном классе, для конкретного ребенка.

Развитие психологической компетентности учителей в работе с детьми с девиантным поведением.

Развитие творческого мышления педагогов, помощь им в разработке новых, более эффективных методов создания учебной мотивации у школьников, развивающих педагогических методов (работа психолога с учителями на педсоветах, на методобъединениях, на «круглых столах»).

Исследование психологических установок учителя, влияющих на общение с учениками, и обсуждение результатов исследования на педсоветах.

Тренинги развития способности учителей к саморегуляции в стрессовых ситуациях, профилактики стрессовых состояний.

Тренинги неконфликтного взаимодействия с участниками образовательного процесса.

Многоуровневая система психологического сопровождения учащихся заключается в:

Психологическом сопровождении учащихся на всех этапах обучения в образовательном учреждении.

Помощи детям в адаптации к образовательному учреждению (к начальной и средней школе, лицейскому и гимназическому образованию).

Психологическом сопровождении профильного обучения.

Психологическом сопровождении по программам «Школа - вуз».

Психологическом сопровождении развития и коррекции навыков взаимодействия в социальной среде.

Коррекции негативных эмоциональных состояний (страхов, тревожности, напряжения), мешающих успешному обучению школьника.

Работе со случаями школьной неуспеваемости детей, с детьми группы риска.

Работе с учащимися классов коррекционно-развивающего обучения (коррекция эмоционально-волевой сферы и развитие познавательных способностей).

Коррекции неблагоприятных семейных отношений, препятствующих успешному обучению ребенка.

Психологическом сопровождении детей разных категорий (одаренных детей, инвалидов). Разработка индивидуальных маршрутов развития.

Профилактической работе с детьми по наиболее актуальным проблемам (толерантность, зависимость и т.п.).

Работе по развитию личности ребенка и подростка, их коммуникативных качеств, социальной компетентности, эмоциональной сферы, творческих способностей, межличностных отношений (в форме факультативных и развивающих занятий).

Очень важно психологическое просвещение родителей, а это:

Проведение психологических лекториев, клубов, собраний для родителей.

Консультирование родителей по вопросам обучения, воспитания и развития детей.

Публикации в прессе с целью популяризации знаний и ознакомления с позитивным опытом преодоления психологических трудностей.

Распространение методических рекомендаций, буклетов.

Отрадно отметить, что сегодня развивается потенциал психологической службы профессиональной школы в московских колледжах, а также в московских вузах. Например, по данным НИИРПО Департамента образования, в подавляющем большинстве московских колледжей (около 90%) есть педагоги-психологи, имеющие высшее психологическое образование, или педагоги, прошедшие курсы переквалификации на эту специальность. Это становится базой для развития психологической службы профессиональной школы.

Психологическая служба колледжа рассматривается как подсистема учреждения образования, которая обеспечивает позитивное развитие личности всех участников образовательного процесса, содействует их психологическому здоровью. Она формируется с целью создания единой системы психологической работы, определения общей стратегии, координации усилий, согласования действий, а также для получения обратной связи. Психологическая служба в колледжах служит для решения задач, способствующих повышению эффективности учебно-профессиональной деятельности этих учреждений.

Важное направление деятельности службы - оказание экстренной психологической помощи населению. Положительный опыт в этом отношении накопил Центр экстренной психологической помощи МГППУ. Совместно с окружными антикризисными подразделениями этот центр осуществляет координацию деятельности психологической службы в ряде чрезвычайных ситуаций, связанных с террористическими актами, благодаря чему cлужба успешно справляется с весьма нелегкими задачами психологической помощи населению, поставленными правительством и Департаментом образования города Москвы. Эффективность этого звена cлужбы стала особенно заметной в условиях чрезвычайных обстоятельств. Именно целенаправленная работа с родителями, детьми и педагогическими коллективами позволила объединять усилия разных специалистов - психологов, медицинских работников, представителей силовых структур - в самые острые моменты работы с детьми и взрослыми, эффективно взаимодействовать в период постстрессовой адаптации пострадавших и их родственников.

Бесспорным положительным результатом и достижением cлужбы можно считать формирование и развитие экспериментальных площадок разного уровня на базе образовательных учреждений разных типов и видов в сотрудничестве с московскими педагогическими вузами, особенно действующих в рамках университетских округов (МГПУ, МГППУ). На этих площадках специализированно отрабатываются модели психологических служб различных образовательных учреждений. За счет адресного психологического сопровождения учащихся в ходе образовательного процесса, повышения психологической компетентности родителей, педагогов, руководителей всех звеньев системы образования удается существенно влиять на качество обучения и воспитания, профориентацию и профессиональную подготовку, а в итоге влиять на эффективность образовательного процесса в целом.