В отечественной психологии есть специальное представление о ведущем типе деятельности, это означает, что для ребенка в определенные моменты его жизни, в определенные возрастные периоды есть основная деятельность, через которую он познает все и вступает в контакт с миром. Это игровая деятельность дошкольника, это учебная деятельность ученика начальной школы, это деятельность коммуникативного общения, связанная с подростковым периодом, это первые попытки осмыслить себя и попробовать в профессиональном пространстве для старших подростков и юношей.

Здесь у нас возникает ситуация, в которой мы должны сказать, что в каждом определенном периоде книга играет сою роль, она должна читаться по-разному. Более того, если ребенок не начинает относиться к книгам по-разному и читать их на каждом временном отрезке по-новому, то книга постепенно начинает уходить из его жизни. То есть он будет читать меньше. Ребенок, который, допустим, с удовольствием читал сказки, во взрослом возрасте начинает читать меньше художественной литературы. Когда мы вырастаем и у нас накладывается много других дел и забот, они постепенно из пространства нашей жизни начинают вытеснять чтение. Когда маленькие дети в рамках игровой деятельности читают книги, они разыгрывают и что-то имитируют в своих играх, познают через книгу мир, и то, что познали, переносят в пространство своей игры. Когда ведущей становится учебная деятельность, ребенок сознательно ставит перед собой цель узнавать все больше и больше, он начинает включаться и в другую литературу, тут и энциклопедии, и путешествия, то есть расширяется жанровое пространство чтения. Когда ведущей деятельностью становится общение между подростками, то книга может выступать в качестве определенного предмета общения. Здесь, думаю, очень важно сделать какой-то шаг, чтобы и в рамках педагогических технологий, и в рамках программ семейного чтения помочь ребенку относиться к книге не только как к некоторому источнику информации о мире, но и как к предмету, который можно начать обсуждать. В принципе школьная программа делает довольно много в этом плане, но мы все понимаем, что подневольная работа (учебу не всегда удается перевести в работу по душе) и работа по душе - вещи разные. Поэтому очень важно, чтобы на каждом из этих этапов развития ребенок не забывал о том, что уже прочитано, и возвращался к былому чтению уже повзрослевшим и много знающим. Когда мы переходим к подростковому периоду, нужно учитывать, что подросток очень сильно хочет себя проявить, «задать» себя по отношению к книге. Чтение же предполагает на первых этапах более пассивный характер восприятия, то, что написано в книге, мы принимаем достаточно доверчиво, во всяком случае, дети очень доверчивы. На подростковом этапе этого доверия уже нет, и тут могут включаться возможности интернета, причем можно говорить не только о том, что в интернете существует огромная возможность поиска и быстрого нахождения книг, но и о том, что сегодня появляются новые жанры печатного слова (которые непонятно, можно ли назвать книгой или нет), которые имеют прямое отношение к чтению. Есть даже специальная терминология, связанная с интерактивной книгой и гипертекстом. Интерактивная книга интересна тем, что позволяет не только прочитывать, но и входить в определенное взаимодействие с книгой.

Я не удивляюсь, что книжки для маленьких хорошо раскупаются, дело в том, что большое число книг, которые выпускаются для дошкольников, предполагают возможность чтения вместе с родителями. Родители покупают, читают, детям это интересно, возникает очень важная среда - среда общения ребенка и взрослого вместе с книгой. Для подростков в таком качестве может выступать интерактивная книга, хотя такого типа книг, которые можно читать легко и интересно в семье, мало.