Для современного рынка труда характерен возрастающий дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, что формирует основной потенциал безработных. Но если в 90-х годах причиной этого было увольнение работников с предприятий в связи со спадом производства, то сейчас ряды безработных пополняются в основном за счет высвобождаемых в результате структурных изменений экономики и невостребованных выпускников учреждений профессионального образования. Дефицит кадров отмечают большинство работодателей, из них 90% указывают на острую потребность в квалифицированных рабочих кадрах.

Несмотря на высокую актуальность проблемы, систематические исследования рынка труда в России не ведутся. Федеральная служба по труду и занятости лишь фиксирует число вакансий, что дает неполное представление об общей потребности, ограничиваясь констатацией текущей потребности в кадрах. Показатели отличаются от результатов региональных мониторинговых исследований в 2-3 раза. Заявление Российского союза промышленников и предпринимателей о готовности изучить потребности рынка труда пока не только не реализовано, но и методически не обеспечено. Восполняя недостатки статистики, Минобрнауки РФ вынуждено брать на себя несвойственную функцию по сбору от субъектов РФ данных о потребностях в кадрах, но возможность решения этой проблемы только силами органов управления образованием представляется сомнительной.

В настоящее время отсутствуют достаточное научное обоснование и эффективные методики измерения состояния и динамики развития рынка труда, его сбалансированности с рынком образовательных услуг. В результате система профессионального образования продолжает функционировать в изолированном от экономики режиме самодостаточности, а проблема дефицита кадров в стране обостряется.

Научно не обоснованным и методически не обеспеченным остается процесс формирования перспективных потребностей в кадрах. Учитывая 3-5-летний цикл подготовки квалифицированных рабочих, именно прогнозная компонента, а не текущая потребность должна определять алгоритм формирования структуры и объема подготовки кадров.

Методика измерения и оценки потребностей рынка труда в кадрах на современном этапе должна предусматривать участие государственных органов в такой работе как гарантию статистической достоверности полученных данных. В Москве, например, решением правительства города созданы государственно-общественные координационные советы по подготовке рабочих кадров. К их основным функциям отнесен ежегодный мониторинг рынка труда. Это позволило впервые выйти на реальные цифры потребности предприятий и организаций города в рабочих кадрах (132 тыс.), определить перечень необходимых профессий (158) и тем самым создать предпосылки для последовательного устранения дисбаланса спроса и предложения.

Проведенный в Москве мониторинг выявил новые тенденции в развитии современного рынка труда. Так, в отличие от прошлых лет, когда наибольшую потребность в кадрах испытывала сфера обслуживания, в настоящее время 62% заявленных потребностей связаны со строительством (36%) и промышленностью (26%). Учитывая столь высокий дефицит кадров в данных отраслях, рекомендовано разработать межведомственную целевую программу развития колледжей этих направлений.

Мониторинг выявил также концентрацию спроса по довольно узкой группе профессий. Так, в Москве более 60% всех заявок на рабочие кадры сделано по 10 наиболее массовым профессиям: мастер общестроительных работ (23 тыс.), продавец-контролер (15 тыс.), повар-кондитер (10 тыс.), сварщик (4,8 тыс.) и т.п. В этой связи рекомендовано формирующиеся в настоящее время ресурсные центры создавать прежде всего по этим профессиям.

Апробация методики формирования потребностей рынка труда Москвы и ее сравнительный анализ с рынком образовательных услуг позволила разработать научно-методическую основу оценки сбалансированности спроса и предложения посредством специальной системы коэффициентов: несоответствия потребностям рынка труда объемов подготовки и структуры профессий, введения новых профессий и других.

Соотношение перечня профессий, подготавливаемых учреждениями профессионального образования и фактически востребованных экономикой, отражает коэффициент несоответствия структуры профессий, который в Москве, Санкт-Петербурге, Кемеровской области составляет 20-30%, что указывает на необходимость прекращения либо значительного сокращения объемов подготовки за счет бюджета рабочих кадров по невостребуемым экономикой учебным профессиям.

Динамику ежегодного обновления профилей подготовки рабочих кадров выражает коэффициент введения новых профессий, который в Москве, Ростовской области, Республике Чувашия равен 0,7-1,2% от общего числа профессий и обнаруживает отставание процессов обновления профессионального образования от экономики.

Дисбаланс рынков труда и образовательных услуг обусловлен несовершенством существующей модели формирования профессиональной структуры кадров. Она ориентирована на унаследованный от прошлого принцип утверждения «контрольных заданий» по приему абитуриентов через заявки самих же образовательных учреждений. Это обусловливает их инерционное функционирование и обрекает выпускников на трудный поиск рабочего места по невостребованным профессиям.

Проведенный анализ дает основание определить структурный дисбаланс спроса и предложения как основную причину дефицита рабочих кадров на российском рынке труда. Разумеется, имеются и другие причины кадрового дефицита в России, но их влияние на рынок труда значительно слабее.

Существенным фактором остается, например, низкий демографический потенциал трудовых ресурсов страны. «Молодежная» группа рабочих в структуре занятого населения (до 30 лет) составляет 23%, в то время как «пенсионная» (от 50 лет) - 33%. Ежегодно «по возрасту» должны выбывать около 2 млн рабочих, в то время как годовой выпуск новых рабочих из учреждений НПО и СПО составляет менее миллиона человек. Таким образом, пополнение рабочих кадров отстает от темпов естественной убыли в два раза. Однако возможности столь масштабного расширения подготовки рабочих кадров реально отсутствуют.

Определенный резерв роста объемов рабочей силы создает приток мигрантов. В Москве, например, куда прибывает половина мигрантов из числа приехавших в Россию, среди учащейся молодежи дети мигрантов уже составляют около 10%. Однако сложности социальной, в том числе языковой, адаптации, овладения профессиями на уровне российских государственных стандартов объективно затрудняют формирование из них работников высокой квалификации. Их включение в рынок труда целесообразно осуществлять путем ускоренной подготовки и дополнительного профессионального образования.

Проведенный анализ современного состояния рынка труда демонстрирует необходимость перехода к экономическим методам его регулирования на основе предложенного Госсоветом РФ (24 марта 2006 г.) государственного заказа на подготовку кадров. Такое требование уже оформляется законодательно, оно сформулировано, например, в Законе «О начальном и среднем профессиональном образовании в Москве». Формирование государственного заказа предполагает выбор иных, чем прежде, принципов организации профессионального образования. В качестве основных могут быть предложены следующие принципы: отбор учебных профессий с ориентацией на потребности рынка труда; поэтапный переход к комплектованию контингента на основе государственного заказа; введение экономических стимулов за эффективное выполнение государственного заказа; подготовка рабочих повышенного уровня квалификации на основе интеграции программ НПО и СПО; переход к договорным формам трудоустройства, создание в регионах «Биржи труда выпускников»; определение ежегодного рейтинга учреждений профессионального образования с учетом исполнения заказа.

Предлагаемая методика оценки соответствия рынков труда и образовательных услуг через систему коэффициентов могла бы быть использована при определении победителей национального проекта «Образование», учитывая включение в него с 2007 года учреждений начального и среднего профессионального образования.

В начале нынешнего учебного года вышел в свет новый журнал «Профессиональное образование. Столица». Его учредители - Департамент образования Москвы и Российская академия образования. Редакционный совет журнала возглавила Любовь Кезина, руководитель Департамента образования города Москвы, академик РАО.

Журнал создан на базе выпускаемого ранее общероссийского журнала «Профессиональное образование». Несмотря на смену учредителя и новое название, журнал ориентируется на освещение проблем профессионального образования не только Москвы, но и регионов страны. В состав его редколлегии вошли представители Санкт-Петербурга и Кемерова, а также Минобрнауки России.

Журнал выходит ежемесячно и издается с тремя приложениями: «Образовательные технологии в профессиональной школе», «Новые педагогические исследования» и «Информационный каталог: новые издания для профессионального образования».

ВАК РФ включил журнал в список периодических изданий, рекомендуемых для публикации материалов соискателями ученой степени кандидата и доктора педагогических наук. С дополнительной информацией по журналу можно ознакомиться на сайте: http://profobr.mosniirpo.ru

Бюро решило: московский опыт одобрить

Заслушав и обсудив сообщение директора НИИ развития профессионального образования, члена-корреспондента РАО, доктора философских наук профессора Игоря Смирнова «Научно-методические основы формирования текущих и перспективных потребностей российской экономики в подготовке рабочих кадров», бюро президиума Российской академии образования в своем решении отметило высокую научную актуальность и практическую значимость исследуемой проблемы. В научных учреждениях РАО ведутся исследования, направленные на модернизацию профессионального образования в соответствии с потребностями экономики страны, повышение роли государства в ее обеспечении квалифицированными рабочими кадрами, эффективности использования на эти цели бюджетных средств, разрабатываются новые формы государственно-общественного управления, формирования государственного заказа на подготовку кадров, оптимизации структуры учреждений профессионального образования.

В решении задач модернизации профессионального образования Российская академия образования укрепляет сотрудничество с Департаментом образования г. Москвы, НИИ развития профессионального образования. В настоящее время 19 членов РАО - научные руководители экспериментальных площадок в колледжах Москвы, в том числе по вопросам гражданского воспитания, профессионального сопровождения карьеры выпускников и другим. Совместно проводятся научно-практические конференции, издаются сборники трудов.

Бюро президиума Российской академии образования одобрило методологические основы и принципы формирования текущих и перспективных потребностей рынка труда, представленные НИИ развития профессионального образования, рекомендовало Отделению профессионального образования РАО продолжить совместные с НИИ развития профессионального образования исследования, связанные с мониторингом рынков труда и образовательных услуг, анализом их сбалансированности, трудоустройством выпускников по полученной профессии, разработкой научных исследований методологических основ и принципов формирования потребностей рынка труда как ведущего ориентира модернизации системы профессионального образования. Члены бюро посчитали необходимым предложить ученым РАО разработать методику размещения и исполнения городского заказа на подготовку рабочих кадров на примере Москвы, используя имеющуюся здесь законодательную основу и опыт структурной перестройки системы профессионального образования города, провести апробацию московской модели нормативного финансирования учреждений профессионального образования, тесно увязывая ее с задачами удовлетворения потребностей рынка труда в рабочих кадрах, осуществить разработку и апробацию системы показателей деятельности колледжей с целью ежегодного определения их рейтинга; активно участвовать в организации и научном руководстве экспериментальной работой в колледжах, рассматривая это как эффективный способ внедрения результатов научных исследований и разработок.