Мне было интересно, я попросил разрешения и сел рядом с психологом. Один мальчик лет 14-15, который заканчивает вторую ступень и собирается поступать в лицей, пришел вместе с мамой проконсультироваться о своей будущей профессию. Психолог расспросил его, как учится, заполнил анкету, а потом спросил: «Что ты думаешь о своей будущей профессии?» Мальчик сказал: «Я хочу быть или педагогом начальных классов, или психологом!» Потом оказалось, что у него были какие-то трудности, беда в семье - ушел отец, психолог ему помог, и мальчик решил, что смог бы работать так же. Консультант сказал, что для педагога начальной школы нужно много сдавать экзаменов: по искусству, по спорту, по истории и так далее, словом, столько всего, что мальчик может не потянуть, вот психологом еще можно попробовать. То есть тут же возникло представление, кто может быть учителем. Огромное количество людей, которые могли бы работать в школе, туда не идут и не пойдут ни за какие деньги. Хотим мы или не хотим, но живем в другой стране, а школа осталась там, со всеми своими управленческими фокусами, со всеми своими способами принятия решений, со всеми своими отношениями между начальниками и подчиненными. Лига образования могла бы взять на себя некоторую работу по повышению имиджа преподавателя, найти фонд и вести пропаганду этой профессиональной деятельности. Лига могла бы заказывать фильмы, телевизионные передачи и так далее, ведь ничего подобного не существует, никто не рассказывает о нормальном российском учителе. Что нынче произошло в школе? Все усилия Дмитрия Кабалевского и Бориса Неменского ушли в песок, а человек на самом деле существо эмоциональное, что ему дано от Бога, от природы, то у него и есть, он рожден, чтобы видеть многоцветный мир, слышать многозвучие этого мира. Но тем, что нам дано, мы почему-то не занимаемся, искусство ушло из школы. Возможно, возвращение его в школу - тоже дело Лиги образования. Есть тезис: «Образование через всю жизнь». Люди иногда боятся или не знают, как уехать из своего города, найти работу в другом месте. Европейская лига образования внушает всем, что даже в солидном возрасте можно обучиться и уехать работать в другие места, она помогает людям адаптироваться в новых обстоятельствах и ситуациях. Наконец, важна проблема воспитания, мы предложили проект с условным названием «Пятая четверть». Смысл в том, что в России нет россиян, есть москвичи, томичи, питерцы, тамбовчане, нижегородцы, камчадалы и так далее. Люди, живущие в том или ином городе, свою страну не знают, потому что билеты стоят очень дорого. Мы предлагаем в дневнике каждого ученика каждый год после оценки по поведению проставлять еще одну - за пятую четверть. То есть за десять-одиннадцать лет точечно за счет, естественно, государства ученик должен успеть увидеть всю страну, где он живет. Может быть, это будет единственное настоящее направление патриотического воспитания, и как ни крути, но в такой стране, как наша, мы начнем жить там, где будет работа. Другого способа узнать страну, как с помощью национального проекта, который будет реализовывать, скажем, Лига образования, не будет.