«Столичное образование-4» - та программа, которая в основном выполняется, и нам, конечно, нужно говорить о тех мерах, которые сама жизнь сейчас выдвигает и требует их решения.

Что же нам нужно дополнительно отработать, чем усилить программу «Столичное образование-4», чтобы приблизиться к реализации очень серьезной и, если хотите, очень честолюбивой программы создания образа «Школы будущего»?

Я поддерживаю предложение о создании независимой городской Общественной палаты образования, которая определяла бы качество образования, поднимала все текущие и проблемные для нашего образования вопросы, рассматривала сигналы с мест, то есть была тем зеркалом, в которое нужно почаще смотреться и хозяйственным руководителям, и руководителям Департамента образования, и правительству Москвы, чтобы видеть и решать проблемы образования.

Правительство города в 2007 году существенно повысит зарплату учителям и работникам дошкольных учреждений.

Когда мы «раскрутили» проблему уменьшения очередей в дошкольные детские учреждения, правительство поставило перед строителями, системой социальной сферы, системой образования задачу по введению 100 типовых детских садов. Это очень тяжелая работа, но в 2007 году мы введем тоже 100 детских садов. Это большое социальное дело.

Нам нужно в 2007 году выделить как стратегическое направление «Столичного образования-4» тему профтехобразования. У нас в городе готовят громадное количество специалистов с высшим образованием. Когда я работал на предприятии, была формула количества рабочих, макетчиков, технологов, инженеров, соотношения были абсолютно всем известны. Что изменилось сегодня? На одного инженера должно приходиться 5-7 рабочих в разных отраслях, если же мы подсчитаем, сколько у нас готовится инженеров, и определим, сколько на них должно приходиться рабочих, техников и так далее, то увидим, что выпуск специалистов из учреждений профтехобразования недостаточен.

Профтехобразование - проблема, которая сегодня стала острейшей в государстве и в городе, нам не хватает квалифицированных рабочих кадров.

Вторая проблема - оснащенность учреждений профессионального образования, это проблема, которая требует немедленного решения. Мы должны провести работы по переоснащению, по приобретению нового оборудования, на котором обязательно должны учить молодого человека, тогда мы получим современные рабочие кадры.

Думаю, нам нужно выделить профтехобразование как стратегически важную задачу и отрабатывать ее совершенно по-другому.

У нас стала разрешаться ситуация с детьми-инвалидами школьного возраста. Мы ввели в действие довольно много школ, которые дают возможность в условиях школы получать образование и находиться в коллективе детям с ослабленным здоровьем. Это очень хороший, очень положительный опыт, и мы первыми в стране его приобрели. «Столичное образование-4» должно быть дополнено задачей по созданию школ такого рода, построенных по индивидуальным проектам.

Владимир ИСАНИН, генеральный директор ООО «Станкоагрегат»:

- Нашему заводу нужны рабочие кадры. Не будет их в ближайшее время, завод можно будет закрыть. Но практически нет центра, куда можно было бы дать заявку на набор специалистов и подготовку кадров по профессиям, как это было раньше.

Сегодня мы заканчиваем разработку концепции развития «Станкоагрегата» на ближайшие годы, потому что без перспективы жить нельзя. В программе 80 подпрограмм и самая приоритетная - подпрограмма «Кадры». Но уже сейчас мы работаем с Департаментом образования. Это создание инновационной программы «Проэмулятор» - профессиональное обеспечение и профессиональное обучение, создание молодежного центра творчества, студенческо-технологического конструкторского бюро при Станкине.

Мы начали работать с близлежащими школами и делать «программу открытых дверей», эта политика на первом этапе показала, что ребята в свободное от работы время и в каникулы с удовольствием приходят на работу, а далее мы заключили договоры о совместной деятельности со школами №№1085, 453, 785, с колледжами №127 и имени Шолохова. Постепенно стали возрождаться династии, 16 человек из рабочих семей после окончания школы поступили в Станкин, учатся там в спецгруппе, днем работают на заводе, вечером учатся в институте. В первые два года они работают на станках, а на третьем будем их ориентировать на инженерно-конструкторский, технологический центры или на работу управленцем на производстве.

Конечно, нас не могла не заинтересовать та материальная база, которой располагают учреждения профобразования. Честно сказать, то оборудование, которое находится в мастерских, на уровне раритетов. Вряд ли нормальный ребенок захочет стать токарем или фрезеровщиком, побывав в такой мастерской, а ведь нам нужны специалисты, которые освоили специальность, получили высокую квалификацию на станках не только универсальных, но и станках высокого уровня, на станках с ЧПУ, обрабатывающих центрах, специалисты, которые могут не только работать на таких станках, но и составлять программы для обработки деталей. Им нужны для этого серьезные знания. Поэтому мы начали работу с Департаментом образования по созданию ресурсного центра.

Работа была непростой, потому что мы решили создать новый обучающий центр у себя на предприятии. Для этого несколько раз встречались с работниками департамента и директорами колледжей, отрабатывали философию и формат работы центра. Там будут проходить производственную практику учащиеся 8 колледжей, для этого мы выделили 450 квадратных метров производственных площадей, договорились, что поставим туда свое оборудование, но высокотехнологичное и универсальное было бы желательно и необходимо закупить.

Не от хорошей жизни мы занялись вместе с «Техностанко-21» созданием «проэмулятора». Подготовить хорошего токаря и фрезеровщика можно за 5-10 лет, а «проэмулятор» - инновационное устройство, компьютер - устанавливается на универсальный станок и позволяет обучить быстро и качественно парня, который пришел с улицы и никогда на станке не работал.

Создание кадрового потенциала необходимо проводить в среде обитания - в микрорайоне, в школах, в лицеях, которые находятся рядом с заводом. Этому должны способствовать ресурсные центры. Но нужно финансировать их работу. «Проэмуляторами» мы оснастили уже 64 станка в колледжах Департамента образования. Недавно приезжали премьер-министр и министр образования Татарстана, посмотрели наши инновационные разработки и дали высокую оценку нашей работе. Это решение проблемы как инновационной поддерживает префектура Юго-Восточного округа.

Анатолий СМИРНОВ, префект Зеленоградского округа:

- Точкой роста нового качества и новой методологии образования названа модель московской «Школы будущего». При обсуждении на правительстве Москвы хода нацпроекта в столице Юрий Михайлович Лужков так определил три черты такой школы - это школа электронизации, школа наглядности, школа активного освоения учащимися мира. После этого мы с Любовью Петровной Кезиной выпустили совместное распоряжение о создании рабочей группы по разработке проекта «Школы информатизации». В нее вошли Алексей Семпенов, ректор Московского института открытого образования, специалист по информатизации школы мирового уровня, представители городской целевой программы «Электронная Москва», префектуры Зеленограда, наиболее продвинутых школ Москвы, медики, психологи, юристы, экономисты. В ходе трехмесячной работы мы попытались найти некоторые обобщенные подходы к определению модели «Школы информатизации». Мы считаем, что «Школа информатизации» должна быть важнейшей составной частью модели «Школы будущего».

Основой для «Школы будущего» станут электронно-цифровые технологии, которые обеспечивают для учащихся (и в школе, и дома) открытое и безопасное гипермедийное пространство для изучения всех предметов, то есть наглядность. Учащийся и учитель должны использовать весь арсенал современных цифровых инструментов, позволяющих вести исследование, проектирование, созидание, то есть проявлять активность. Сегодня в московских школах физика осваивается в ходе наблюдения за реальными процессами и постановки реальных экспериментов, которые фиксируются видеокамерами и цифровыми измерительными инструментами. Ученики анализируют результаты компьютерными инструментами, сравнивают реальные модели с виртуальными, выдвигают и обсуждают гипотезы.

История и география начинаются с истории своей семьи и географии своей улицы, записей военных воспоминаний старшего поколения, оцифровки семейных архивов, нанесения их на ленту исторического времени, создания своей электронной карты местности, содержащей экологическую информацию.

Важный элемент «Школы информатизации» - информационная среда. Доступ в эту среду для учеников и учителя должен быть в любом месте школы в любое время с 8 утра до 8 вечера, а, может быть, и позже, вне школы он осуществляется через интернет. Деятельность учителя и учащегося в «Школе информатизации» ведется в иной информационной среде, в ней сохраняются результаты работы учителя и учащихся, их анализ и оценки. Это означает, что школа становится прозрачной, учебный процесс виден родителям, структурному управлению образования. На этой основе может осуществляться выбор путей продолжения образования, повышается степень доверия и уважения к школе, мотивация учащихся. Система интегрирует и электронную карту учащегося. Безопасность детей будет также обеспечиваться информационными системами.

Что мы имеем сегодня? Шесть лет назад была принята программа оснащения школ компьютерной техникой и учебным оборудованием. Департамент образования создал Центр информационных технологий и учебного оборудования, который координирует эту работу в городе в целом. На его базе открыт Центр педагогического мастерства, в котором учителя осваивают передовые технологии и решения. Московские школы уже работают с такими инструментами: «живая» математика, «живая» физика, в 2006 году получены инструменты для работы с иностранными языками, химией, биологией, историей, географией, в начальной школе, накапливается объем качественных информационных источников по всем предметам. Не случайно федеральный общеобразовательный портал таких источников создан на базе Московского института новых технологий - российского лидера в области информатизации школы с бесспорно мировой репутацией. Реальная работа идет в школах Зеленограда, в лицеях инновационных технологий на Юго-Западе, Северо-Востоке, в школе №1299 Центрального округа, в центрах образования «Измайлово» на Востоке, «Царицыно» на Юге, в школе №1012 в Западном округе. В Москве информатика и информационные технологии занимают все более прочное место уже в начальной школе. В наибольшей степени модель школьной информатизации реализуется в центре образования «Технологии обучения», где более тысячи детей, которые не могут посещать школы - детей-инвалидов, учатся в современной информационной среде.

Что нам надо сделать сегодня? Именно сегодня, а не вчера и не завтра, принципиален переход от отдельных экспериментальных находок учителей-новаторов, которые нельзя воспроизвести в массовой школе, к модели школы, которая в ходе планомерной работы станет основной в Москве. Это не значит, что эксперименты, поиски нового надо завершить. Задачу мы видим в другом - в рамках рабочей группы создана концепция «Школы информатизации», информационная модель «Школы информатизации» и комплексное описание информационной системы, рекомендации по должностным инструкциям работников «Школы информатизации» и другим локальным актам школы, выработаны требования по оснащению школ, учитывающие задачи учебного процесса, воспитания, внешкольной работы, взаимодействия с социальной средой. Все это требует соответствующей доработки и утверждения. Но уже сегодня Департамент образования ведет работу по планированию и реализации модели «Школы информатизации» во всех московских школах с учетом индивидуальной готовности школьных коллективов. В Центре информационных технологий и учебного оборудования в процесс обучения и проектирования своей модели «Школы информатизации», то есть использования новейших технологий в преподавании, включились уже более 3,5 тысячи учителей и 500 московских школ. Не все школы вышли на уровень конкретных планов, но это и есть тот результат, которого мы хотели достичь, чтобы решение об оснащении школы принималось на основе ее готовности и квалификации педагогов.