Городская целевая программа развития образования «Столичное образование-4» была принята 19 июля 2005 года. Анализируя проделанную работу, можно сказать, что благодаря межведомственному характеру и объединению усилий различных комплексов городского хозяйства, общественных организаций, профессиональных сообществ удалось в основном обеспечить устойчивое развитие системы образования в городе, ее доступность, обязательность, повышение качества.

При выполнении раздела «Нормативно-правовое обеспечение развития образования» наиболее сложным стал переход образовательных учреждений на нормативное финансирование. С 1 января 2006 года образовательные учреждения перешли на нормативное финансирование. С 1 января 2007 года на нормативное финансирование переходят дошкольные образовательные учреждения и учреждения профессионального образования. Однако переход на нормативное финансирование будет формальным, если каждое образовательное учреждение, будучи юридическим лицом, не будет иметь своего лицевого счета в казначействе. Сегодня только каждое третье учреждение имеет такой счет.

Не удалось нам пока перестроить работу окружных централизованных бухгалтерий, которые, с одной стороны, должны перейти на новую систему обслуживания образовательных учреждений, работающих в режиме финансовой самостоятельности, но не имеющих своей собственной бухгалтерии, а с другой стороны, наладить четкую систему формирования плановых показателей и планирования финансовых средств для каждого образовательного учреждения. Длительное время в городе не решается проблема участия профессиональных учреждений в городском заказе и реализации произведенной продукции, выполненной во время учебно-производственной деятельности.

В разделе «Развитие материально-технической базы» строительство и реконструкция объектов образования выполнена полностью в соответствии с намеченными мероприятиями, хуже обстоит дело с проведением капитального и текущего ремонта. За два прошедших года выполнение по капитальному ремонту составило 80%, а по текущему - всего 30%. Причина в недофинансировании этих работ. К тому же и благоустройство территорий образовательных учреждений приходится выполнять за счет тех же средств.

В разделе «Организационно-методическое и информационное обеспечение деятельности образовательных учреждений» трудным делом оказалось создание базы учета детей в возрасте от ноля до 18 лет и выявление на ее основе тех детей, которые не учатся. Сама эта работа необходима для выполнения закона об обязательном общем образовании. Головными организациями в этом процессе по постановлению правительства Москвы были определены районные управы, однако только в Южном и Зеленоградском округах эта работа завершена.

За 2006 год были проведены совместные рейды и совместная работа, выявлено 86 детей школьного возраста, которые не появились в школе, поэтому эту работу предстоит продолжать, так как дойти до каждой семьи нам пока не удалось.

По разделу «Развитие сети образовательных учреждений» следует отметить, что в Центральном и Юго-Восточном округах не открыты учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, в Западном, Северо-Восточном, Юго-Западном, Северном, Юго-Восточном округах - центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям. В Западном, Юго-Восточном и Юго-Западном - школы полного дня. Эти учреждения откроются в 2007 году.

В области содержания и качества образования в 2007 году мы планируем пересмотреть в структуре учебного плана увеличение часов по русскому языку, чтению, иностранному языку за счет интеграции предметов и школьного компонента. В соответствии с распоряжениями правительства Москвы в Московском городском педагогическом университете будет создан Институт иностранных языков, где начнется подготовка учителей по японскому и второму иностранному языку, увеличится количество часов на изучение языка с двух до трех во всех школах начиная с начальных классов, в каждом округе откроем по школе, в которой будет идти изучение японского языка.

Для повышения социальной компетентности школьников мы введем факультативы по истории религий, экологии Москвы и вопросам устойчивого развития общества. Новый базисный учебный план будет способствовать дальнейшему развитию профильного обучения, для этого уже подготовлены программы, пособия, организована система повышения квалификации учителей.

В 2007 году в системе дошкольного образования определены дополнительные меры к программе «Столичное образование-4». Нам предстоит большая работа по созданию мест в детских садах за счет нового строительства и передачи городу ведомственных детских садов. Несмотря на то, что в результате реализации комплексной программы по ликвидации очередности в детских садах в 2006 году введено 17563 места, потребность в дошкольных учреждениях очень высока. Комплекс архитектуры и строительства ведет напряженную работу по строительству детских учреждений, к началу 2007 года сданы 100 детских садов.

В области кадрового обеспечения системы образования остается нерешенным вопрос перехода на отраслевую систему оплаты труда, хотя предложения уже подготовлены.

Волнует нас и проблема старения педагогических кадров. Из года в год растет быстрыми темпами процент педагогических работников пенсионного возраста, сейчас он составляет 18,7%, то есть практически в скором времени каждый пятый учитель будет пенсионного и запенсионного возраста. Проблема эта, понятно, государственная, пока не будет решен вопрос достойного пенсионного обеспечения учителей, они из школы не уйдут. Пенсия у учителей очень низкая, многие из них не имеют никакой семейной поддержки. Мы знаем, что в результате специфики труда 30% учителей не имеют семей, поскольку не сумели создать их за время работы в школе. Поэтому они могут жить только на ту пенсию, которую им платят, поэтому учитель и старается задержаться в школе как можно дольше, чтобы иметь средства к существованию. Эту проблему нужно решать в целом по России, учителям нужно обеспечить достойную пенсию. Мы готовим сегодня современную молодежь, она готова прийти в школы, она по-новому подготовлена к этой работе, но, думаю, наступит такой момент, когда мы эту молодежь не сможем принять в школы из-за того, что старые кадры не уходят на пенсию. Отсюда возникают трудности трудоустройства молодых учителей.

В системе профессионального образования нам не хватает 50% мастеров производственного обучения - это 2000 человек. Мастеров производственного обучения в России никто не готовит, поэтому мы предложили реорганизовать Московскую академию делового администрирования в Инженерно-педагогический институт. Если будет принята отраслевая система оплаты труда, то она коснется и мастеров производственного обучения. Хорошим мастерам нужно платить достойно, а сегодня зарплата их довольно низкая, ибо часто мастер имеет 2-3-й разряд по своей профессии. Понятно, что хороших специалистов такие мастера не подготовят, а привлечь других нам не позволяет сегодняшняя зарплата мастера.

В 2006 году был издан Указ Президента РФ, принято постановление Правительства РФ «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы». В целях реализации указа президента и постановления правительства мы предложили внести дополнение в программу «Столичное образование-4» на 2007 год.

Предложения связаны прежде всего с реализацией второго этапа приоритетного национального проекта «Образование». В качестве вклада в этот проект спланирована дальнейшая работа по созданию модели «Школы будущего». В 2006 году мы провели конкурс «Строим школу будущего». В этом конкурсе приняло участие 161 образовательное учреждение. Среди них были определены 15 победителей. Победители конкурса обозначили наиболее характерные черты этой модели. По их мнению, школа будущего - это школа равных возможностей, которая должна объединять детей из разных социальных слоев, детей разных национальностей и вероисповеданий, здоровых и больных, поскольку всем им жить в будущей России и работать во имя ее процветания, это школа передовых технологий, школа мышления, понимания способов деятельности, это школа развития социальных возможностей ребенка, его умения преобразовывать общественную среду, в которой он живет, это школа личностного роста, школа социальных проектов, это вариативная школа, школа индивидуальных программ личностно-ориентированного содержания, школа, имеющая широкий блок дополнительного образования и воспитательной работы в целом.

В январе и феврале 2007 года проект «Школы будущего» будет вынесен на обсуждение сначала ученической, а потом и родительской конференций. В марте 2007 года пройдет обсуждение в педагогическом сообществе. С 1 сентября 2007 года мы планируем приступить к реализации проекта.

Принципиально новым проектом для нас стало создание школы информатизации. Над моделью этой школы работает группа во главе с префектом Зеленограда Анатолием Николаевичем Смирновым.

В 2007 году запланировано расширение приоритетного национального проекта и включение в него учреждений профессионального образования. Москва по согласованию с Юрием Михайловичем Лужковым будет принимать участие в конкурсе регионов России по модернизации образования. Критерии этого конкурса - создание новой системы финансирования (отраслевая система оплаты труда и нормативное финансирование), развитие региональной системы повышения качества образования, создание достойных условий для качественного образования всех категорий детей, развитие общественно-государственных форм управления на всех уровнях образования и организационное обеспечение регионального комплексного проекта в области образования.

2007 год станет годом создания научных проектов для детей и молодежи. Это прежде всего познавательный центр «Технорама-Интеллект» в Царицыне, наукоград на ВВЦ.

В настоящее время вышла в свет целевая среднесрочная программа «Патриотическое воспитание молодежи Москвы», которая ляжет в основу воспитательного цикла образовательных учреждений, окружных управлений и Департамента образования. В 2007 году мы в дополнение к программе «Столичное образование-4» определили участие школьных библиотек, учителей литературы, классных руководителей в поддержке и пропаганде чтения среди обучающихся и их родителей.

В 2007 году Департамент образования видит свою задачу в создании необходимых условий для получения москвичами достойного образования.